Образцы сочинений на лингвистическую тему к ОГЭ в 9 классе по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Антонова Татьяна Геннадьевна

Образцы сочинений на лингвистическую тему к ОГЭ в 9 классе по русскому языку. На разные лингвистические темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraztsy_sochineniy-rassuzhdeniy_9_klass_vosstanovlen.docx61.1 КБ

Предварительный просмотр:

           Образцы сочинений-рассуждений

       Тест 1. В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский

        Высказывание  Успенского я понимаю так.  Слова в предложения связываются с помощью законов грамматики. Слова показывают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика.  

       Лексика выражает мысли, чувства, настроение говорящего. Профессиональная лексика «предполагаемый диагноз», использованная клиентом папы  в предложениях 17 и 19, выражает настроение мужчины. Он опасается за своё здоровье, но эти слова дают ему надежду, что ещё не всё потеряно.

       Обращение «дорогой», использованное автором текста в предложении 22, выражает отношение матери к отцу, нежное и трогательное.

       Итак, мы доказали, что правильное использование грамматических единиц позволяет автору точно реализовать замысел произведения.

       

         Тест 2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В.Успенский

        Высказывание Л. В.Успенского я понимаю так: слова, хоть и являются единицами лексики, сами по себе, без законов грамматики, большого значения не имеют. Потому что сами по себе не выражают мысль. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики. Обратимся к примерам из текста.

        Так, в предложении 21 использовано такое лексическое явление, как фразеологизм, который кратко и ёмко выражает мысль. Фразеологизм «трудиться не покладая рук» помогает нам представить образ отца, готового ради семьи очень много трудиться.

       Использованное в 25 предложении такое грамматическое явление, как риторический вопрос выражает идею текста, что человеку для счастья нужно совсем немного.

        Итак, прав был Успенский, утверждавший, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение»

        Тест 3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А.Федин).

        Слова  К. Федина я понимаю так. Речь должна быть точной. Не только потому, что этого требует стиль. Но и потому, что у  каждого слова есть своё значение или даже несколько значений. Точной можно назвать только такую речь, в которой слова подобраны в соответствии со своим значением.

           Например, употреблённая в 6 предложении специальная лексика «волейбол», «баттерфляй», «лыжи» показывает, что  хорошо умела делать мама.

        А многозначное слово «достижимым» в предложении 19, употреблённое в одном из своих значений «возможным» показывает читателю, что с такой мамой все мечты героя исполнятся.

         Таким образом, прав был писатель К. Федин, утверждавший, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла»

   

Тест 4.Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего(А. А. Потебня).

          Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые. Эти значения наклонения использованы автором текста.

          Например, в предложении 11 повелительное наклонение глагола «имейте в виду» выражает совет мамы. Не надеясь на то,  что её просьба исполнится, мама настоятельно рекомендует больным не конфликтовать со своим организмом.

          А в предложении 11глагол условного наклонения «видел бы» выражает желание соседа. Ему бы хотелось, чтобы мама поберегла своё здоровье. Но это желание также становится идеальным, потому что мама вряд ли когда-нибудь послушает совет соседа.

          Эти примеры помогают понять, что глаголы в повелительном и условном наклонениях обозначают не реальные действия, а требуемые, желаемые или возможные, которые, однако, могут и не совершиться.

       

 Тест 5. Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит ива ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания  охотно ей повинуются» (М.Е.Салтыков-Щедрин).

         Мысль всегда можно выразить. Один из способов осуществления мышления – это язык. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли. Обратимся к тексту Т.Устиновой.

       Так, в предложении 1 использовано такое синтаксическое явление, как вводное слово. Вводное слово «казалось» выражает оценку достоверности изображаемого.

        Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать свои мысли. Примером может служить такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения.

 Например, в предложении 13  придаточное причины показывает, почему, несмотря на сумасшедшую гордость, Тимофей ел бутерброды с колбасой, которые приносила ему Маша.

        Таким образом , нельзя не согласиться с мнением автора, что «мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания  охотно ей повинуются

    Тест 6. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»(литературная энциклопедия).

         Вынуждена согласиться с литературной энциклопедией: диалог- это  разговор, беседа между двумя или более лицами, в которой участники меняются ролями автора и адресата. Тема общения характеризует литературный персонаж с общекультурной, социальной, профессиональной стороны.  При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих. Подбирает особые для каждого действующего лица слова и выражения. Средством характеристики персонажей является также ясность или запутанность произнесения фразы, характер произнесения:  вопросы, восклицания, спокойное повествование. Обратимся к отрывку из произведения А. Сент-Экзюпери.

            Так, например, в предложении 27 мнение автора выражает реплика Лиса: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь».  А в предложении 52 – реплика «..ты навсегда в ответе за тех, кого приручишь»

             Тема общения героев рассказа характеризует их с общекультурной стороны. Лис и Маленький  принц разговаривают об истинных духовных ценностях. Герои духовно развиты. Об этом свидетельствует и  лексика, применяемая ими, - книжная, возвышенная. Слова «секрет», «зорко», «сердце» в предложении 47 служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности.

              Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием из литературной энциклопедии : «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

      Тест 7. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы

в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский).

          Я согласна с мнением известного русского писателя Паустовского и считаю, что русский язык действительно богат. При помощи слова мы можем выразить всё: предметы. образы,  мысли, картины, звуки. Обратимся к примерам из текста.

          Образ спокойного моря  создают синонимы «тихо и неторопливо», «медленно и беззвучно» в предложении 3.

          А в предложении 16 сравнение «вздохнула…, как человек» наделяет собаку человеческими качествами.

          Таким образом, прав был писатель Паустовский, утверждавший, что «нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

 

Тест 8«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Борис Николаевич Головин).

      Языковыми единицами речи являются фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства. Единицы речи позволяют нам увидеть позицию автора, отношение автора к героям и к выдвинутой им проблеме. Приведу примеры из текста.

        Рассмотрим 15 предложение. В нём использовано такая лексическая единица, как просторечное слово(«буркнул»). Оно является средством речевой характеристики героя. Коста – мальчик немногословный, не любит громко говорить.

       В справедливости этой можно убедиться на примере 21 предложения, в котором используется такая синтаксическая единица, как сложное предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Придаточное изъяснительное объясняет, о чём подумали герои.

          Итак, мы убедились в том, что языковые единицы. удачно отобранные из языка, являются достоинством речи.

       

 Тест 9.«Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете»(Лев Васильевич Успенский).

      В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и  интонационную законченность.

        Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать свои мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 17 придаточное изъяснительное объясняет, что выследила Белогрудка, а в предложении 36 придаточное определительное показывает, в какой ящик посадили куницу.

        Вопросительное предложение «зачем мучаете зверушек?»(23 предложение) формирует проблему, над которой размышляет автор.

          Таким образом, нельзя не согласиться с мнением автора.

          Тест 10. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» ( И.А. Гончаров).

         Я разделяю точку зрения И.А. Гончарова и считаю, что язык человека выражает его внутренний мир. Манера речи помогает понять его характер, уровень его культуры. Докажем эту мысль на примерах из текста.

          Толик называет своего друга Тёмкой. Слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорит о том, что Толик любит своего друга и дорожит им.

          А обращение «юный натуралист!» в предложении 49 характеризует главного героя как человека неравнодушного, способного также  восхищаться подвигом своего друга.

          Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль И.А. Гончарова о том, что «язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»

       Тест 11. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов.»(А.А. Зеленецкий)

        Бесспорно мнение А. А. Зеленецкого о том, что эпитеты придают нашей речи  яркость, образность и выразительность. Они способны не только усиливать, подчёркивать признаки предметов, но и передать отношение автора к изображаемому, авторскую оценку и авторское восприятие явления. Чем больше в нашей речи эпитэтов, тем ярче и совершеннее наша речь. Присмотримся  повнимательнее к словам в тексте.

         Так, эпитеты «гигантский»(предложение 2) и «величественный»(предложение 10) помогают нам представить оленя в образе царственного животного.

        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков, мыслей, чувств и оценок автора текста

     Тест 12. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань»( М. Н. Кожина).

          Я согласна с мнением М.Н. Кожиной и считаю, что речь героев произведения показывает, насколько развит их  внутренний, духовный мир. Речевая ткань произведения помогает читающему понять мысли, переживания, позицию автора. Обратимся к тексту Юрия .Яковлева  

           В предложении 23 автор применяет сравнение «как круглые ровные шарики», когда описывает речь героя. Собака даёт Таборке покой и радость, поэтому и речь у мальчика спокойная и плавная.

          Боль и тревога чувствуется в речи Таборки, когда говорит он об отце. Не даром он называет его обезличенным личным местоимением «он» (предложения 36, 45). Эту же тревогу  показывает вопросительное предложение 34 «Какая грязь может быть от собаки?»

       Итак, права была М. Н. Кожина, утверждавшая, что «читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань»

           

               Тест 13. «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение»

(И. И. Пос тникова)

        Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего или пишущего. Приведу примеры из текста К. Осипова.

        В предложении 9 слово «крупица», имеющее лексическое значение «небольшое количество чего-нибудь», объединившись с глаголами «выбирал» и «сохранял» в словосочетание, стало иметь значение «тщательно и понемногу что-либо собирать».   И это словосочетание стало неотъемлемой частью этого предложения.

        Рассмотрим предложение 1. В нём также все слова объединены  друг с другом  не только лексически, но и грамматически. Подлежащее «Александр Васильевич Суворов» согласуется со сказуемым «происходил» в роде и числе;  а «происходил из рода» - в падеже, «небогатого дворянского рода» - в роде, числе и падеже. Таким образом предложение обретает смысловую и интонационную законченность.

        Значит, права была известный лингвист К.Осипова.

               

             Тест14.Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»( А. А. Реформатский).

              Слова А.А. Реформатского я понимаю так.    Местоименные слова могут быть лишь   заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания.  

         Так, в предложении 20 относительное местоимение «которой» указывает на существительное «выразительность»  в предыдущем предложении и замещает его, связывая части сложного предложения.

          Или, например, личное  местоимение «он» (предложение 22), замещая существительное «Демосфен»,  тоже лишь указывает на лицо, помогая избежать повтора одного и того же слова.

        Таким образом, местоименные слова всего лишь замещают знаменательные, и их смысл можно понять только из текста или речевой ситуации.  

         

          Тест15. Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. А. А. Реформатский.

      Слова А. А. Реформатского я понимаю так. Главная функция языка – это общение. Но общение можно считать состоявшимся лишь тогда, когда оно строится в соответствии с синтаксическими нормами.

         Аргументируя сказанное, приведу примеры из текста.  В предложении 31  отношение рассказчика к изображаемому, его чувства выражает вводное слово «к счастью».

       Обращение в предложении «Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост» раскрывает авторское представление о герое.

        Таким образом, прав был известный лингвист.

        Тест16. Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова

     Бесспорно мнение лингвиста С.И.Львовой о знаках препинания. Их можно сравнить с музыкальными нотами, потому что каждый из этих знаков вносит в речь свой неповторимый стиль, свою интонацию. Обратимся к тексту Б. Полевого.

      В предложении 1 я замечаю запятые. Запятые — это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.  Они не сколько обособляют обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, и не столько разделяют простые предложения в составе сложного, сколько объединяют их в единое целое.

         Свой неповторимый характер показывает и знак восклицательный в предложении 21. Это очень эмоциональный знак. он показывает, насколько сильно  волнует рассказчика содержание собственного высказывания. 

        Таким образом,  не могу не согласиться с высказыванием С. И, Львовой.

       Тест17.   Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Н. Шамфор

      Слова Н. Шамфора я понимаю так. Сначала у автора появляется мысль. А уж потом его мысли выражаются при помощи языка. Автор тщательно подбирает слова, умело пользуется изобразительно-выразительными средствами языка, чтобы донести до нас, читателей, свою идею. Словесная форма произведения помогает читателю понять позицию автора в произведениях.

       Аргументируя свой ответ, приведу примеры из текста. Изобразительность текста усиливает парцелляция в предложениях 14-19. Она создаёт эффект обманутого ожидания. И в то же время передаёт отрицательное отношение автора к начальнице дома ребёнка.

        Тревожное, подавленное  состояние героя передаёт метафора «била в висок ужасная мысль»

      Итак, прав Н. Шамфор, утверждавший, что «автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».

             

    Тест 18. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (Александр Иванович Горшков).

       Я согласна с мнением русского лингвиста Горшкова и считаю, что выразительность речи зависит от того, насколько умело мы пользуемся в своей речи языковыми средствами выразительности. Лексические, словообразовательные, грамматические средства, тропы и фигуры речи делают речь яркой, образной и производят на читателя «сильное впечатление». Обратимся к тексту А.Лиханова

          Сказочный образ тёти Груни создаёт «сказочная» лексика – «приговаривая», «убаюкивая», «сказку какую волшебную рассказывая»(предложение 4), а слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом «водички»(предложение 2), «словечки»(предложение 4)помогают представить эту женщину мягкой, доброй и чуткой.

         А предложения 16-25 образуют вопросно-ответные единства, приглашающие читателя к совместному размышлению об истинной доброте.

         Таким образом, прав был А.И.Горшков, утверждавший, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»

      Тест 21. Языком  человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц

         Высказывание языковеда  Георга  фон Габеленца я понимаю так. Языком можно выразить не только мысли, но и свои желания, своё настроение, своё отношение к окружающим тебя людям, своё мировоззрение.

         Аргументируя свой ответ, приведу примеры из текста В. Осеевой. Разговорное слово «буркнул» в предложении 9 является средством речевой характеристики героя. Павлик не умеет общаться со своими родственниками. Поэтому они ему отказывают во всём.

        А вот бабушка, оказывается, любит своего внука. Она обращается к нему словами «голубчик мой» (предложение 56). Уменьшительно-ласкательный суффикс –чик в существительном голубчик передаёт нежное и трепетное отношение бабушки к своему внуку.

      Таким образом , прав немецкий языковед Георг  фон Габеленц.

     Тест 22. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» (Д. С. Лихачёв) . 

          Бесспорно мнение Д.С. Лихачёва о том, что «вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Чтобы узнать человека, надо вслушаться в его речь. Язык выражает внутренний мир человека, уровень его духовного развития.  Приведу примеры из текста Терри Добсона.

          Язык несчастного мужчины, забияки, небогат. В нём много экспрессивных глаголов: «выкрикивая ругательства» (предложение 3), «проучу тебя»(предложение16), «прорычал в ответ»(предложение28). Читатель понимает, что у этого работяги  вздорный, неуравновешенный характер. И он даже может быть опасен для окружающих.

          Мягко и ласково говорил старик. Забияке он не льстил, а искренно ему сочувствовал. Ни разу он не ответил ему грубостью, лучезарно улыбался. Лексика его была не только нейтральной, но и эмоционально-окрашенной. Он употребляет слова с ласкательным значением «прекрасно»(предложение 29), «с удовольствием(предложение 32, 34), «лучше»(предложение 33), «прекрасная»(предложение 40). Это мудрый, добрый, чуткий человек.

       Таким образом, нельзя не согласиться с мнением автора..

     

  Тест 24. Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.  Г. Я. Солганик

       Бесспорно мнение современного лингвиста  Г. Я. Солганика о том,  что художник может мыслить образами. Писатель тоже художник. Только рисует он не красками, а выразительными средствами языка. Этим и отличается художественная литература от других видов искусства. Обратимся к тексту В. Астафьева.

        Яркие образы неутомимых тружениц, свиристелей, создают эпитеты «хохлатые нарядные работницы»(предложение 9), «деловые птахи»(предложение 10).

        А образ календулы, яркой красавицы, автор передаёт с помощью такого тропа, как метафора (предложение 20) «…светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий».

        Таким образом, нельзя не согласиться с мнением  Г.Я. Солганика.  

Тест 25 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни» (Н. Г. Чернышевский).

        Фразу Н.Г. Чернышевского я понимаю так. Слова в предложениях связаны между собой не только грамматически, но и логически. Синтаксис, как один из разделов грамматики, помогает нам строить эти отношения. Не случайна в текстах и лексика. Лексика показывает уровень развития героев, она тесно связана с их образом жизни. Докажем эту мысль на примерах из текста.

        Так, в предложении 3 использовано такое синтаксическое явление, как обращение. Обращение «соня» является средством речевой характеристики героя.

          А в предложении 4 использовано такое лексическое явление, как многозначность. Слово «ток» выступает в одном из своих значений - «место, где токуют птицы».

           Итак, прав был Н. Г. Чернышевский,  утверждавший, что «правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

Тест 26. Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. И. Н. Горелов

         Высказывание известного лингвиста я понимаю так. Писатель, если он действительно талантлив, сумеет  сотворить из самых обычных, известных всем слов подлинный шедевр. Удачно и точно подобранные слова помогают ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств. Аргументируя свой ответ, приведу примеры из текста.

           Во-первых, слово тетрадка с уменьшительно-ласкательным суффиксом(предложение 1) выражает нежное, трогательное отношение рассказчика к ней. Видимо, потому, что она хранит дорогие ему мысли, воспоминания, чувства.

            Во-вторых, автор удачно использует такой приём, как лексический повтор, чтобы выделить главные слова. Например, в предложениях 18, 19

         Тест 27. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. М.Исаковский.

          Бесспорно мнение советского поэта М.В.Исаковского о том, что соединять слова в предложения правильно помогает грамматика. Грамматика учит нас также правильно писать эти слова. А словарный запас у человека может быть большой. Обратимся к тексту Г.Ю.Тарасовича.

          Во- первых, в слове «сдвинув» мы пишем в приставке – с, потому что это неизменяемая приставка.

          Во-вторых, ССП с соединительным союзом И  в предложении 2 помогает автору показать последовательно происходящие события.

          Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием известного поэта М.Исаковского.

           

        Тест29. «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н.Толстой).

         Высказывание Л.Н.Толстого я понимаю так. Существительные и глаголы способны объединяться и употребляться  в разных формах.  Удачно употреблённые, они выражают различные оттенки чувств и мыслей. Обратимся к тексту Л.Улицкой.

           Глагол и существительное, удачно употреблённые  во  фразеологизме «смотрели в рот» в  3 предложении кратко, афористично и ёмко выражают мысль о том, что все ребята были влюблены в своего учителя.

            При описании чувств Михи автор употребляет интересные глаголы. В предложении 6  глаголы «приливала» (кровь), «заглатывал» (строчки), приобретая метафорическое значение, точно, образно и ярко показывают читателю, как сильно влияла на  героя поэзия.

       Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Л.Н.Толстого.

             

        Тест 33. Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. А. А. Мирошниченко

        Высказывание А.А. Мирошниченко я понимаю так. Язык – это система правил и законов. А речь – это применение этих правил на практике. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике. Обратимся к тексту Н. Г. Гарина- Михайловского.

        Нормы языка говорят нам о том, что повторять одни и те же слова в рядом стоящих предложениях  - это речевая ошибка. Но автор, вопреки языковым нормам, использует такой приём, как лексический повтор. В  предложениях 26 - 29 повторяются слова (не надо)«бояться»,(стыдно) «бояться», (трусы)«боятся», (кто делает дурное)»боится».В данном абзаце повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования.

            Элемент разговорной, устной речи – просторечное слово «вызволю» в  предложении 12,  употреблённое вместо нейтрального «спасу». Просторечная лексика делает речь яркой и убедительной.

          Таким образом, нельзя не согласиться с мнением журналиста А. А. Мирошниченко.

           Тест 34.  Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. А. А. Мирошниченко

            Действительно, между языком устным и письменным существуют большие различия.  Устная речь – речь неподготовленная, непоследовательная. А письменная речь – написанная, отредактированная, нормированная. Обратимся к тексту В. Железникова.

          Во-первых, элементом нормированной, письменной речи является вводное слово «пожалуйста» в предложении 49, выражающее вежливое отношение незнакомца к Валерию.

         Во-вторых, инверсия – это обратный порядок слов. Это тоже нарушение языковой нормы. Но благодаря инверсии, например, в предложения

Синтаксические явления

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  • помогают перечислить действия героев;
  • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
  • конкретизируют признак предмета.
    2. ОБРАЩЕНИЕ
  • называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску. 
  • выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ... 
  • раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост. 
  • в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ... 



3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

  • выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. 
    Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. 
  • выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор. 
  • указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой. 
  • указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. 
  • указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь. 
  • указывают на источник сообщаемогопо словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.  
  • используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.  



4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

  • помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими. 
  • помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
  • помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...) 

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  

  • помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев. 
  • помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу. 

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

  • поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  • помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед. 



6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

  • выражают добавочное действие к основному;
  • помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
  • помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы. 
  • помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт. 
  • помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.  
  • помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть. 
  • помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. 
  • помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов. 
  • помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?  
  • помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел. 



7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

  • несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
  • помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки. 



8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка... 



9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства... 
  • помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. 



10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался. 
  • ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море. 
  • ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка... 



11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.  
  • СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
  • СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. 
  • СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.  
  • СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос... 
  • СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. 


12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше. 
  • помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа. 
  • помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. 
  • помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 
  • помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает. 
  • помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело. 
  • помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю. 
  • помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться. 
  • помогают автору передать быструю смену событий Раздался выстрел - зверь упал. 
  • помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поёт. 

лексика

АНТОНИМЫ:

  • позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
  • помогают высказать мысль с большей точностью, 
  • делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  • помогают избежать однообразия изложения, 
  • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  • позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
  • помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
  • позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  • позволяют тонко и красочно описывать явления,
  • способствуют точности и ясности высказывания,
  • дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.


УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  • служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  • делают речь яркой и убедительной,
  • служат для передачи торжественности момента,
  • служат для воссоздания исторической обстановки,
  • служат средством речевой характеристики персонажа,
  • используются для создания комического эффекта, иронии;
  • помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
  • подчёркивают достоверность сказанного,
  • служат названиями реалий прошлых лет.


 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  • помогают передать местный колорит, особенности речи героев.


СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • служат для обозначения предметов, признаков, действий.


СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  • используется писателями как языковая основа произведения,
  • употребляется в любых условиях общения,
  • служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  • создаёт стилистическую окраску слова,
  •  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  • используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  • помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
  • служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
  • служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
  • служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  • позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
  • помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
  • служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
  • служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

  

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  • придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  • характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  • помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов, 
  • средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения, 
  • средство передачи монотонности и однообразия действий, 
  • повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования, 
  • средство выражения многократности или длительности действия. 

Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Словообразование

Некоторые словообразовательные элементы создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею

  •  Образование с помощью суффиксов существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (братец, ручка) 
  • Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище) 
  • Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью суффиксов - шутливая окраска (бумаженция, старушенция), со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё), отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением (суетня, кислятина) 
  • Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо - имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач) 
  • Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный) 
  • Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов (тысчонка, миллиончик)
  • Образование экспрессивных форм  местоимений с помощью суффиксов ( всяческий, таковский) 
  • Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся (рядком, давненько) 
  • Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных 
  • Образование сниженных глаголов на -ничать, -ить, -уть - значение неодобрение, разговорно-просторечная окраска (насмешничать, температурить, тормознуть) 
  • Образование междометий и частиц с помощью суффиксов - сильная экспрессивная окраска (баюшки, агушки)

Морфология

Обращаясь к особенностям морфологии, следует обратить внимание на то, какие части речи обращают на себя внимание в тексте - больше ли в нем существительных, глаголов или прилагательных? Может быть, наоборот автор намеренно избегает какой-то части речи? Попробуйте понять причины такого выбора.

Имя существительное

 

Категория рода существительного обладает наибольшими выразительными возможностями. Употребление в речи существительных женского, мужского, среднего и общего родов различается:

        слова среднего рода наиболее употребительны в книжных стилях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указывают на состояния, действия, собирательность;

        в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окончаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);

        существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;

        личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;

        широко используются продуктивные окказиональные словообразовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);

        существительные общего рода, имеющие значение лица, выражают эмоционально-оценочное значение;

        сочетание существительных разного грамматического рода, указывающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;

        изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.

    Использование форм числа существительных характеризуется следующими особенностями:

        существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении;

        в определенных контекстах формы множественного числа существительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску;

        образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии;

        широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (которые ранее использовались только в единственном числе).

Имя прилагательное

Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями:

        прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи;

        обладают широкими изобразительно-выразительными возможностями;

        выполняют эстетическую функцию;

        выполняют информативную функцию.

Употребление прилагательных в различных функциональных стилях отличается следующими особенностями:

        преобладание в научном и официально-деловом стилях относительных прилагательных;

        обилие качественных прилагательных в художественной речи;

        в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии;

        прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;

        прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;

        использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;

Глагол

    Глагол обладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:

        используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;

        речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;

        использование глагола в речи является ярким образным средством;

        использование целого ряда глаголов детализирует описание

Преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.

Временные формы глагола обладают широкими экспрессивными возможностями. Использование временных форм в различных стилях характеризуется следующими особенностями:

в научном стиле:

        используются малоупотребительные значения настоящего времени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения;

        не используется настоящее историческое время;

        формы прошедшего времени практически не встречаются;

        для научного стиля характерно использование форм прошедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях;

в публицистическом стиле: широко используется настоящее историческое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию;

в художественной речи:

        активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляется в значении будущего для указания намеченного действия;

        используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук);

        формы будущего времени в художественной речи, как правило, употребляются в переносном значении, то есть в значении настоящего исторического и абстрактного настоящего.

Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями.

        изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широко используется во всех стилях речи;

        повелительное наклонение в основном используется в разговорной речи;

        в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;

        в научно-популярных текстах повелительное наклонение способствует восприятию текста и усилению внимания;

        повелительные формы глагола используются в заголовках статей;

        сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи;

        частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;

        разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам повелительного наклонения совершенного вида, придают им оттенок настойчивости, нетерпения;

        экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной форме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;

        повелительное наклонение может обозначать вынужденную необходимость действия.

Синтаксис

Использование всех типов простых предложений в речи характеризуется следующими особенностями:

определенно-личные предложения:

        придают речи лаконизм, динамичность;

        газетным заголовкам – выразительность:

неопределённо-личные предложения:

        используются в основном в разговорной речи;

        применяются для акцентирования внимание на действии;

        в публицистическом стиле придают речи динамизм;

   в научном стиле используются при описании опытов;

       в официально-деловом стиле употребляются наряду с безличными, инфинитивными;

обобщенно-личные предложения:

        обладают наибольшей экспрессией;

        в поэтической речи приобретают народнопоэтический оттенок;

        в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;

безличные предложения:

        отличают разнообразие конструкций и их стилистическое применение в речи;

        для научного стиля характерно частое использование безличных предложений, выражающих различные оттенки долженствования, необходимости;

инфинитивные предложения:

        придают речи эмоциональность и афористичность;

        используются преимущественно в разговорном стиле;

        в художественном стиле придают речи непринужденно-разговорную окраску;

        используются в диалогах и монологах, отличающихся эмоциональностью;

номинативные предложения:

        обладают большими изобразительными возможностями;

        используются в различных описаниях;

        в зависимости от интонации могут выполнять экспрессивную функцию;

        придают речи динамизм;

неполные предложения:

        являются характерной особенностью диалога;

        употребляются в книжных стилях, особенно - в научном;

эллиптические предложения:

        являются средством придания речи эмоциональности;

        используются в основном в разговорной речи.

 

В состав любого предложения входят различные типы словосочетаний. В пределах словосочетания действует грамматический порядок слов. Он определяется грамматической природой вступающих в словосочетание слов. Выделяют следующие способы связи внутри словосочетаний:

1.    согласование - вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое слово принимало те же грамматические формы, в которых употреблено главное слово;

2.    управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в определенном падеже;

3.    примыкание - вид подчинительной связи, при котором смысловые отношения между главным и зависимым словом формально не выражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения.

В зависимости от типа связи в словосочетании определяется порядок слов.

При согласовании действуют следующие правила установления порядка слов:

     определения, выраженные местоимениями, стоят перед определениями, выраженными другими частями речи;

        определительные местоимения предшествуют всем другим местоимениям;

        определения, выраженные качественными прилагательными, стоят перед определениями, выраженными относительными прилагательными;

       если неоднородные определения выражены только относительными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации.

Порядок слов при управлении определяется следующими правилами:

        если у главного слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем - менее обязательное (слабое управление);

        если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с сильным - предмет, то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением.

Порядок слов в случае примыкания характеризуется следующими свойствами:

        примыкающие качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову;

        другие типы наречий, как правило, следуют за качественными наречиями;

       примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица предшествует главному слову.

Порядок слов в предикативном сочетании определяется двумя правилами:

        строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому;

        в авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следующих за ней, необходим другой порядок, который определяется смыслом высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образцы сочинений на лингвистическую тему

Данные образцы сочинений помогут девятиклассникам подготовиться к ГИА....

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему"

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы  "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет  при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ....

Сочинение на лингвистическую тему (два урока). 9 класс

Цели урока:  Обучающая – научить писать сочинение на лингвистическую тему;Развивающая – развить навык анализа текста;Воспитательная – воспитывать на примере рассказа Ю.Яковлева умения дружить, на...

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ на лингвистическую тему для подготовки к ОГЭ, часть С

Образцы сочинений на лингвистическую тему для подготовки к ОГЭ, часть С...

Исследовательская работа на лингвистическую тему: «Вхождение заимствованных слов в лексику русского языка»

Изучить причины заимствования слов. Отметить положительные и отрицательные стороны процесса заимствования. Формировать языковые впечатления. Выявить ошибки в употреблении иноязычных слов. Создать слов...