Методика преподавания пунктуации диалога на русском языке в 5-6-х классах
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)

Рожновская Екатерина Борисовна

Примеры игровых упражнений для исполльзования на уроках русского языка в 5-6-х классах при изучении пунктуации диалога

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУНКТУАЦИЯ ДИАЛОГА В ИГРОВЫХ ЗАДАНИЯХ для 5-6 класса

 «Игра для ребенка – естественная потребность», – утверждал В.Н. Сорока-Росинский, руководитель школы им. Достоевского в Ленинграде 1930-х годов. Думаю, что с этим высказыванием трудно не согласиться. Дидактические достоинства игровой методики обучения очевидны. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на свое мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.

«Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», — писал известный педагог Е.Н. Ильин.

Наиболее распространенная и простая форма игры – это игра со словом или предложением. Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических и синтаксических категорий. Эти игры занимают 5–7 минут и могут проводиться в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок.

Для изучения пунктуации диалога на уроках русского языка можно использовать следующие игровые задания:

Продолжая тему предыдущего параграфа, предполагаем возможным разнообразить урок с помощью картинок-смайликов и картинок-стикеров.

Например:

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\диалог\бадминтон.jpg

Ключ: - Привет.

- Привет.

- Пойдёшь играть в бадминтон?

- С удовольствием!

- Отлично! Увидимся в час!

- Хорошо.

Эта форма игр прекрасна и для шифрования известных детям произведений или песен, где присутствует диалог.

Например:

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\диалог\петушок, золотой гребешок.jpg

Ключ: Закричал петушок:

— Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\диалог\антошка, антошка.jpg

Ключ: - Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

- Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам — пам — пам,

Тарам — пам — пам.

Игры с шифрованием хороши как в начале урока, на несколько минут, так и на урок-викторину. Для усложнения задания можно ввести балльную систему и отнимать баллы за неверную пунктуацию. Чтобы развить в детях пунктуационную зоркость, необходимо, чтобы ответы на шифр дети не озвучивали устно, а записывали на листочках.

2. Загадки. Этот вид упражнений можно использовать для разминки, для этого заранее необходимо написать стишки-загадки на доске.

1)- Свёкла где растет?

- (На грядке)

- Буквы пишут где?

- (В тетрадке)

- Что мы утром чистим?

-  (Зубки)

- Одеваем в холод?

- (Шубки.)

-Любим  мы играть …

- (В снежки)

- Есть на праздник …

- (Пирожки)

2) У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- (Слон.)

- Откуда?

- (От верблюда.)

- Что вам надо?

- (Шоколада.)

-  Для кого?

- (Для сына моего.)

Для групповой работы по закреплению пунктуации диалога предлагаем обратиться к сказкам или другим известным детям произведениям. Для реализации игры необходимо поделить учеников на группы, каждой группе выдаётся свой набор напечатанных текстов с диалогами. В набор входит одна сказка, разрезанная на части (Приложение). Задача: собрать сказку верно быстрее всех. Важно, чтобы разрез находился либо на стыке реплик, либо после слов автора, это позволит детям вспомнить схемы предложений и логически выстроить текст.

Также возможно играть с детьми,  предлагая им придумать свои диалоги по готовым схемам, где указываются только знаки препинания.

Например:

- !

- !

- ?

- .?

- .?

- !

- !

Или:

- !

- !

- ?

- .

- ?

- . !

- !

Этот вариант также возможно сделать групповым, поделив детей на несколько команд и поставив условие – кто придумает больше подходящих диалогов. Можно также в конце игры предложить инсценировать получившиеся диалоги или прочесть их с выражением по ролям.

Усложнением может быть постановка двух-трёх критериев, которым должны соответствовать диалоги, как один из вариантов – наличие в диалогах слов «Пожалуйста», «Будьте добры», «До свидания» или заранее оговорённая тема.

Игра — это форма познания мира. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятельности у ребенка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива. В отличие от детской игры, для учебной игры очень важен результат. Но ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны ученикам. Пусть для них игра остается игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий

Это аттестационная работа. В ней представлен материал по изучению синтаксиса и пунктуации в 5 классе с использованием  приёмов компетентностного подхода  на осн...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/

Урок русского языка в 11 классе поможет при подготовке к ЕГЭ, построен на литературном материале (А.И.Солженицын "Матренин двор")...

"Синтаксис и пунктуация" конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».Цель урока: познакомить учащихся  с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации...

Методика преподавания элективного курса по английскому языку в 9 классе.

Методика преподавания элективного курса по английскому языку в 9 классе.      Подготовилаучитель английского языкаШевлягин...

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...

Методика преподавания пунктуации при прямой речи на уроках русского языка в 5-х классах

рекомендации и примеры упражнений, направленных на закрепление знаний пунктуации при прямой речи в 5-х классах...