Разработка урока. Закрепления темы «Сложное предложение»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Смирнова Елена Евгеньевна

Актуальность.Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Характерной чертой проблемного обучения является функция развития творческих способностей. В ходе проблемного изложения используются эвристическая беседа и диалоговые методы, которые планируются таким образом, чтобы каждый следующий вопрос был связан с предыдущим и основывался на нём. Вопросы и ответы на них направляются на решение основной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока. Закрепления темы «Сложное предложение»

Актуальность.Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Характерной чертой проблемного обучения является функция развития творческих способностей. В ходе проблемного изложения используются эвристическая беседа и диалоговые методы, которые планируются таким образом, чтобы каждый следующий вопрос был связан с предыдущим и основывался на нём. Вопросы и ответы на них направляются на решение основной проблемы.

Тема. «Сложное совсем не сложно».

Задачи урока:

обучающие: 

-проконтролировать степень усвоения основных знаний,

умений и навыков по теме «Сложное предложение»;

-углубить теоретические знания в ходе практического решения вопросов;

-закрепить пунктуационные навыки.

развивающие:

- развивать самостоятельность в использовании сведений

теоретического характера;

-развивать умения и навыки анализа языковых единиц.

воспитательные:

-активизировать познавательный интерес к предмету;

- осуществлять патриотическое воспитание учащихся;

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Цели урока:

1) Закрепление умений:

  • видеть структуру сложного предложения;
  • различать виды придаточных предложений;
  • правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы.

2) Развивать письменную и устную речь.

Основные виды учебной деятельности: синтаксическое исследование, конструирование, пунктуационный тренинг.

Особенности роли педагога:

-создание проблемной учебной ситуации на основе подобранного материала;

-составление задания: формулировка, организация работы в группах, определение критериев и форм оценки работы (самооценка, оценка коллектива, оценка учителя).

Вид урока: практикум

Методы ведения урока: проблемно-диалогтческий.

Форма: работа в группах, в парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.

Оборудование: мультемедийный проектор, слайды, карточки для парной работы.

Ход урока

  1. Орг.момент.

1.Слово учителя(мотивация) .

В начале урока мне хочется подбодрить вас и прочитать такое стихотворение:

 Я верю: все у вас получится,

Удачным будет этот день,

Преодолеем все мы трудности,

Лишь было бы учиться вам не лень.

2. Каждый урок русского языка мы начинаем с синтаксической пятиминутки и сегодня это не будет исключением.

Синтаксическая пятиминутка: Запишем предложения: Слайд 1

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил свою Родину.

За Родину воевали наши деды, а мы должны её беречь.

Личное счастье и благополучие Родины являются неразрывными: мы должны оберегать ее, изучать и уважать историю, придерживаться традиций, с уважением относиться к законам

Все предложения сложные (2 и более

1.СПП с придаточным определительным

2.ССП с противительным союзом а

3.БСП

Какой общей темой объединены? Родина

А что для каждого из вас “Родина”? (Страна, Россия, то место, где родился, мама и папа, культура и т.д.)

Сложно было определить вид предложений?

II. Формулирование темы и целей урока. Слайд 2, 3

- Сегодня у нас урок обобщения и закрепления знаний на тему: "Сложное предложение" или как я его назвала "Сложное совсем не сложно».

- Запишите тему урока. Цели нашего урока

- Неделю назад я разделила вас на группы, и каждая группа получила задание подготовить слайд на определенную тему. Посмотрим, как вы справились.

III.Актуализация опорных знаний.  

– Проверим, готовы ли мы к работе.

Какие предложения называются сложными?

Какие предложения называются простыми?

Какие предложения называются бессоюзными?

Какие предложения называются союзными?

На какие группы делятся союзные предложения?

Какие предложения называются сложносочиненными?

Какие предложения называются сложноподчиненными?

Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе ССП, СПП

Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.

Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова?

Как различать подчинительные союзы и союзные слова?

Какие  союзы используются в ССП?

Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?

Какую особенность БСП вы можете назвать?

IV. Основная часть урока.

- Неделю назад я разделила вас на группы, и каждая группа получила задание подготовить слайд на определенную тему. Посмотрим, как вы справились.(группы были сформированы по принципу сильный-слабый)

1) Выступление 1-ой группы.

-Первая группа: Глушко С., Савунова А..

- Этой группе было дано задание составить обобщающую таблицу о сложных предложениях. Даем им слово.(слайд№4).

Выступление учеников:/Мы составили таблицу обобщающего характера. В нашем представлении сложносочиненные - это добрые предложения, которые соединяют два простых. Сложноподчиненные - злые, они подчиняют одно предложение другому. А бессоюзные - бестолковые, они ищут союзы и никогда не находят./

2)-Чтоб знания закрепить сполна, проведем разминку для ума (слайд№5)

- По этим схемам определите типы сложных предложений, укажите, какое сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное.

1) [ ] ,и [ ].-сложносочиненное.

2) [ ], (если:). - сложноподчиненное.

3) [ ], [ ]. - бессоюзное

-Составьте по этим схемам предложения, запишите их. Не забываем тему Родина.

- А у меня получились вот такие предложения: Слайд 6

1. Для нас родина начинается с извилистой реки Вопь, и поселка с поэтическим названием  Михейково.

2. Человек перестанет быть человеком, если не будет знать историю своего края.

3. Любовь к Родине дает смысл жизни, она превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.

3) Выступление 2-ой группы.

- Вторая группа: Костюченкова А., Елисеева С..

- Этой группе был дан вопрос о сложносочиненных предложениях.

Даем им слово.(слайд№7)

Выступление учеников:/Нам было дано задание рассказать о сложносочиненных предложениях. Эти предложения делятся на три группы:

С соединительными, с разделительными и с противительными союзами./

4) Различать союзы - это талант, пора нам провести цифровой диктант.(слайд№8)

  1. Пятьдесят лет назад здесь был передовой  колхоз, и колхозники совершали трудовые подвиги. (1)
  2. Труд животновода очень сложный, но они трудились от рассвета до заката .(3)
  3. Отовсюду раздавалось тарахтение бульдозеров, или слышался шум тракторов. (2)
  4. В  поселке  строились дома, но специалистов катастрофически не хватало. (3)
  5. Построили клуб, и он распахнул свои двери. (1)
  6. Ни проливные дожди не могли помешать стройке, ни жгучие морозы - охладить горячие сердца. (1)
  7. То светило солнце, то шел дождь, то дул  ветер. (2)

(ключ:1,3,2,3,1,1,2)

-Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на экран и проведите взаимопроверку.(слайд №9)

5) Выступление 3-ей группы.

- Третья группа: Сильченкова В., Рохмистов Ю.

- Третьей группе было дано задание подробно рассказать о сложноподчиненных предложениях. Послушаем их. (слайд№10)

Выступление учеников по таблице.

6) - Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

- На экране предложения.(слайд№11).

I вариант выписывает предложения с придаточными определительными.

II вариант - с придаточными изъяснительными.

-Расставте знаки препинания и начертите горизонтальные схемы.

1. Для меня родной край начинается с извилистой реки Вопь, на берегах которой проходит мое милое детство.

[ ], (который:)- опред.(какой?)

2. Недаром говорится, что красотой любимой Вопи можно любоваться часами.

[ ], (что:).- изъясн. (что?)

3. В народе говорили, будто наша речка получила балтийское название  от "фатьяновцев".

[ ], (будто:). - изъясн.(что?)

4. Святая обязанность любить землю, которая вскормила и вспоила нас.

[ ], (которая:). -опред.(какая?)

5. Сердце никогда не забудет дом матери, где прошли самые счастливые годы детства.

[ ], (где:).-опред.(какой?)

6. Я думаю, что каждый из нас обретет чувство человеческого достоинства в своей любви к родной земле.

[ ], (что:).-изъясн.(что?)

- Проверим задание. Слайд 12

-С каждого варианта по одному человеку к доске начертить схемы.

Физкультминутка. Игра «верю, не верю» (верю – стоим, не верю – приседаем)

1. Верите ли вы, что сложное предложение имеет одну грамматическую основу? (нет)

2. Верите ли вы, что части сложного предложения могут быть связаны союзами? (да)

3. Верите ли вы, что сложное предложение представляет собой единство по смыслу и интонации? (да)

4. Верите ли вы, что между частями сложного предложения не бывает союзов? (нет)

5. Верите ли вы, что части сложного предложения разделяются запятой? (да)

6. Верите ли вы, что части ССП равноправны между собой? (да)

7. Верите ли вы, что союзы а, но, и, или связывают части СПП (нет)

8. Верите ли вы, что части БСП на письме разделяются запятой (да)

9. Верите ли вы, что в СПП от одной части к другой можно поставить вопрос (да)

10. Верите ли вы, что союз чтобы относится к ССП (нет).

11. Верите ли вы, что сложное предложение может иметь несколько грамматических основ (да)

12. Верите ли вы, что в сложном предложении зависимую часть называют придаточной частью (да)

7) Выступление 4-ой группы.

- Четвертая группа: Михаленкова О., Филатов М.

- Они работала над сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.(слайд№13) Выступление учеников/Эти придаточные расскажут вам подробно:

Место, где все произошло,

Время, когда все случилось,

Каким образом и в какой степени,

При каком условии и по какой причине или с какой целью,

Обнаружат сравнения, пойдут на уступки и проведут следствие./

8)-Чтобы упрочить ваши знания, даю графическое задание.(слайд14). Это работа на оценку.

1. Мы смело можем назвать свой поселок родиной, потому что знаем её историю.

[ ], (потому что:) - причины.(почему?)

2. Когда в поселке ещё не было школы, дети  обучались в городе Ярцево.

(Когда),[ ]. - времени.(когда?)

3. Несмотря на то что строили по выходным дням, школа была открыта в срок.

(Несмотря на то что:),[ ]. - условия(при каком условии?)

4. Где раньше были картофельные поля , теперь раскинулись луга.

(Где:),[ ].- места.(где?)

5. Наши бабушки и дедушки делали все на совесть, так что поселок стоит до сих пор.

[ ],(так что:) - следствия.

-Графический диктант я проверю, когда возьму тетради на проверку.

9. Выступление 5 группы. Королькова А.Нисковская В.

Им было задание  построить таблицу и подробно рассказать о бессоюзном сложном предложении. Послушаем их. (слайд№15)

В качестве закрепления вам предлагается дома написать мини-текст на тему «Моя родная Смоленщина» с использованием БСП всех смысловых отношений между частями.

V. Задание на повторение.

-Послушайте отрывок из стихотворения. Какова его тема, основная мысль?

Благодарю, Земля, благодарю
За то, что видел озеро, зарю,
За все вокруг, что знаю, слышу, вижу:
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви,
Ни словом, ни поступком не обижу:
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа!
(И.Кисилев).

-Посмотрите на Слайд 16. Запишите этот отрывок. Вставьте и объясните пропущенные знаки препинания.

Благодарю Земля благодарю
За то что видел озеро зарю
За все вокруг что знаю слышу вижу
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви
Ни словом ни поступком не обижу
Простите нас деревья и трава!
Мы забываем повзрослев едва
Что общим корнем связаны слова
Народ и благородство и природа!

V. Итог урока.

-Чтобы знания пошли впрок, подведем урока итог.(слайд№17)

  1. На какие группы делятся сложные предложения?
  2. На какие вопросы отвечают придаточные определительные, изъяснительные?
  3. Перечислите группы обстоятельственных придаточных.
  4. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении в зависимости от смысловых отношений?

VI. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Сложно ли сложное предложение?» Красная карточка – сложное, зеленая – совсем не сложное.

Выберите фразеологизм, наиболее точно отражающий ваше настроение и вашу работу на уроке.
Кто сегодня весь урок «работал засучив рукава» - и сейчас к концу урока «на седьмом небе от счастья»?
А кто пришел немного неуверенным в своих знаниях, но «ловил каждое слово» учителя – и к концу урока «воспрянул духом»?
А кто «считал ворон» на уроке – и в итоге ничего не понял и «нос повесил»? Не вешайте нос!

VII. Домашнее задание.

Задание вы уже получили, сдаем тетради на проверку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксическая пятиминутка Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил свою Родину. За Родину воевали наши дедушки, защищают её и наши отцы, а мы должны её беречь. Личное счастье и благополучие Родины являются неразрывными: мы должны оберегать ее, изучать и уважать историю, придерживаться традиций, с уважением относиться к законам

Слайд 2

Сложное совсем не сложно Смирнова Елена Евгеньевна Учитель русского языка и литературы МБОУ Михейковская сш

Слайд 3

1.Закреплять умения: а)видеть структуру сложного предложения; б)различать виды придаточных; в)правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы. 2.Развивать письменную и устную речь; 3.Воспитывать любовь к . Цели урока:

Слайд 4

Сложное предложение СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ предложение (ССП) простые равноправные предложения соединены посредством интонации и СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ предложение(СПП) придаточные предложения подчиняются главному посредством интонации и ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ союзов или СОЮЗНЫХ СЛОВ. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Простые равноправные предложения соединены посредством ИНТОНАЦИИ Пунктуация между частями БСП зависит от типа интонации

Слайд 5

Разминка для ума 1. [ ] , и [ ] . 2 . [ ] , ( если... ) . 3 . [ ] , [ ] .

Слайд 6

1. Для нас родина начинается с извилистой реки Вопь , и поселка с поэтическим названием Михейково . 2. Человек перестанет быть человеком, если не будет знать историю своего края. 3. Любовь к Родине дает смысл жизни, она превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.

Слайд 7

Сложносочиненные предложения С соединительными союзами: И, ДА(=И), НИ –НИ, ТОЖЕ. С разделительными союзами: ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,НЕ ТО-НЕ ТО С противительными союзами: А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ.

Слайд 8

Цифровой диктант С соединительным союзом С разделительным союзом 3. С противительным союзом

Слайд 9

взаимопроверка 1, 3, 2, 3, 1, 1, 2.

Слайд 10

Сложноподчиненные предложения С придаточными Определительными -отвечают на вопросы: какой? какая? какие? -служат для выражения признаков предмета. С придаточными изъяснительными -отвечают на падежные вопросы. -служат для выражения своего отношения к факту, явлению и т.д. С придаточными обстоятельственными отвечают на вопросы обстоятельства в простом предложении и делятся на те же виды.

Слайд 11

1. Для меня родной край начинается с извилистой реки Вопь на берегах которой проходит мое милое детство. 2. Недаром говорится что красотой любимой Вопи можно любоваться часами. 3. В народе говорили будто наша речка получила балтийское название от" фатьяновцев ". 4. Святая обязанность любить землю которая вскормила и вспоила нас. 5. Сердце никогда не забудет дом матери где прошли самые счастливые годы детства. 6. Я думаю что каждый из нас обретет чувство человеческого достоинства в своей любви к родной земле.

Слайд 12

1. Для меня родной край начинается с извилистой реки Вопь , на берегах которой проходит мое милое детство. [ ], (который:)- опред .(какой?) 2. Недаром говорится, что красотой любимой Вопи можно любоваться часами. [ ], (что:).- изъясн . (что?) 3. В народе говорили, будто наша речка получила балтийское название от " фатьяновцев ". [ ], (будто:). - изъясн .(что?) 4. Святая обязанность любить землю, которая вскормила и вспоила нас. [ ], (которая:). - опред .(какая?) 5. Сердце никогда не забудет дом матери, где прошли самые счастливые годы детства. [ ], (где:).- опред .(какой?) 6. Я думаю, что каждый из нас обретет чувство человеческого достоинства в своей любви к родной земле. [ ], (что:).- изъясн .(что?)

Слайд 13

Придаточные обстоятельственные Образа действия и степени Места Времени Условия Причины Цели Сравнения Уступки Следствия

Слайд 14

Задание: начертить горизонтальные схемы и указать вид придаточных предложений.

Слайд 15

Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Схема, смысловые отношения частей Запятая: Перечисление фактов [ ], [ ]. Точка с запятой:То же, но более отдаленных по смыслу, распространенных предложениях, в которых часто уже есть знаки препинания. Двоеточие: [ ]: [указывает причину] [ ]: [дополняет смысл]. [ ]: [поясняет]. Тире:Быстрая смена событий, неожиданность; Противопоставление [ ] – [ ].; [ ] – [сравнение].; Причинно-следственная связь: [время, условие] – [ ]. [ ] – [вывод, следствие]. Часто совмещается:[условие] – [следствие]. Можно заменить союзным предложением [ ], и [ ]. [ ], (потому что) (что…).[ ], (как…). [, а именно]: [ ] [ ], a [ ]. (словно…) [ ], (будто…) (когда…) ( если…), [ ].

Слайд 16

Благодарю Земля благодарю За то что видел озеро зарю За все вокруг что знаю слышу вижу И эти дали светлые твои, Пока мне хватит крови и любви Ни словом ни поступком не обижу Простите нас деревья и трава! Мы забываем повзрослев едва Что общим корнем связаны слова Народ и благородство и природа!

Слайд 17

На какие группы делятся сложные предложения? На какие вопросы отвечают придаточные определительные, изъяснительные? Перечислите группы обстоятельственных придаточных. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении в зависимости от смысловых отношений?

Слайд 18

На момент создания шаблона все ссылки являются активными ! Тетрадный лист: https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/97/562/97562345_S__7_. jpg Осенний фон: https://www.mamusik.ru// upload/userimages/hpsbwkhnxcqjkptzmiqgo.jpeg Кленовые листья с ягодами: https:// img-fotki.yandex.ru/get/6715/139440740.a4/0_c3a25_4d596298_orig Книги: https:// i.postimg.cc/rFyRR8Sm/PNG-Kitap-Resimleri-www-nisanboard-564.png Осенний лист: https:// img-fotki.yandex.ru/get/4520/575578.27d/0_6d9c7_e11c19f9_orig Уголок: http ://pamyatnik-saratov.ru/wp-content/plugins/cornerpeel/peel.png автор шаблон: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс

Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Разработка урока "Понятие о сложном предложении", 9 класс

Методическая разработка фрагмента урока «Понятие о сложном предложении, его строении» (9 класс), реализующего методику, цели и задачи обучения родному (русскому) языку. Содержание уро...

Методическая разработка урока "Понятие о сложном предложении"

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Понятие о сложном предложении"...