Программа кружка по русскому языку "В гостях у Знайки"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Квардакова Ольга Павловна

Программа кружка по русскому языку рассчитана на 35 часов.  Для 6 класса. В основу программы легла система  закрепления орфографии 5-6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебно-методический материал58.13 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку

Предметный кружок   « В гостях у Знайки »

  35 часов (1 час в неделю).

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей  обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Актуальность программы

      Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). С этой целью в программе  предусмотрены активные  формы  работы, направленные  на вовлечение  обучающихся  в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими  лингвистического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.

Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.

Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.

Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.

Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.

Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является кружок. Занятия в кружке пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.

Курс «Учись писать грамотно» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Содержание и методы обучения программы «Учись писать грамотно» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Необходимость разработанного нами кружка заключается в желании школьников узнать нечто новое о русском языке.

В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.

Основные цели программы:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:
Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

                     2.Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации  в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Основные этапы работы учитель показывает в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться  усовершенствовать приемы и методы.

  1. Программа ориентирована на УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.; «Русский язык. 6 класс».– М.: Просвещение, 2021г.

Связь с уже существующими программами. 

Программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2019 г.),

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

 Работа кружка основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:

- принцип научности;

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип тесной взаимосвязи внеурочных занятий с классными;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности.

Программа «Учись писать грамотно» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

                                 3. Место курса в учебном плане

Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.

Возраст учащихся: 11-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма организации - кружок.

Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).

За год (35 недели) – 35 занятия

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

В рамках  реализации курса   внеурочной деятельности «Учись писать грамотно!» организованного в дистанционном режиме  используются следующие формы деятельности обучающихся:

  • проектные и исследовательские работы обучающихся;
  • деятельность школьных научных обществ;
  • просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;
  • посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;
  • общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования,  сотрудниками научных организаций;
  • просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий;
  • оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
  • мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем.

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

--викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

 -турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиями в учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

-  технология развития критического мышления

-  технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

                                               

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

-        формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного  пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-        представление о языке как о явлении национальной культуры  и средства человеческого общения;

-       овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

-      формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

-      обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

-      использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

-      расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей  его уровней и единиц;

-     формирование навыков проведения различных видов анализа слова

-     формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

                                   5. Содержание курса

При реализации  курса  внеурочной деятельности «Учись писать грамотно!» либо  отдельных её частей возможна организация  деятельности обучающихся с использованием:

  • дистанционных образовательных технологий;
  • электронного обучения;
  • образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).

№ п/п

Содержание

часы

Гласные и согласные в корне проверяемые и непроверяемые. Орфографический разбор. Работа со словарем Части речи, морфемы.

2

Чередующиеся гласные в корнях -лаг- -лог-, -раст- , -рос- , -гар- , -гор- , -зор- , -зар- , -кос- , -кас- Орфографический разбор. Работа со словарем.

3

Чередующиеся гласные в корнях -мок- , -мак- , -равн- , -ровн- , -твар- , -твор- , -клон- , -клан- , -плав- , -плов- , -я(а) , -ин(им). Части речи, морфемы.

3

Правописание приставок, неизменяемые приставки, на з (с), пре (при); и, ы после ¬, ъ после приставок. Звонкие и глухие согласные. Части речи, морфемы.

3

Правописание приставок пре (при); и, ы после ¬, ъ после приставок. Орфографический разбор. Работа со словарем.

3

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Способы проверки

3

Спряжение глаголов. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем.

3

Правописание суффиксов существительных, прилагательных –ск(-нк), -ок, -ск, -н, -нн. Орфографический разбор. Работа со словарем.

2

Суффиксы глаголов –ыва, -ива, -ова, -ева. Части речи. Морфемы.

2

Гласные перед суффиксом -л- в прошедшем времени. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем.

2

н- , -нн- в причастиях и прилагательных. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем.

3

Не с глаголами. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический и морфологический разборы.

1

Гласные о – е после шипящих в суффиксах наречий, существительных. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем

3

Ь после шипящих на конце наречий, глаголов, существительных, прилагательных.

1

Итоговый урок

1

ИТОГО

35        

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся на базе кабинета русского языка и литературы, где для успешной реализации программы создан учебно-методический комплекс, дидактический материал, иллюстрированный материал.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

1

Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 2012.

1

2

Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.

1

3

Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.

1

4

Граник Г. Г.,  Бондаренко С. М.,  Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991.

1

5

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.

1

6

 Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.

1

7

Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2009.

1

8

Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.

1

9

Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.

1

4.Технические средства обучения

1

2

3

Экран

 Компьютер

 Мультимедийный проектор

1

1

1

Дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

(включая практические и лабораторные работы)

Требования к результатам обучения (компетенции, знания, умения, навыки, которыми должен овладеть ученик в границах темы)

Образовательный продукт

 (сообщение, опорный конспект, практ. работа, доклад, реферат, отчёт об  исследовании или экскурсии, решение проблемных задач, схемы, проекты, презентации, эссе, поделки т.д.)

Формы контроля

(конференция, зачёт, отчёт, итоговое тестирование, к/р, защита проектов, презентация образовательных достижений)

1.

Гласные и согласные в корне проверяемые и непроверяемые. Орфографический разбор. Работа со словарем Части речи, морфемы.

2

урок-практикум

Знание частей речи, морфем.

Умение находить способ проверки, работать с орфографическим и орфоэпическим словарём.

практическая работа

тестирование

2.

Чередующиеся гласные в корнях -лаг- -лог-, -раст- , -рос- , -гар- , -гор- , -зор- , -зар- , -кос- , -кас- Орфографический разбор. Работа со словарем.

3

урок-практикум

Знание частей речи, морфем.

Умение находить способ проверки, работать с орфографическим и орфоэпическим словарём.

практическая работа

тестирование

3.

Чередующиеся гласные в корнях -мок- , -мак- , -равн- , -ровн- , -твар- , -твор- , -клон- , -клан- , -плав- , -плов- , -я(а) , -ин(им). Части речи, морфемы.

3

урок-практикум

Знание морфем, условий выбора чередующихся гласных.

Умение объяснять выбор орфограммы. Умение работать со словарём.

практическая работа

создание текстов с использованием данной орфограммы

4.

Правописание приставок, неизменяемые приставки, на з (с), пре (при); и, ы после ¬, ъ после приставок. Звонкие и глухие согласные. Части речи, морфемы.

3

урок-игра

Знание частей речи, морфем.

Умение ориентироваться в фонетической системе языка, объяснять выбор орфограммы.

Умение работать со словарём.

практическая работа

тест

5.

Правописание приставок пре (при); и, ы после ¬, ъ после приставок. Орфографический разбор. Работа со словарем.

3

урок-эксперимент

Знание частей речи, морфем.

Умение отличать приставки от предлогов.

отчёт об  исследовании

диктант

6.

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Способы проверки

3

урок-практикум

Знать фонетическую систему языка, орфоэпические нормы.

Уметь отличать звук от буквы, правильно произносить слова.

Умение работать со словарём.

7.

Спряжение глаголов. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем.

3

урок-практикум

Знание частей речи, морфем, условий выбора букв в приставках.

Умение объяснять выбор орфограммы.

Умение работать со словарём.

решение проблемных задач

тестирование

8.

Правописание суффиксов существительных, прилагательных –ск(-нк), -ок, -ск, -н, -нн. Орфографический разбор. Работа со словарем.

2

урок-практикум

Знание морфем, условий выбора чередующихся гласных.

Умение объяснять выбор орфограммы. Умение работать со словарём.

практическая работа

тестирование

9.

Суффиксы глаголов –ыва, -ива, -ова, -ева. Части речи. Морфемы.

2

урок-практикум

Знание частей речи, морфем, условий выбора гласных.

Умение объяснять выбор орфограммы. Умение работать со словарём.

практическая работа

тестирование

10.

Гласные перед суффиксом -л- в прошедшем времени. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем.

2

урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач

Знать спряжение глаголов, способы проверки личных окончаний, суффиксов.

Умение объяснять выбор орфограммы.

презентации

презентации

11.

н- , -нн- в причастиях и прилагательных. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем.

3

урок-практикум

Знание частей речи,

опознавательных признаков данной орфограммы.

Умение объяснять выбор орфограммы.

Работа с орфографическим словарём.

решение проблемных задач

тестирование

12.

Не с глаголами. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический и морфологический разборы.

1

урок-практикум

Знание частей речи, опознавательных признаков данной орфограммы.

Умение объяснять выбор орфограммы.

Работа с орфографическим и орфоэпическим словарём.

решение проблемных задач

тестирование

13.

Гласные о – е после шипящих в суффиксах наречий, существительных. Слова исключения. Части речи. Морфемы. Орфографический разбор. Работа со словарем

3

урок-практикум

Знание частей речи,

опознавательных признаков данной орфограммы.

Умение объяснять выбор орфограммы.

Работа с орфографическим словарём.

практическая работа

14.

Ь после шипящих на конце наречий, глаголов, существительных, прилагательных.

1

урок-практикум, игра, урок решения орфографических задач

Знание частей речи,

опознавательных признаков данной орфограммы.

Умение объяснять выбор орфограммы.

Работа с орфографическим словарём.

решение проблемных задач

15.

Итоговый урок

1

Всего

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...

Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"

Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....