Урок развития речи в 6 классе.(после изучения раздела «Лексика».)Тема: Подготовка и презентация проектных работ. Проект «Слово о слове»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Смирнова Елена Евгеньевна

Планируе   

ПланируеПланируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю". Наша задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Урок развития речи в 6 классе.(после изучения раздела «Лексика».

Тема:  Подготовка и презентация проектных работ. Проект «Слово о слове»        

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы, этимология

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

-Добрый день!  Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов.

У вас появится возможность использовать полученные знания на практике, что подготовит вас к взрослой жизни. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна индивидуальная, самостоятельная, групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

2. Оргмомент.

- Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке.

Надеюсь, что все сегодня справятся с поставленной задачей и подготовят свои проекты на достойном уровне. И мы вместе оценим ваши старания.

3. Постановка темы и целей.

- Слушая песню без слов, каждый может представить себе разные картины о содержании песни. Почему мнения о содержании песни разделились? Чего не хватает? (слов) Что такое слово?

-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений.

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

Сила слова - в правде

От доброго слова язык не отсохнет.

Будь своему слову хозяин.

Лишнее слово в досаду вводит.

-Какая тема нашего проекта, как думаете?

-Какую цель поставим на уроке?

4. Работа над проектом.

-Рассмотрите технологическую карту проекта, для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта.

Мы будем работать со словами.

-Какими источниками информации воспользуетесь?

-По каким критериям предлагаете оценивать работу пар?

( на доске прикрепляются критерии оценивания работы в парах)

  • Полнота раскрытия темы по плану
  • Оформление проекта
  • Слаженность работы пары
  • Защита проекта

-Какие правила работы в группе надо соблюдать?

Примерные правила совместной работы:

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

5. Работа в парах.

Задания в группах, работа над словами по технологической карте:

1 пара - доброта

2 пара - правда

3 пара - хозяин

Распределение заданий на каждого члена пары, работа со словарями.

Технологическая карта

  1. Определить лексическое значение слова
  2. Подобрать однокоренные слова
  3. Подобрать синонимы и антонимы к этому слову
  4. Подобрать фразеологизмы
  5. Найти пословицу или загадку к слову

(загадку можно сочинить самим)

  1. Составить предложения с этим словом

(можно вспомнить или найти строки из стихотворения, афоризмы писателей)

6. Защита  проектов

По окончании работы презентация проектов (1 представитель пары у доски защищает проект), оценивание работы пар:

5 – отлично, всё получилось,

4 - хорошо, были незначительные ошибки,

3 – не всё получилось, требуется помощь.

2 – отсутствует проект, не смогли ничего сделать.

Проведем голосование. И посмотрим, чей же проект больше всего вам понравился. И проверим, совпадают ли наши мнения, и объективно ли вы оцениваете своих одноклассников.

6. Рефлексия деятельности.

-У вас две  карточки: зелёная и красная. Если вам понравился наш необычный урок, это было актуально, полезно, интересно поднимите зеленую карточку. Ну, а если это всё вас совсем не тронуло – поднимите красную карточку.

-Спасибо за урок ! Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова. Спасибо за внимание!

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Как выполнила задание 1 пара.

1.ДОБРОТА́, -ы́, ж. Свойство по прил. добрый (в 1 знач.); отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. В глазах, голосе, во всех чертах светилась старческая, умная и приветливая доброта — плод долгой жизни и практической мудрости. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». [Я] нередко наблюдал необычное выражение в глазах влюбленных людей, чувствовал особенную доброту любящих. М. Горький, В людях.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия)

 2.Добрый, добротный, добродушный, добросовестный, добряк, доброчинный, добродетельный, одобрительно, добро, задобрить, добрососедство, одобрить, добродетель, добропорядочный, добросовестный.

3. Синонимы к слову «доброта»

благородство ,кротость, сострадание, милосердие, человечность 

     Антонимы к слову «доброта»

злость, зло, злоба, злобность, жестокость, озлобление, ожесточение, озлобленность, желчь, безжалостность, жестокосердие, свирепство, свирепость, беспощадность, лютость.

4.Фразеологизмы со словом «доброта»

По доброте душевной   Сердечная доброта   Слепая доброта   Пользоваться добротой

5.Пословицы со словом «доброта»

Доброта доброго придёт в трудный час, коварство злого настигнет всегда.

Красота до вечера, а доброта на век.

Не ищи красоты, ищи доброты.
Загадки

Слова такие многое умеют, Они в любой мороз согреют, Из глубины души они спешат И слышать их обычно каждый рад!
Перед другом, братом, Не хвалитесь златом, То сокровище под сердцем За невидимою дверцей!

Она порою даже ближе Чем листья у осени рыжей, Поверь в неё обычным вздохом, С ней никогда не станет плохо!
6. Сочетаемость слова «доброта» (ребята проявили инициативу)

 человеческая доброта
любящая доброта
большая доброта 

доброта людей
доброта сердца
доброта души 

воплощение доброты
проявление доброты
выражение доброты 

проявить доброту
светиться добротой
излучать доброту

7.Какой бывает «доброта» » (ребята проявили инициативу)

ангельская 

воплощённая 

безмерная 

беспредельная 

неисчерпаемая 

8. Предложения.

Тот, кто по-настоящему добр, обязан уметь быть по-настоящему злым, когда он встречается со злом, иначе его доброта называется прекраснодушием и немногого стоит с точки зрения ее общественной ценности.

Симонов Константин

Доброта — она превыше всех благ.

Горький Максим

В ржаной ковриге скрыта
Всей доброты земной
душа.
Святая
мудрость землепашца
В ней навсегда воплощена.

Рыленков Николай Иванович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе в рамках темы «Самопознание»: «Человеческая личность» (создание лингвокультурологического портрета слова «личность»)

Данный урок позволяет  рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо кон...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Урок развития речи по теме "Облако. "Жизнь слова в разных стилях речи"

Урок построен в соответствии требованиям к современному уроку по ФГОС.  Материал урока основан на предметах, изучаемых в 6 классе: географии, литературы, русского языка. Применена технология крит...