Разработка урока в 8б классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Халенкова Надежда Александровна

Закрепление темы" Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе по ФГОС

Урок русского языка в 7б классе на тему : «Обобщающий урок по теме

«Наречие» 02.02.2022г

Автор:  Халенкова НадеждаАлександровна

Данная  учебно- методическая разработка разработана по новому стандарту  для формирования комфортной образовательной среды на уроках русского языка

 Урок русского языка на тему: «Обобщающий урок по теме «Наречие»

 Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности

 Планируемые образовательные ресурсы:

 Предметные: находят наречия в предложении; орфографически правильно их пишут; правильно употребляют в речи; умеют составлять предложения с наречиями; выполняют тестовые задания.

 Метапредметные:

   познавательные - формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; строят речевые высказывания; совершенствуют мыслительные операции;

  регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют самоконтроль;

  коммуникативные - умеют конструктивно взаимодействовать в парах; работать в одной команде

Основное содержание темы, понятия и термины: наречие, его морфологические признаки; отличие наречий от других частей речи; член предложения, которым является наречие

Образовательные ресурсы:

1.Учебник «Русский язык», 7 класс М.Т. Баранова и др.

2.Презентация «Наречие»

3.Презентация «Цветотерапия»

4.Символы «обратной связи»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Ход урока

 1. Организация начала урока. Целевая установка

Учитель: Здравствуйте , ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит показать, какие элементы здоровьесберегающих технологий мы применяем на уроках русского языка.

 - С каким настроением вы начинаете урок? Перед вами три карточки разных цветов. Поднимите белую карточку, если настроение нейтральное; зелёную - если вы настроены на  отдых  , а не работу; оранжевую- если вы готовы активно работать.

 - Над какой темой вы работали?

 - Что нового узнали, чему научились?

 -  Зачем изучать наречие?

 - Где можем встретиться с этой частью речи?

 - Прочитайте тему сегодняшнего урока. Обозначьте самостоятельно учебные задачи урока.

2. Обобщение и систематизация знаний

  Раздаётся стук в дверь. Заходит «Наречие».

 -Люди добрые! Сам-то я не местный. Помогите , пожалуйста, Узнали вы меня? Вот жизнь: всегда приходится отвечать на вопросы. Вот скажите, ребята, почему вы перестали употреблять меня в речи? А ведь со мной речь была бы яркая, выразительная! Ребята, помогите! Верните меня в свою речь!

 Учитель: Поможем Наречию?  Тем более, что и корень в этом слове какой?

 -Что мы знаем о наречии как о части речи?

 -Внимание: работа в парах! На выполнение задания отводится одна минута.

 -1-й вариант рассказывает 2-му об общем значении наречия и его синтаксической роли.

 -2-й вариант 1-му о морфологических признаках наречия

(Ребята работают в парах, комментируют выполнение учебных задач)

 -Обобщим знания с помощью алгоритма (работа со слайдом презентации)

Вопросы:

 -Наречие- это самостоятельная или  служебная часть речи?

 -С какими частями речи сочетается?

 -Каким членом предложения чаще всего является?

 -На какие вопросы отвечает?

 -Это изменяемая часть речи?

Ребята делают выводы и обобщения.

Работа со слайдом презентации «Новый год». Задания: вставить в данный текст нужные по смыслу наречия и записать наречия в тетрадь, графически обозначая орфограммы.

Физкультминутка

   Цветотерапия.

-Наши  глаза устали. Давайте сделаем паузу  и полечим их. Сейчас вы увидите цвета радуги. Кто знает ключик к разгадке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»?

-Итак, постараемся расслабить мышцы тела, но при этом «не роняем» позвоночник, а спину держим ровно. Давайте все вместе перенесёмся в удивительный мир цвета, красок и звуков. (Презентация «Цветотерапия» с «наречными оценками» вслух: хорошо  , великолепно ,замечательно и т. п.)

-Мы порадовали глаза и продолжаем не просто знакомиться с наречиями , а узнавать его среди других частей речи

3.Контроль и самоконтроль

  Внимание: работа в группах. ( Дети ставят столы для работы в группах. Выполняют творческое  и тестовое задания. Работают в команде.

Презентация № 3 «Знакомьтесь, наречие» Задания командам:

  1. придумать название команды, связанное с наречием;
  2. приготовить для ответов на вопросы теста трафареты «А», «Б», «В», «Г»
  3. подумать над вопросами теста, обсудить их в команде и поднять трафарет с правильным вариантом ответа

Физкультминутка

Один из учеников получил перспективное индивидуальное задание : «насытить» текст зарядки наречиями: медленно поднимитесь, встаньте ровно, высоко поднимите руки и т. п. Формулирует задание: записать по памяти наречия, которые употребил ученик во время зарядки.

-С какими наречиями у вас ассоциируется слово «здоровье»?

Внимание: ассоциативная цепочка (хорошо, прекрасно, классно, здорово, замечательно , великолепно и т. д.

4.Итог урока. Рефлексия деятельности

  В школе часто проводятся недели здоровья. В связи с этим мне хотелось бы познакомить вас с «10 Золотыми Правилами  крепкого здоровья»

  Ваша задача: выразительно прочитать правила, по ходу чтения называть наречия, которые вы видите в правилах, и дополнять своими.

-Какую роль играют в этих рекомендациях наречия?

 Мы желаем всем здоровья и дарим всем ребятам «10 Золотых Правил  крепкого здоровья» Пусть они помогут всем оставаться здоровыми и жизнерадостными.

-Проведём рефлексию урока: в начале урока вы поднимали одну из трёх карточек, соответствующих вашему настроению. Карточку какого цвета вы готовы поднять сейчас? Почему?

-Кто из вас готов взять наречие в друзья и отныне постарается использовать его в своей речи, поднимите руки.

 Домашнее задание: составить акростих по слову «Наречие»

Приложение  

2.Слайд презентации «Новый год»

 Задание: вставить в текст нужные по смыслу наречия и  записать текст в тетрадь.

Ответ:

Скоро Новый год! Быстро летит время. Ещё недавно мы и не думали о празднике. А  теперь  дружно готовимся к Новому году. Нужно успеть очень много. Поэтому мы охотно берёмся за дело. Если дружно взяться, то всё получится.

3.Тест по теме «Наречие»

1.Выбери  верное утверждение.

  А) Наречие - служебная часть речи.

  Б) Наречие - изменяемая часть речи

  В) Наречие – неизменяемая часть речи

2.Выбери утверждение , с которым можно согласиться

  А) Наречие обозначает предмет.

  Б) Наречие обозначает признак действия.

  В) Наречие обозначает признак предмета по действию.

3.Подчеркни, что характерно для наречия.

  А) Наречие не изменяется

  Б) Наречие изменяется по лицам, родам, числам.

  В) Наречие изменяется по лицам

4. Выбери  утверждение, с которым можно согласиться

  А) Наречия отвечают на вопросы:

    Что делать? Что сделать?

  Б) Наречия отвечают на вопросы

    Что делающий? Что сделавший?

  В) Наречия отвечают на вопросы

    Что делая? Что сделав?

  Г) Наречия отвечают на вопросы

    Как? Когда? Где? Зачем?

5.Подчеркни верное утверждение.

В предложении наречие чаще всего является:

  А) Дополнением

  Б) Обстоятельством

  В) Определением.

6. Выбери и подчеркни те слова, которые являются наречиями:

  А) Сегодня

  Б) Играющий

  В) Очень красиво

  Г) Прыгая

Ответы: 1-в, 2-в, 3-а, 4-г, 5-б, 6- а, в.

4. Итог урока, Рефлексия деятельности

« 10 золотых правил крепкого здоровья»

  1. Точно соблюдайте режим дня!
  2. Правильно питайтесь!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в хорошо проветриваемой комнате!
  5. Чаще бывайте на свежем воздухе!
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  7. Гоните прочь уныние и хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего здоровья!
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций1
  10. Всегда желайте себе и окружающим добра!

 

Литература

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н, Безобразова.- М. : Педагогический университет « Первое сентября», 2006
  2. Горяев, В. Здоровье детей - категория педагогическая / В Горяев // Воспитание школьников. -1999
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии /В.И.Ковалько.- Вако,2004
  4. Степанова О.А. Игровые оздоровительные технологии / О.А. Степанова // Народное образование , - 1999.-№ 9

 

  

 

 

Самоанализ урока

Предмет: русский язык

Класс: 7б

Учитель: Халенкова Н.А.

Тема урока: «Обобщение  по теме «Наречие»

Цели урока:

 Способствовать организации деятельности учащихся по обобщению     теоретических знаний по теме «Наречие» в условиях комфортной  образовательной среды.

 Содействовать развитию умений правильного написания наречий, употребления их в речи.

 Способствовать формированию культуры речи, созданию комфортного психологического климата для обеспечения возможности сохранения здоровья учащихся.

 

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности

 1.    Характеристика класса:

     -  активность класса средняя;

     -  мотивация обучения: средняя;

     -   дети умеют работать в парах;

     -   дети умеют работать в малых группах;

     -   дети умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

     -   дети умеют самооценивать себя;

     -   дети умеют взаимооценивать друг друга

2.  На уроке использовались следующие  формы и методы:

  1)  Форма, метод обучения:

    -   фронтальная, беседа;

    -   работа в парах, практический;

    -   коллективная, хоровой ответ; составление ассоциативной цепочки;

    -   индивидуальная, творческая перекличка; практическое упражнение;

    -   групповая, практический;

    -   работа в командах, практический

  2) Технология обучения: формирование комфортной образовательной среды            с использованием элементов  здоровьесберегающих образовательных    технологий на уроках русского языка

3. Структурный аспект самоанализа урока:

Проведено  целеполагание, цели диагностируемые, создана мотивация как на этапе целеполагания . так и на других этапах урока.

Применялись мыслительные операции ( обобщение, анализ, синтез, сравнение)

Оформлялись в ходе урока осознанные и произвольные речевые высказывания.

Учитель требовал выражения своих мыслей с достаточной полнотой; аргументирования своего мнения и позиции в коммуникации.

Проводилось обобщающее закрепление с проговариванием во внешней речи.

В ходе урока  учащиеся внимательно слушали, отвечали на вопросы, осуществляли самоанализ приобретённых знаний, умений и навыков по изученной теме, делали выводы.

Самостоятельная  и коллективная работа по построению речевых высказываний при формулировании ответов на вопросы. На  протяжении всего урока учащиеся принимали и сохраняли учебную задачу, осуществляли поиск средств её достижения.

В ходе урока проводился контроль и самоконтроль знаний учащихся. Ученики работали в команде, парами, выполняли творческие и тестовые задания.

Рациональная организация урока – самая важная составляющая здоровьесберегающей работы. Основными критериями рациональной организации урока можно считать прекрасный психологический климат, создание ситуации успеха, смену видов деятельности учащихся, чередование методов и приёмов обучения, эмоциональные разрядки, рациональное использование современных информационных технологий.

На протяжении всего урока выполнялись упражнения для глаз, проводились физкультминутки .

Все  предметные, личностные, метапредметные образовательные ресурсы, ранее запланированные, формировались на уроке.

Проведена рефлексия деятельности обучающихся (самоанализ учебной деятельности), составлены « 10 Золотых правил здоровьесбережения»

Домашнее задание носило творческий характер и замкнуло «круг» урока: начали с понятия «Наречие» и дома составить акростих по слову «Наречие».

  4.Функциональный аспект:

- структура урока соответствовала общей цели;

- структура урока соответствовала возможностям класса;

  5. Организация контроля.

Контроль был включён в состав других действий;

Ученик контролировал процесс выполнения действий и результат.

Количество опрошенных на уроке устно, письменно ( в том числе тесты и творческие работы)- 25 человек, что составляет 100%

Вывод: урок соответствует структуре и требованиям ФГОС, носит личностно- развивающий, здоровьесберегающий характер, поставленные цели достигнуты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.

Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания....

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Разработка урока в 6 классе по русскому языку "Неопределенные местоимения"

Технологическая карта урока изучения новго материала по русскому языку  по теме "Неопределенные местоимения" в 6 класс е по УМК М.М. Разумовской....

Разработка урока в 8 классе по русскому языку с презентацией. Изложение. На родине Ломоносова.

Прект урока русского языка в контексте системно-деятельностного подхода с применением ИКТ.Вид урока: развитие речи.Тема урока: Сжатое изложение с элементами сочинения "На родине Ломоносова"...

Методическая разработка урока в 8 классе по русскому языку "Определенно-личные предложения"

Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Определенно-личные предложения" в 8 классе...

Методическая разработка урока для 6 класса по русскому языку по теме: "Диалектизмы"

Полная методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Диалектизмы"...

Методическая разработка урока для 5 класса по русскому языку

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме: "Двойная роль букв е е ю я...