Конспект урока по русскому языку Роль местоимений в речи
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Светлана Непомнящая

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс

8 А

Тема урока

Местоимение. Роль местоимения в речи.

Цель урока

Сформировать представление о местоимении как части речи.

Задачи урока

Обучающие: дать определение местоимения как части речи в соответствии с морфологическими признаками; определить роль в предложении и речи данной категории слов.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
Воспитательные: формировать культуру речи. Формировать у учащихся навык самоконтроля, самооценки

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Формируемые БУД

личностные: 

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

регулятивные:

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

коммуникативные:

  •  вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

 Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная работа.

Оборудование

Ноутбук, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.

Демонстрационный материал

Презентация, подготовленная учителем.

Ход урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой трудясь дорожи! (Слайд 2)

- Давайте настроимся на активную работу. Посмотрите всё ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь мне, друг другу, расправьте плечики и начинаем работать.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Вы уже знаете, что русский язык богат и полон тайн. Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну, сделаем одно открытие .

3. Актуализация опорных знаний.

а) Определение темы и задачи урока 

А сейчас внимание,

Необычное задание.

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас.

(Слайд 3)

- У вас на столах лежат листочки, на них написан рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ.

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

-  Кто наказал его? — спросила соседка.

- Он сам наказал себя, — ответила мама.

- О чём этот рассказ? (О мальчике)

- Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один)

- Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я»)

-Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?

(место имени существительного)          (Слайд 4)

- К какой части речи относится это слово («Я»)? (Местоимение)

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО      ИМЕНИ           Е

МЕСТОИМЕНИЕ

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Местоимение. Роль местоимения в речи.)

 О происхождении этого слова.

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало.

– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!

б)Работа с учебником.

- Открываем учебник на с. 123. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется?

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Открываем с. 124, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). (Слайд 5)

Сформулируем задачи урока: 

*Познакомиться с личными местоимениями,

*уметь отличить местоимение от других частей речи,

*уточнить о роли местоимений в речи.

- Молодцы!

в) посадка учащихся (при письме)

-С темой разобрались,

За работу все взялись!

- Откроем тетради и запишем число, следим за своей посадкой.

(Слайд 6 )

- Скажите, как мы пишем в тетрадях? (Отступаем две строки от предыдущей работы, стараемся писать аккуратно, без ошибок)

г) Минутка чистописания. 

Чтоб проверить у всех старание,

У нас минутка чистописания.

- Мы будем сегодня прописывать букву «пэ» 

- Дайте характеристику звуку. (Звук «п». Буква «пэ». Согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким) (Слайд 7)

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

- Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая - в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах.
па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр (Сл.8)

- Обратите внимание на соединение букв.

4. Первичное усвоение нового материала.

Давайте вспомним задачи урока: 

Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. (Слайд 9 )

- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике)

- На стр. 124  прочитайте правило. Назовите личные местоимения?

(Слайд 10 )

- У вас на парте лежат карточки со словами (местоимениями), приготовьте их. -- Вам необходимо поднять карточку с тем местоимением, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (я)

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (мы)

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (ты, вы)

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (он)
- Если это группа лиц? (они)

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
а) Работа у доски

-Перечислим еще раз все личные местоимения (учащийся называет местоимение и записывает его на доске)

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

- Спасибо.

  б) Работа в парах.

-Сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила надо соблюдать при работе друг с другом.

-У вас на столах лежат карточки. 

Задание: (Слайд 11)

1) Задание к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

(Слайд 12)

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Проверка.

Кто желает прочитать получившийся текст?

Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении)

 (Слайд 13)

-Сделайте вывод: 

Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (Слайд14 )

5. Первичная проверка понимания нового материала.

- Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи.

Продолжение работы по теме урока.

Работа с учебником ( стр. 124 упражнение  № 160)

-Попробуем сделать  вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения.

6. Первичное закрепление.

 

а) Работа в группах. 

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. 
- Игра «Открой секрет» (Слайд 15 )
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- Кто справился с заданием? У кого были сложности?

  Проверка. (Слайд 16 )

7. Итог

- А теперь, ребята, проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему

Проведение тестирования. (Слайд 17 )

1. Местоимение:
а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение: 
а) обозначает предмет

б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение: (Слайд 18)
а) ель

б) ем

в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы

б) она, он

в) в, о

Проверка: (Слайд 19 )
1. б)

2. а)

3. в)

4. в)

5. в)

 Информация о домашнем задании (стр. 125 упр.162) (Сл.20, 21)

 Инструктаж по его выполнению. Оценки.

 Самоанализ работы (достижения за урок)  (Сл.22)

7. Рефлексия.

Разукрась ёлочку

1) Тема урока мне понятна. (Синий шар)

2) Я знаю какие местоимения относятся к личным. ( Жёлтый шар)

3) Мне не всё понятно. (Красный шар)  

- Урок окончен. (Слайд 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"

Цель урока:  1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...

Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....

Конспект урока по русскому языку "Неопределенные местоимения"

Технологическая карта урока по русскому языку "Неопределенные местоимения". Рыбченкова ФГОС. По технологии проблемного обучения...

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения"

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения" для 8 класса...

Презентация по русскому языку "Роль местоимений в речи"

Презентация по русскому языку для  6 класса  по теме "Роль местоимений в речи". Обучающее сочинение на лингвистическую тему  в формате ОГЭ...