Разработка урока в 6 классе по русскому языку "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Петрова Юлия Викторовна

Технологическая карта урока изучения новго материала по русскому языку  по теме "Неопределенные местоимения" в 6 класс е по УМК М.М. Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

УМК под ред. М.М. Разумовской, С.И. Львова

Урок № 186

Тема: Неопределённые местоимения.

Тип: урок-путешествие

Задачи:

  • углубить представление учащихся о морфологи я как о разделе языкознания и «Местоимении» в частности;
  • формировать понимание отличия неопределенных местоимений  среди местоимений других разрядов;
  • углубить знания о лексическом значении местоимений и роли морфем в образовании и неопределенных местоимений;
  • совершенствовать умение использовать неопределенные местоимения в тексте;
  • формировать навыки смыслового чтения

Планируемые результаты

Предметные

  • сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи,
  • определять их морфологические признаки;
  • закрепить умение видеть местоимения разных разрядов,  расширить лексический запас учащихся;
  • отрабатывать орфографические правописания неопределенных местоимений
  • отрабатывать  пунктуационные навыки.

Метапредметные

регулятивные:

  • ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать содержание учебной деятельности;
  • работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари).
  • осуществлять самоконтроль;

познавательные:

  • извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
  • выполнять универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).

коммуникативные:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь
  • доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Личностные

  • стремиться к личностному самоопределению;
  • оценивать нравственно-этическое содержание информации;
  • стремиться к совершенствованию культуры речи
  • стремиться к получению новых знаний о правописании неопределенных местоимений

Межпредметные связи: физика, история, музыка (физические свойства движения ракеты, история СССР, используется музыка Свиридова «Время назад»).

Ресурсы урока: учебник (§49), презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Вступительное слово: «Добрый день, ребята!
    Вы знаете, какое важное событие апреля уже несколько десятилетий отмечают во всем Мире?»

Правильно, в 1961 году состоялся первый полет человека в космическое пространство. С тех пор жизнь всего человечества начала стремительно меняться…И все, что для нас стало привычным, стало возможно благодаря ученым физикам и астрономам – мобильная связь, Интернет.

Мы с Вами сегодня проведем необычный урок!

Подобно Юрию Гагарину совершим путешествие в неизведанное пространство..

  Кто знает автора и название музыкального произведения, которое с советских времен звучит в программе «Время»?

  • Скажите, а с чего начинается любое путешествие?
    Правильно! Так давайте посмотрим, насколько мы готовы отправляться вперед!
  • Приглашает двух учащихся к доске выполнять работу на определение разрядов местоимений
  • Предлагает ответить на вопросы:

Какой раздел морфологии мы сейчас изучаем?

Что такое местоимение?

На какие разряды делятся местоимения?

Какие из них мы уже изучили?

Назовите вопросительные местоимения?

  • Предлагает проверить работу учащихся (космонавтов), работавших у доски.

  • Отвечают на вопросы

 День космонавтики.

Георгий Васильевич Свиридов, увертюра «Время, вперед!» к х/ф с одноименным названием.

Со сборов.

  • Двое учащихся работают самостоятельно у доски

  • Отвечают на вопросы

  • Проверяют вызвавшиеся ученики с места, комментируют

Мотивация познавательной деятельности

  • Создаёт условия для постановки учебной задачи, предлагая посетить первую станцию, где отыщутся необходимые знания-топливо для путешествия: посмотреть видео, записанное школьницей, перечитать стихотворение (с.), сочиненное ею, еще раз, задает вопросы.
  • Помогает сформулировать тему урока и определить задачи этого урока и последующих уроков раздела

  • Смотрят видео, читают стихотворение, отвечают на вопросы задачи, участвуют в проблемном диалоге.

  • Формулируют тему урока – «Неопределенные местоимения», определяют учебную задачу – научиться отличать неопределённые местоимения и изучить орфограммы, с ними связанные. Записывают число, тему данного урока

Организация познавательной деятельности

  • Организует самостоятельное изучение языкового материала об отличии процессов образования и изменения слов, беседу по вопросам (с. 5).
  • Предлагает посмотреть на местоимения на слайде. Просит увидеть сходство неопределенных местоимений и тех, что были уже изучены ранее, сделать вывод, как образуются неопределенные местоимения, отметить особенность в правописании

Предлагает оценить верность своих гипотез и предположений, прочитав правило на стр. 244

  • Предлагает записать неопределенные местоимения под диктовку, осуществить проверку в парах и проверить правописание по слайду
  • Предлагает сделать вывод о правописании неопределенных местоимений
  • Организует творческую деятельность, используя упражнение 539
  • Исследуют языковой материал и отвечают на вопросы
  • Изучают слайд (с), выдвигают гипотезу о том, что неопределенные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок кое-, не и суффиксов то-, либо, нибудь. Отмечают, что некоторые из них пишутся через дефис.

Читают правило,  оценивают свои предположения

  • Записывают слова по диктовку, осуществляют взаимопроверку, правильность проверяют по слайду
  • Один из учащихся делает вывод на отметку о правописании неопределенных местоимений
  • Выполняют упражнение 539, составляют предложения

Подведение итогов

  • Предлагает подвести итоги, обобщить все сведения, полученные на уроке в ходе посещения станций, перейти в морфологическую лабораторию, чтобы составить портрет неопределенного местоимения (выполнить морфологический разбор), озвучить полученные результаты
  • Предлагает вспомнить, что нового узнали на уроке

  • Проводит диагностическую работу (см. графу «Диагностика…») и организует рефлексию
  • Выполняют морфологический разбор, озвучивают результаты
  • Осуществляют оценку собственной учебной деятельности

  • Вспоминают особенности употребления неопределенных местоимений, орфограммы в неопределенных местоимениях

Диагностика достижения планируемых результатов:

  1. Найти загадки с с использованием неопределенных местоимений, выполнить морфологический разбор одного на выбор

Дополнительные творческие задания:

  1. Написать мини сочинение в жанре детектив с использованием неопределенных местоимений

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Разработка урока и презентация по русскому языку по теме: "Неполные предложения" 8 класс

Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в котор...

Разработка урока по ФГОС "Вопросительные и относительные местоимения" 6 класс

Разработка урока по русскому языку "Вопросительные и относительные местоимения" 6 класс по учебнику Шмелева А.Д."Вентана-Граф"  ФГОС....

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы -  Карнаухова Анна Романовна...