Не с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

 Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_sushchestvitelnymi_6.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Не с существительными»

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

 Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов

Ход урока

1.Организационный момент

Оформление тетради.

2. Повторение изученного

-Какую часть речи изучаем? Как отличить от других частей речи?

-Мы уже знаем некоторые орфограммы этой части речи. Сегодня узнаем еще одну.

3. Актуализация знаний 

- Выпишите слова, правописание которых вы можете объяснить, раскройте скобки:

(Не)чувствовал, (не)правда, (не)ленись,  (не) любит,  (не)годовал, (не)знает, (не)счастье.

-Будьте внимательны.

-Проверьте себя.

-Какие слова вы выписали? Как написали с НЕ?

-Какое слово пишется не так, как остальные? Почему?

(негодовал -  без «не» не употребляется)

-Какое правило вспомнили? (не с глаголом)

3.Формулирование темы урока и постановка задач урока

-Прочитайте оставшиеся слова. К какой части речи они относятся?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Действительно, сегодня мы познакомимся с новой орфограммой «Не с существительными». Запишите тему урока.

-Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? Чему должны будем научиться?

  • Узнать, как пишется «не» с существительными.
  • Узнать условия слитного и  раздельного написания «не» с существительными.

4. Изучение нового материала

1)-Что вы знаете о НЕ?

«не» может быть частицей;

«не» может быть приставкой;

«не» может быть частью корня.

-Как видите, НЕ очень непостоянна, но без НЕ нам не обойтись.

2) 2 ученика читают стихотворение и прикрепляют на доске слова из стихотворения  без «не».

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный  дотепа и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

                                 Б.Заходер

-Прочитайте слова на карточках. Употребляются ли они без «не»?

-Сформулируйте первую часть правила. (Если слово без «не» не употребляется, оно пишется с «не» слитно.)

-Для каких частей речи справедливо это правило? (сущ., прил.,нареч.,гл.)

-Запишите существительные НЕРЯХА, НЕДОТЕПА, НЕДОУЧКИ  в тетрадь,

-Чем является НЕ в таких словах? (Частью корня или приставкой.)

-Покажем, обозначая орфограмму.

3)Работа по таблице (слайд).

Анализируя примеры, уч-ся подбирают название для каждой группы примеров.

НЕ с существительными

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1.__________________________ 

Ненастье

Недоумение

1.___________________________ 

Он тебе не   приятель, а враг.

Это не тигр, а лев.

2._________________________

Впереди  был  неприятель (враг).

Его подвела неграмотность (отсутствие грамотности).

2. ________________________

Это не тигр.

К  нам  приехал  не брат.

- Найдите в таблице графу, где даны примеры слов для этой части правила.  -Как озаглавить эту графу таблицы? (Слово не употребляется без НЕ). Запишите.

 -Проанализируйте примеры слов в  первой графе. При каком еще условии НЕ с существительными пишется слитно? (Можно заменить синонимом). Запишите в таблицу название графы.

-Чем является не в данном случае? (Приставкой.)

-Итак, когда НЕ с сущ-ми пишется слитно?

 -Работаем со второй графой таблицы.

-При каких условиях НЕ с существительным пишется раздельно? (Есть явное противопоставление с союзом А.

-Запишите в таблицу.

- Чем является не в данном случае? (Частицей.)

НЕ с существительными

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1.Слово не употребляется без НЕ

Ненастье

Недоумение

1.Есть противопоставление (с союзом А)

Он тебе не   приятель, а враг.

Это не тигр, а лев.

2.Можно заменить синонимом

Впереди  был  неприятель (враг).

Его подвела неграмотность (отсутствие грамотности).

2. Нельзя подобрать синоним

Это не тигр.

К  нам  приехал  не брат.

4)-Проверим себя по учебнику. Параграф 51, правило. Где правило более полное?

-Когда сущ-ые с НЕ пишется слитно? Раздельно?

 -Расскажите правило по таблице.

Физминутка на внимание

«Верно-неверно». (При верном утверждении учащиеся хлопают в ладоши, при неверном – разводят руки в стороны.)

Верно ли, что

1) имена существительные обозначают предмет;

2) не с существительными всегда пишется слитно;

3) не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;

4) есть существительные, которые без НЕ  не употребляются;

5) не – это только приставка;

6) не с существительными пишется слитно, если можно подобрать синоним.

5. Систематизация знаний с помощью алгоритма

1) -Правило узнали. Оно состоит из нескольких пунктов, поэтому удобно составить алгоритм, который поможет нам в практической работе.

- Как начнете рассуждать для выбора условия написания не с существительными?

Составление алгоритма (на доске).

Алгоритм написания не с существительными

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А) если не употребляется, то пиши слитно;

Б) если употребляется, то

2) проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

А) если есть противопоставление, пиши раздельно;

Б) если нет , то

3) замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А) если можно заменить, пиши слитно,  б) если нельзя заменить, пиши раздельно.

2) Применение алгоритма на практике

-Попробуем применить его в работе.

Задание 1. Объясните, почему существительные написаны с не именно так

Нездоровье

негодование

не  вежливость, а грубость

неудача

Задание 2. Раскройте скобки, объясняя условие выбора написания не с  существительными

 (не) взгоды

 (не) дочет

 (не) задача, а пример

 (не) слон.

Задание 3. Упр. 287 (сам. + 1 на доске)

В это же время 1 на доске выполняет задание «Найди ошибку»:

Домашние неурядицы

ужасная неразбериха

неправда, а ложь

нерешительность характера

устал с не привычки

явная неприязнь

пришел в негодность

не внимательность, а рассеянность

5. Закрепление изученного.

Тест «Проверь себя» на первичное усвоение темы "Не с существительными".

 Выбрать вариант ответа для каждого утверждения.

А.  Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

  1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
  2. Полная (не)лепица.
  3. Причины (не)успеваемости.

Б. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

В. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Г. Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

-Самопроверка.

(Ключ к тесту "Проверь себя!")

А  - 2; Б - 2; В  - 3; Г – 3.

6. Подведение итогов

- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?

-Что мы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

(Когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно).

-Расскажите правило.

7. Домашнее задание

Параграф 51 (выучить правило в учебнике или таблицу.)

Упр.290; откройте учебники, прочитайте задание к упражнению, есть ли вопросы по выполнению задания?

 По желанию: есть еще один пункт в правиле «Не с существительным». Поищите информацию в справочниках или в интернете.

8. Рефлексия

- Возьмите листочки и прочтите утверждения. Если вы с ними согласны – поставьте   +.

  1. Я знаю условия слитного и раздельного написания не с существительными.
  2. Я не до конца усвоил(а) тему, затрудняюсь при выборе слитного или раздельного написания НЕ с существительными.
  3. Я активно работал(а) на уроке, старался разобраться в теме.
  4. Я выполнил(а) тест  без ошибок или допустил(а) не более 1 ошибки.

-Кто поставил  три плюса? Вы молодцы.

-Если что-то не получалось, не огорчайтесь: дома вы выучите правило, а на следующем уроке мы продолжим работу с данной орфограммой.

9. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...