Методика преподавания пунктуации диалога на русском языке в 5-6-х классах
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)
Примеры игровых упражнений для исполльзования на уроках русского языка в 5-6-х классах при изучении пунктуации диалога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_prepodavaniya_punktuatsii_dialoga_na_russkom_yazyke_v_6-h_klassah.docx | 63.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУНКТУАЦИЯ ДИАЛОГА В ИГРОВЫХ ЗАДАНИЯХ для 5-6 класса
«Игра для ребенка – естественная потребность», – утверждал В.Н. Сорока-Росинский, руководитель школы им. Достоевского в Ленинграде 1930-х годов. Думаю, что с этим высказыванием трудно не согласиться. Дидактические достоинства игровой методики обучения очевидны. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на свое мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.
«Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», — писал известный педагог Е.Н. Ильин.
Наиболее распространенная и простая форма игры – это игра со словом или предложением. Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических и синтаксических категорий. Эти игры занимают 5–7 минут и могут проводиться в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок.
Для изучения пунктуации диалога на уроках русского языка можно использовать следующие игровые задания:
Продолжая тему предыдущего параграфа, предполагаем возможным разнообразить урок с помощью картинок-смайликов и картинок-стикеров.
Например:
Ключ: - Привет.
- Привет.
- Пойдёшь играть в бадминтон?
- С удовольствием!
- Отлично! Увидимся в час!
- Хорошо.
Эта форма игр прекрасна и для шифрования известных детям произведений или песен, где присутствует диалог.
Например:
Ключ: Закричал петушок:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!
Ключ: - Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.
- Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали!
Тарам — пам — пам,
Тарам — пам — пам.
Игры с шифрованием хороши как в начале урока, на несколько минут, так и на урок-викторину. Для усложнения задания можно ввести балльную систему и отнимать баллы за неверную пунктуацию. Чтобы развить в детях пунктуационную зоркость, необходимо, чтобы ответы на шифр дети не озвучивали устно, а записывали на листочках.
2. Загадки. Этот вид упражнений можно использовать для разминки, для этого заранее необходимо написать стишки-загадки на доске.
1)- Свёкла где растет?
- (На грядке)
- Буквы пишут где?
- (В тетрадке)
- Что мы утром чистим?
- (Зубки)
- Одеваем в холод?
- (Шубки.)
-Любим мы играть …
- (В снежки)
- Есть на праздник …
- (Пирожки)
2) У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- (Слон.)
- Откуда?
- (От верблюда.)
- Что вам надо?
- (Шоколада.)
- Для кого?
- (Для сына моего.)
Для групповой работы по закреплению пунктуации диалога предлагаем обратиться к сказкам или другим известным детям произведениям. Для реализации игры необходимо поделить учеников на группы, каждой группе выдаётся свой набор напечатанных текстов с диалогами. В набор входит одна сказка, разрезанная на части (Приложение). Задача: собрать сказку верно быстрее всех. Важно, чтобы разрез находился либо на стыке реплик, либо после слов автора, это позволит детям вспомнить схемы предложений и логически выстроить текст.
Также возможно играть с детьми, предлагая им придумать свои диалоги по готовым схемам, где указываются только знаки препинания.
Например:
- !
- !
- ?
- .?
- .?
- !
- !
Или:
- !
- !
- ?
- .
- ?
- . !
- !
Этот вариант также возможно сделать групповым, поделив детей на несколько команд и поставив условие – кто придумает больше подходящих диалогов. Можно также в конце игры предложить инсценировать получившиеся диалоги или прочесть их с выражением по ролям.
Усложнением может быть постановка двух-трёх критериев, которым должны соответствовать диалоги, как один из вариантов – наличие в диалогах слов «Пожалуйста», «Будьте добры», «До свидания» или заранее оговорённая тема.
Игра — это форма познания мира. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятельности у ребенка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива. В отличие от детской игры, для учебной игры очень важен результат. Но ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны ученикам. Пусть для них игра остается игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий
Это аттестационная работа. В ней представлен материал по изучению синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием приёмов компетентностного подхода на осн...
Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/
Урок русского языка в 11 классе поможет при подготовке к ЕГЭ, построен на литературном материале (А.И.Солженицын "Матренин двор")...
"Синтаксис и пунктуация" конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».Цель урока: познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации...
Методика преподавания элективного курса по английскому языку в 9 классе.
Методика преподавания элективного курса по английскому языку в 9 классе. Подготовилаучитель английского языкаШевлягин...
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...
Методика преподавания пунктуации при прямой речи на уроках русского языка в 5-х классах
рекомендации и примеры упражнений, направленных на закрепление знаний пунктуации при прямой речи в 5-х классах...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10-11 классов "Русское правописание: орфография и пунктуация""
Предназначена для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...