Сочинение на лингвистическую тему (два урока). 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Попова Сусанна Суреновна

Цели урока:

  Обучающая – научить писать сочинение на лингвистическую тему;

Развивающая – развить навык анализа текста;

Воспитательная – воспитывать на примере рассказа Ю.Яковлева умения дружить, научиться понимать другое существо и сострадать ему.

Методические приёмы: слово учителя, проблемно – поисковая деятельность, работа в парах, активизирующие и наводящие вопросы, выразительное чтение . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_na_lingvisticheskuyu_temu.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение на лингвистическую тему (два урока). 9 класс

Цели урока:

  Обучающая – научить писать сочинение на лингвистическую тему;

Развивающая – развить навык анализа текста;

Воспитательная – воспитывать на примере рассказа Ю.Яковлева умения дружить, научиться понимать другое существо и сострадать ему.

Методические приёмы: слово учителя, проблемно – поисковая деятельность, работа в парах, активизирующие и наводящие вопросы, выразительное чтение .

Оборудование:

  • Доска(  записаны тема урока, высказывание К.Г.Паустовского, которое мы должны будем доказать;  определение изобразительно – выразительных средств языка: тропы и фигуры речи)
  • ГИА – 2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – 224с. – ( ГИА – 2014. ФИПИ – школе. Вариант №7.
  • Рабочие тетради.

ХОД УРОКА.

ЭТАПЫ УРОКА

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

УУД

Слово учителя                       ( сообщение целей данного урока)

(1 – 2 мин. )

Формулирование основной мысли нашего сочинения – рассуждения.

(3 - 5 мин. )

  • Внимательно прочитаем задание С2 в седьмом варианте тестовых заданий

  • Определимся , о чём мы будем рассуждать?

  • Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту Ю.Яковлева, замечательного детского писателя и сценариста. (Чтение текста учителем или подготовленным учеником).

- Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г Паустовского: « Нет таких звуков, красок, образов и мыслей. Для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения…»

- Наше рассуждение должно доказать, что в русском языке всегда найдётся точное выражение, которое поможет передать всё многообразие окружающих нас звуков, красок и образов. Донесёт до нас глубину авторской мысли, заставит согласиться с писателем или возразить ему.

Познавательные: находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; самостоятельно вычитывать информацию; анализировать, делать выводы, обобщать.

Регулятивные: определять цель, проблему учебной деятельности; работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные: излагать своё мнение, , подтверждая фактами, понимать позицию другого, вести диалог с автором текста; Создавать устные и письменные тексты; организовывать работу в паре, группе.

Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Актуализация  имеющихся знаний

(7 – 10 мин.)

- Определим тему текста, его основную мысль и авторскую позицию.

- Запишем это в тетрадь.

- Почему?

- Текст какого функционального стиля перед нами?

- Тема – истинная любовь и преданность; человеческое сострадание и понимание.

- Основная мысль: « Собаки всегда ждут. Даже погибших… Собакам надо помогать».

- Позиция автора совпадает с основной мыслью.

-   Это текст стиля художественной литературы. Автор высказывает свою точку зрения устами героя рассказа, мальчика Косты.

Поиск  решения                    ( анализ текста)

( 15 –20  мин.)

- Итак, используя в качестве тезиса слова К.Г.Паустовского, попробуем проанализировать рассказ Ю.Яковлева.

 - Какие образы и картины возникают в нашем воображении? Назовите их.

- Какое оно, море?

- какие цвета мы видим?

- Какой вы увидели собаку. Найдите слова и выражения, рисующие её образ.

-Как воспринимает собаку Коста? Найдите эти слова и выражения в тексте.

- «Она ела для того, чтобы не умереть. Она ждала,.. и ей нужно было жить» Как вы считаете, чьи мысли передал нам автор в этих предложениях, построенных по принципу параллелизма?

- Какой мы увидели походку собаки?

 -Что мы можем сказать о мальчике?

 - Какие звуки вы услышали в этом рассказе?

- Итак., мы с вами разобрали основные образы рассказа Ю.Яковлева, увидели радужную окраску моря, далёкий горизонт, погасшее серое небо; услышали звуки, наполняющие этот рассказ. Какие же слова и выражения, используемые автором помогли нам в этом?    Как они называются?

- море ,берег,  собака, мальчик и девочка, небо с далёким горизонтом, перевёрнутая лодка

- - мелкое и плоское, оно живое, т.к. его лапы-волны наползали и откатывались

- белую пену на тёмно-жёлтом песке. Ведь песок мокрый. Волны переливаются всеми цветами радуги от нефтяных разводов. Мы видим серое небо, потому что день подходит к концу.

 -«шерсть свалявшаяся», стоит в «странном оцепенении», «большеголовая», «с острыми лопатками»(худая, значит плохо питается), с опущенным хвостом (грустит), глаза большие, впалые, не выказывает интереса к пище.

 -«глубоко вздохнула», «громко, как человек»

- Собаки!..

 -« неторопливая, полная достоинства, львиная».

 - Добрый, отзывчивый, воспринимает собаку как равное существо ( «поднёс ко рту собаки), разговаривает с ней.

- шелест волн, звук шагов по песку, глухое рычание собаки

 - Помогли нам в этом изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры речи.

Актуализация имеющихся знаний

( 5 – 8 мин.)

(10 – 15 мин.)

- Что такое тропы?

- Назовите известные вам тропы.

- Найдите и подчеркните примеры метафор в тексте. Назовите их.

- Приведите пример сравнений.

 -Какую роль выполняют в тексте эпитеты. Приведите примеры.

А обычные определения несут в себе какое-то значение?

- О чём нам подсказывает  опущенный хвост собаки?

- Теперь обратимся к фигурам речи…

- Найдите и подчеркните фигуры речи в рассказе. Для чего они служат? Чего добивается автор, используя их в тексте?

- Оборот речи в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности.

- аллегория. Метафора, сравнение, эпитет, литота, гипербола…

- «волны наползали и откатывались»,                                             - «рухнула радуга и её обломки прибило к берегу»                                    - «небо плотнее прижалось к сонным волнам»

 - вздохнула, « как человек»

 - Они передают какое-то добавочное определение предмета, например, «львиная» походка собаки, то есть гордая. Независимая , полная достоинства. Здесь эпитет помогает ещё раскрыть и характер собаки.  

- «сонные волны» - вечер, пост «бессменный», ожидание «вечное» - преданность, безграничная любовь.

 - Да, они помогают описать предмет, создают его зрительный образ. Например, собака «большеголовая,                    с острыми лопатками, большими впалыми глазами, с свалявшейся шерстью» . Всё это говорит о том, что она голодает, одинока, у неё нет хозяина.

- О её психологическом состоянии. Она тоскует, грустит.

 -Фигура речи – оборот, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности речи.

 - Синтаксический параллелизм (предложения 19, 20) Таким способом автор передаёт нам мысли собаки.

 -Умолчание (предложения 13, 14, 28, 29, 41, 46, 49) предоставляет возможность читателю самому догадаться, что именно осталось невысказанным, вовлекает читателя в диалог.

 - Диалогичность, вопросно-ответная форма изложения придаёт тексту эмоциональность, помогает Яковлеву сформулировать основную мысль рассказа: предложения 48, 49, 50.

 - Парцелляция и усилительная частица «даже» в предложениях 48, 49 усиливают звучание этого выражения.

 Слово учителя                (1 -2 мин.)

Думается, что настало время вернуться к теме, основной мысли и авторской позиции. Теперь, когда мы так подробно проанализировали слова и выражения, с помощью которых Яковлев создаёт                              « образы, краски и звуки» можно приступить к написанию сочинения на лингвистическую тему.

Итак, о чём мы будем рассуждать в нашем сочинении?

 - Должны показать, как с помощью изобразительно-выразительных средств языка, а также с помощью обычных слов и выражений автор создаёт яркие образы, передаёт нам краски и звуки окружающего мира, доносит основную мысль, вызывает наше сочувствие и сострадание. Заставляет задуматься об истинных нравственных ценностях: любви, дружбе, преданности. В доказательство мы должны будем привести два аргумента.

Написание сочинения

ВСТУПЛЕНИЕ

(5 – 8 мин.)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(6 – 7  мин.)

ВЫВОД

(7 – 10 мин.)

- Вспомним алгоритм написания сочинения-рассуждения

- Каким должно быть вступление? Оно должно подвести вас к основной части. Сочинение можно начать словами К.Г.Паустовского. Запишем в тетради:

« Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения, - так считает известный писатель К.Г.Паустовский, и я согласен с его мнением.

- Таким вступлением вы определили тезис, обозначили свою позицию. Это поможет вам перейти к основной части фразой:

- Почему согласна? – спросите вы. Попробую обосновать свою точку зрения.

(Запишем её)

Далее необходимо привести два аргумента, доказывающие выдвинутый нами тезис. В этом на помогут :

вводные слова : во – первых, во – вторых,.. например, итак, по-моему, как мне кажется

союзы: так что, так как, поскольку

речевые обороты: это объясняется тем, что,.. я полагаю, что…  

- После основной части необходимо перейти к выводу.

 

- Как вы считаете, о чём мы будем говорить в этой части сочинения? Попробуйте написать это в тетрадях . Работать можно в парах.

- Что у вас получилось?

  • Вступление ( тезис )
  • Основная часть                                  ( доказательство тезиса с аргументами)
  • Заключение.

- Должны будем вернуться к нашему тезису.

« Рассказ Яковлева трогает, волнует, заставляет переживать и сопереживать. А это значит, что действительно, как писал К.Г.Паустовский: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Домашнее задание: написать основную часть сочинения-рассуждения на лингвистическую. тему , используя наработанный во время урока материал, выбрав два аргумента из того обширного лингвистического материала, который мы                   нашли , анализируя рассказ Ю.Яковлева.

( 3 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Модель написания сочинения на лингвистическую тему в слабом классе

Схема-помощник написания сочинения на лингвистическую тему в слабом классе...

Кейс- метод и его использование при подготовке к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе

Для повышения качества образования необходимо использовать современные технологии , особенно при подготовке к сдаче ГИА.  Одна из современных технологий - кейс-метод - позволяет последоват...

Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.

Обучение  написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ....