Конспект урока по русскому языку Роль местоимений в речи
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет | Русский язык |
Класс | 8 А |
Тема урока | Местоимение. Роль местоимения в речи. |
Цель урока | Сформировать представление о местоимении как части речи. |
Задачи урока | Обучающие: дать определение местоимения как части речи в соответствии с морфологическими признаками; определить роль в предложении и речи данной категории слов. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Формируемые БУД | личностные:
регулятивные:
коммуникативные:
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Методы обучения | Словесные, наглядные, практические |
Формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная работа. |
Оборудование | Ноутбук, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал. |
Демонстрационный материал | Презентация, подготовленная учителем. |
Ход урока
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
- Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи!
Каждой минутой трудясь дорожи! (Слайд 2)
- Давайте настроимся на активную работу. Посмотрите всё ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь мне, друг другу, расправьте плечики и начинаем работать.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Вы уже знаете, что русский язык богат и полон тайн. Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну, сделаем одно открытие .
3. Актуализация опорных знаний.
а) Определение темы и задачи урока
А сейчас внимание,
Необычное задание.
Какая тема урока у нас?
Разберемся мы сейчас.
(Слайд 3)
- У вас на столах лежат листочки, на них написан рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ.
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? — спросила соседка.
- Он сам наказал себя, — ответила мама.
- О чём этот рассказ? (О мальчике)
- Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один)
- Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я»)
-Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?
(место имени существительного) (Слайд 4)
- К какой части речи относится это слово («Я»)? (Местоимение)
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО ИМЕНИ Е
МЕСТОИМЕНИЕ
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Местоимение. Роль местоимения в речи.)
О происхождении этого слова.
- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.
Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!
б)Работа с учебником.
- Открываем учебник на с. 123. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется?
- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.
- Открываем с. 124, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). (Слайд 5)
- Сформулируем задачи урока:
*Познакомиться с личными местоимениями,
*уметь отличить местоимение от других частей речи,
*уточнить о роли местоимений в речи.
- Молодцы!
в) посадка учащихся (при письме)
-С темой разобрались,
За работу все взялись!
- Откроем тетради и запишем число, следим за своей посадкой.
(Слайд 6 )
- Скажите, как мы пишем в тетрадях? (Отступаем две строки от предыдущей работы, стараемся писать аккуратно, без ошибок)
г) Минутка чистописания.
Чтоб проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
- Мы будем сегодня прописывать букву «пэ»
- Дайте характеристику звуку. (Звук «п». Буква «пэ». Согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким) (Слайд 7)
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
- Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая - в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах.
па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр (Сл.8)
- Обратите внимание на соединение букв.
4. Первичное усвоение нового материала.
- Давайте вспомним задачи урока:
Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. (Слайд 9 )
- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике)
- На стр. 124 прочитайте правило. Назовите личные местоимения?
(Слайд 10 )
- У вас на парте лежат карточки со словами (местоимениями), приготовьте их. -- Вам необходимо поднять карточку с тем местоимением, которое является ответом на мой вопрос:
- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (я)
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (мы)
- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (ты, вы)
- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?
- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (он)
- Если это группа лиц? (они)
- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
а) Работа у доски
-Перечислим еще раз все личные местоимения (учащийся называет местоимение и записывает его на доске)
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
- Спасибо.
б) Работа в парах.
-Сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила надо соблюдать при работе друг с другом.
-У вас на столах лежат карточки.
Задание: (Слайд 11)
1) Задание к данному тексту.
Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.
(Слайд 12)
Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
- Проверка.
- Кто желает прочитать получившийся текст?
Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)
- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении)
(Слайд 13)
-Сделайте вывод:
Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА (Слайд14 )
5. Первичная проверка понимания нового материала.
- Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи.
Продолжение работы по теме урока.
Работа с учебником ( стр. 124 упражнение № 160)
-Попробуем сделать вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения.
6. Первичное закрепление.
а) Работа в группах.
- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.
- Игра «Открой секрет» (Слайд 15 )
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.
- Кто справился с заданием? У кого были сложности?
Проверка. (Слайд 16 )
7. Итог
- А теперь, ребята, проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему
Проведение тестирования. (Слайд 17 )
1. Местоимение:
а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных
б) глаголов
в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение: (Слайд 18)
а) ель
б) ем
в) ты
5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы
б) она, он
в) в, о
Проверка: (Слайд 19 )
1. б)
2. а)
3. в)
4. в)
5. в)
Информация о домашнем задании (стр. 125 упр.162) (Сл.20, 21)
Инструктаж по его выполнению. Оценки.
Самоанализ работы (достижения за урок) (Сл.22)
7. Рефлексия.
Разукрась ёлочку
1) Тема урока мне понятна. (Синий шар)
2) Я знаю какие местоимения относятся к личным. ( Жёлтый шар)
3) Мне не всё понятно. (Красный шар)
- Урок окончен. (Слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-26707-1475774171.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
Урок русского языка с использованием ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/10/picture-119046-1349862795.jpg)
конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)
Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи: 1. сформировать общее поня...
Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"
Цель урока: 1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578829-1422879969.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/26/picture-1222855-1582739174.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Неопределенные местоимения"
Технологическая карта урока по русскому языку "Неопределенные местоимения". Рыбченкова ФГОС. По технологии проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1313066-1612885226.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения"
Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения" для 8 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/25/picture-1024681-1521982956.png)
Презентация по русскому языку "Роль местоимений в речи"
Презентация по русскому языку для 6 класса по теме "Роль местоимений в речи". Обучающее сочинение на лингвистическую тему в формате ОГЭ...