Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лифанова Ольга Геннадьевна

Цели:

1. Образовательные:

1. формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных;

2. учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sob_i_narits.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

 

Цели:

1. Образовательные:

1. формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных;

2. учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных имен существительных;

2. Воспитательные:  

1. воспитывать самостоятельность, усидчивость;

2. воспитывать любовь к родному языку;

3. воспитывать чувство патриотизма;

 

3.Развивающие:       

1. развитие связной речи при ответе на вопросы;

2. развивать логическое мышление, наблюдательность, анализ;

3. совершенствовать умение правильно писать имена собственные и нарицательные;

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: слово учителя, беседа, работа у доски, работа с учебником, работа по карточкам

Оборудование: учебник по русскому языку

      

Литература:  Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

                                       

Структура урока:

1.      Орг. момент и целеполагание

2.      Словарно-орфографическая работа

3.      Объяснение нового материала

4.      Закрепление нового материала

5.      Подведение итогов урока

6.      Домашнее задание

 

Ход урока

I. Орг. момент и целеполагание – 3 минуты

Сегодня мы с вами продолжаем изучать имя существительное. Нам предстоит познакомится еще с одним грамматическим признаком имени существительного. А вот с каким – об этом узнаем в ходе нашего урока.

 

II. Лингвистическая разминка – 3 минуты

Перед вами на доске записаны слова: росток, Ростов, приложение, удивляться, задрожать, привлекательный, «Бородино».

Необходимо вставить орфограммы и объяснить их написание.

 

III. Объяснение нового материала – 30 минут

1. Беседа

- На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевленные и неодушевленные существительные, собственные и нарицательные).

- Какие из этих слов выступают в роли имен собственных? (Ростов, «Бородино»).

- Какие имена существительные называются собственными? (Названия единичных предметов).

- Сегодня мы познакомимся с именами собственными и нарицательными, научимся различать их, правильно использовать в речи.

 

2. Фронтальная работа

- Зачем человек дал название одному из однородных предметов? (Для того, чтобы отличить отдельный предмет от других однородных предметов).

- Назовите одно имя собственное, обозначающее какое-то любимое имя.

    а) Ваша любимая книга?

    б) Ваш любимый композитор?

    в) Ваша любимая река?  

    г) Ваш любимый фильм?

    д) Ваша любимая кличка животного?

- Молодцы! У каждого человека есть самое дорогое, любимое, памятное.

- А как различаются имена собственные и нарицательные на письме? (Имена собственные пишутся с большой буквы.)

 

3. Слово учителя

     Существительные делятся на собственные и нарицательные. Имена существительные называют различные предметы: дерево, мальчик, город, река, океан и т.п. Одинаковые однородные предметы называются одним словом, несмотря но то что эти предметы  могут отличаться друг от друга. Так, словом книга называются все книги, хотя сами книги могут отличаться содержанием и размерами.

      Словом стол называются все столы, какие бы они ни были: и письменный, и обеденный, и кухонный, и операционный.

     Существительные, называющие однородные предметы, называются нарицательными: ученик, учебник, страна, лес, река, собака и т.п.

     Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Например, чтобы из всех рек, впадающих в Азовское море, выделить самую большую реку, её назвали Дон. Самая большая река в европейской части нашей страны называется Волга. Каждый человек имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы из массы людей выделить этого человека.

     Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами собственными: Москва, Волга, Мария, Андрей, Каштанка и т.п.

     Имена собственные могут состоять из одного слова (Таганрог, Сергей) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону). В предложении такие сочетания выступают как один член предложения.

     Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, гор, названия книг, картин, кинофильмов, спектаклей, названия кораблей, поездов, исторических событий и т.д.

     Имена собственные пишутся с большой буквы.

 

4. Работа с текстом.

- Теперь поговорим о разнообразии имен собственных. Поработаем с текстом объяснительного диктанта.

 

Откуда взялись имена?

…Когда в старину люди выбирали имена своим детям, они верили, что значение имен повлияет на характер детей и их судьбу. Запишем славянские имена, вдумываясь в значения корней: Владимир, Богдан, Любим, Людмила.

 

Из какого языка пришли к нам эти имена? (Из старославянского).

-Что они означают? («Владеющий миром», «данный богом», «любимый», «милая людям».)

- Вспомните значения имен нерусского происхождения и запишите их в тетрадь. Запомните! Имена пишутся с прописной буквы и без кавычек.

Виктор – победитель

Евгений – благородный

Илья – крепость

Марина – морская

Олег – старший

Галина - тишина

 

IV. Физкультминутка – 1 минута

А сейчас мы по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое ещё.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

V. Закрепление нового материала – 5 минут

1. Творческая работа.

- Сочиним коллективный адрес местонахождения нашей школы. Я предложу план, а вы раскройте все пункты плана именами собственными.

 

План

1.                Государство.

2.                Город, его географическое положение.

3.                Улица, район.

4.                Школа.

 

2. Словарный диктант  «Что выделяется кавычками?»

     Журнал «Мурзилка», газета «За рулем», теплоход «Сибиряк», повесть «Здравствуй, это я!», песня «Мечта», спектакль «До свидания, овраг!»

*             

- На уроке мы познакомились с именами собственными, делающими наш мир близким, домашним, знакомым.

- Посчитайте, сколько имен собственных я произнесу.

 

Меня зовут Андрей. Рядом моя подруга Мария, друг Александр, и все мы, обучаемся в колледж на улице Димитрова, который находится недалеко от Волги, мы любим передачи радиостанции «Русское Радио» и альбом П.И.Чайковского «Времена года».(8)

 

А сейчас мы  с вами выполним несколько упражнений. Первым мы выполним упражнение под номером 491. Следующее упражнение – 492.

 

VI. Подведение итогов – 3 минуты

Зачем нам нужен был этот урок?

Какие существительные являются именами собственными?

Какие существительные являются именами нарицательными?

Как пишутся имена собственные?

 

VII. Домашнее задание - 1 минута

Дома вам необходимо будет выполнить упражнение 495. Давайте посмотрим на задание, и как его следует выполнять.

В нашей семье читают такие газеты, как «Телесемь», «Жизнь» и «Комсомольская правда».

Понятно всем, как выполнять задание. Хорошо.

 

Всем спасибо за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока  в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

Урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" для учащихся 5-х классов....

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Конспект урока по родному карачаевскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные". 5 класс + презентация

Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных ...

Сценарий урока "Собственные и нарицательные имена существительные"

Сценарий урока "Собственные и нарицательные имена существительные"...