Методическая разработка "Рабочая программа. Русский язык 9 класс ".
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Методическая разработка "Рабочая программа. Русский язык 9 класс ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx27.85 КБ
Файл prilozhenie_22.docx38.39 КБ
Файл prilozhenie_2.docx41.16 КБ
Файл prilozhenie_3.docx27.07 КБ
Файл prilozhenie_4.docx27.55 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Невского района Санкт-ПетербургаГЕРБ 345 школа 000

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 345

Невского района Санкт-Петербурга

192174, Санкт- Петербург

Бульвар Красных Зорь, дом  6, корп.2 , литер А

ИНН /КПП  7811022880/ 781101001   ОКПО 53250174,   ОКОГУ 23280,  ОГРН 1037825012202

т./факс: (812) 362-44-43

Email: school345spb@mail.ru

http:// school345spb.ru


Согласовано                                                                                                          

Зам.директора по УВР                                                            

____________   (Чижкина Е.Н.)                                                

«  » августа 2021г

Утверждено              

Директор ГБОУ школы № 345    

________________ (А.И.Лазарев)

Приказ №263 от «31» августа 2021г.

Согласовано                                                                                                     на заседании М/О                                                                     учителей начальных классов                                                  

Протокол от «27» августа 2021 г. №1

Председатель М/О

___________ __(Автономова Ф.А.)

Принято

Решением Педагогического совета

Протокол №1 от «31» августа 2021г.

Рабочая программа

по русскому языку

для 9а класса

Срок реализации: 2021- 2022 учебный год

Составлена

Калининой Т.Н., учителем 1 квалификационной категории

Санкт- Петербург  

2021 год


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план 9  класс, русский язык

уро

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

образования

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Контроль

Средства

обучения

Страницы

или

параграф

учебника

Дата

проведения

план

факт

I четверть

1

Русский язык – национальный язык русского народа. Повторение учебного материала 8 класса. Предложения с обособленными членами

1

Урок общеметодической направленности

Особенности русского национального языка как государственного и как средства межнационального общения

Л. формирование знаний о связи русского яз с другими славянскими языками

М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель

П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова

Работа на уроке

Учебник

Стр.

2

Повторение. Речь. Стили речи. Повторение учебного материала 8 класса. Портретный очерк

1

Урок рефлексии

Стили речи. Разговорная и книжная речь. Пять стилей речи: речевые ситуации, стилевые черты

Л. формирование знаний о связи русского яз. С другими славянскими языками

М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель

П. Находить грамматическую основу предложения, Анализировать особенности употребления односоставных  предложений

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник

Стр.

3

Повторение. Речь. Стили речи. Повторение учебного материала 8 класса. Предложения с обособленными членами

4,5

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Повторение учебного материала 8 класса. Прямая и косвенная речь

2

Урок рефлексии

Классификация гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция и ее роль. Русское словесное ударение. Нормы русского ударения. Правильные названия букв. Соотношение звуков и букв

Л. формирование устойчивой мотивации  к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Учебник

6, 7

Лексика. Морфемика. Словообразование

2

Урок рефлексии

Лексика и фразеология. Толковый словарь. Морфемика и словообразование. Словарь морфем. Словообразовательный словарь

Л. формирование устойчивой мотивации  к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Учебник

8, 9

Морфология и синтаксис

2

Урок рефлексии

Морфология. Части речи. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Синтаксический разбор словосочетания и простого предложения

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник,

пособие

Стр

10, 11

Орфография и пунктуация

2

Урок общеметодической направленности

Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Правописание гласных в корнях слов. Корни с чередованием. Спряжение глаголов. Приставки и частицы НЕ и НИ и их правописание

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова

Проверочная работа

учебник

Стр.

12, 13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Повторение»

2

Урок контроля

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения

Проверочная работа

Учебник

Стр.

14

Типы речи

1

Урок общеметодической направленности

Типы речи. Разновидности типов речи

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник,

пособие

Стр.

15, 16

Р.Р. Сжатое изложение

2

Урок развивающего контроля

Сжатое изложение

Л. формирование устойчивой мотивации  к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Самостоятельная работа

Учебник

Стр.

17

Понятие о сложном предложении

1

Урок общеметодической направленности

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности.

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник

Стр.

18, 19

Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения

2

Урок  «открытия» нового знания

Типы сложных предложений. Интонация, союзы, союзные слова как основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

20, 21,

22

Виды сложносочиненных предложений

2

Урок контроля

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения

Диктант с грамматическим заданием

23, 24

Р.Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

3

Урок общеметодической направленности

Сложносочиненное предложение. его строение. Интонационное и пунктуационное оформление таких предложений

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы ,связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник,

пособие

Стр.

25, 26

Р.Р. Изложение

3

Урок общеметодической направленности

Построение сложноподчиненных предложений

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы ,связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Учебник

Стр.

27,

28

Художественный стиль речи и язык художественной литературы

2

Урок общеметодической направленности

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы ,связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Проверочная работа

Учебник, пособие

Стр.

29,

30

Типы сочинений. Сочинение-рассуждение

2

Урок общеметодической направленности

Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы»

31,

32

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

Урок открытия нового знания

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Подчинительные союзы и союзные слова. Средства связи частей сложноподчиненного предложения

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы ,связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

33

           

Виды сложноподчиненных предложений

1

Урок общеметодической направленности

Виды придаточных предложений. Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке. Домашнее задание

Учебник,

пособие

Стр.

34, 35

Сложноподчиненное предложение с  придаточным определительным

2

Урок открытия нового знания

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Синтаксические синонимы:

Л. формирование устойчивой  мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник, пособие

Стр.

36, 37

Сложноподчиненное предложение с придаточным  изъяснительным

2

Урок открытия нового знания

38, 39

Р.Р. Строение текста. Сочинение-этюд по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

2

Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи

40, 41

Сложноподчиненное предложение с придаточным места

2

Урок контроля

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения

Диктант с грамматическим заданием

42

Повторительно-обобщающий урок по теме "Сложноподчиненные предложения"

1

Урок открытия нового знания

Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Особенности строения и употребления в речи

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник

Стр.

43

Повторительно-обобщающий урок по теме "Сложноподчиненные предложения"придаточным времени

1

Урок общеметодической направленности

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Особенности строения и употребления в речи

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Домашнее задание

учебник

Стр.

44, 45

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени

2

Урок общеметодической направленности

Различные способы сравнения в русском языке. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Особенности строения и употребления в речи

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования

Проверочная работа

Учебник, пособие.

Стр.

2 четверть

46, 47

Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения

2

Урок общеметодической направленности

       

       

     

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребления в речи

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник,

пособие

Стр.

48,

49

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени

1

Урок открытия нового знания

Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Особенности строения и употребления в речи

Л .формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей

М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель

П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник

Стр.

50

Р.Р. Путевые заметки.   Сочинение

2

 Урок «открытие» новых знаний

Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия. Особенности строения и употребления в речи

Л. формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей

М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель

П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова

Работа на уроке

Домашнее задание

учебник

Стр.

51

Р.Р. Путевые заметки.   Сочинение

1

Урок открытия нового знания

Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Особенности строения и употребления в речи

Л. формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей

М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель

П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова

Работа на уроке

Домашнее задание

Пособие

Стр.

52, 53

Р.Р. Изложение по тексту Ю Нагибина «Чистые пруды

3

Краткое  изложение

Фронтальная проверка

54, 55

Сложноподчиненное предложение с придаточным цели

2

Урок общеметодической направленности

Путевые заметки: понятие о жанре. Структура, языковые особенности жанра

Л. формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей

М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель

П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова

Работа на уроке. Домашнее задание

Стр.

56, 57

Сложноподчиненное предложение с придаточным условия

2

Урок «открытие» новых знаний

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Особенности строения и употребления в речи

Повторение и обобщение по теме

Л. формирование знаний о связи русского яз. С культурой и историей

М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель

П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова

Работа на уроке. Домашнее задание.

учебник

Стр.

58, 59

Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия

2

Урок общеметодической направленности

Рецензия: понятие о жанре

Л. Формирование знаний связи русского яз. С культурой и историей

М. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой выражать свои мысли, самостоятельно формулировать познавательную цель

П, объяснять языковые явления процесса в ходе исследования структуры, содержания и значения слова

Сочинение. Фронтальная проверка

Учебник, пособие

60

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным

61, 62

Р.Р. Рецензия

3

Урок «открытие» новых знаний

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных

Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования

Работа на уроке. Домашнее задание

Учебник

Стр.

63,

64

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

65

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

2

Урок рефлексии

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник, пособия

Стр.

66, 67,

68

Повторительно-обобщающий урок по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

2

. Урок «открытие» новых знаний

Эссе: понятие о жанре

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова

Фронтальная проверка

Учебник, пособия

Стр.

69

Р.Р. Эссе

2

Урок «открытие» новых знаний

Бессоюзное сложное предложение: смысловые отношения между частями, интонационное и пунктуационное  выделение этих отношений

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры  Л. формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллектив ной аналитической деятельности

М. формировать навыки работы в группе, формировать ситуацию саморегуляции

П. объяснять языковые явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Домашняя работа, работа на уроке. Выборочная проверка

70,

Р.Р. Сочинение в жанре эссе

4

Урок «открытия» нового знания

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Учебник

Стр.

71, 72

Понятие о бессоюзном сложном предложении

73,

74, 75, 76

Бессоюзные сложные предложения со значением:

а) перечисления;

б) причины, пояснения;

в) противопоставления, времени, следствия

77,

78

Р.Р. Сжатое изложение

Урок контроля

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения

Диктант. Контрольная работа. Фронтальная проверка

79

Повторительно-обобщающий урок по теме "Сложные предложения

2

Урок развивающего контроля

Деловая речь

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Учебник

80

Р.Р. Сочинение по картине Н.Я. Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой»

81

Р.Р. Сочинение по картине Н.Я. Бута «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой»

82, 83,

84

Повторительно-обобщающий урок

4

Урок открытия нового знания

Типы сложных предложений с различными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке

Домашнее задание

Учебник

Стр.108-114

85,

86

Типы сочинений. Сочинение-рассуждение

2

Урок

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова

Фронтальная проверка

Учебник

Стр.

87.

88

Деловая речь

1

Урок «открытия» новых знаний

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения в ходе исследования структуры слова

Работа на уроке. Домашнее задание.

Учебник, пособие

Стр. 115-121

89,

90,

91,

92

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

2

Урок контроля

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения

Диктант с грамматическим заданием. Фронтальная проверка

93,

94

Период

2

Урок контроля

Фронтальная проверка

95.

96

Р.Р. Сочинение-рассуждение

3

Урок контроля

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения

Контрольная работа по грамматике. Фронтальная проверка

97

Р.Р. Сжатое изложение

2

Урок контроля

Фронтальная проверка

98-102

Итоговое повторение

7

Урок обобщения и систематизации знаний

Л. формирование познавательного интереса к предмету исследования

М. владеть монологической и диалогической формами речи, определять новый уровень отношений к самому себе

П. Составлять схемы предложений, понимать смысловые отношения между частями сложного предложения и средства их выражения



Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Невского района Санкт-ПетербургаГЕРБ 345 школа 000

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 345

Невского района Санкт-Петербурга

192174, Санкт- Петербург

Бульвар Красных Зорь, дом  6, корп.2 , литер А

ИНН /КПП  7811022880/ 781101001   ОКПО 53250174,   ОКОГУ 23280,  ОГРН 1037825012202

т./факс: (812) 362-44-43

Email: school345spb@mail.ru

http:// school345spb.ru


Лист корректировки рабочей программы

(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)

Учитель: _______________________________________

Предмет:_______________________________________

Класс:__________________________________________

Учебный год:___________________________________

Количество часов по плану

Количество часов по факту

Дата урока

Причины

Способ корректировки

Согласовано                                                                            

Зам.директора по УВР                                      

____________(___________________)  

«___»________202__г.                                                                  



Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Невского района Санкт-ПетербургаГЕРБ 345 школа 000

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 345

Невского района Санкт-Петербурга

192174, Санкт- Петербург

Бульвар Красных Зорь, дом  6, корп.2 , литер А

ИНН /КПП  7811022880/ 781101001   ОКПО 53250174,   ОКОГУ 23280,  ОГРН 1037825012202

т./факс: (812) 362-44-43

Email: school345spb@mail.ru

http:// school345spb.ru


Приложение к рабочей программе

Учитель: _______________________________________

Предмет:_______________________________________

Класс:__________________________________________

Учебный год:___________________________________

Количество часов за год по государственной программе:______________

Количество часов за год по рабочей программе:______________________

I четверть*

II четверть*

III четверть*

IV четверть*

кол-во часов по  государ. программе

кол-во часов по

рабочей программе

контрольные

работы**

лабораторные

работы**

работы в формате

ЕГЭ и ОГЭ**

техника чтения**

аудирование**

и др.**

* графы заполняются учителем в зависимости от ступени обучения (1-9 кл – четверти; 10-11 кл – полугодия)

** строки заполняются учителем в зависимости от специфики учебного предмета, ступени обучения и требований к уровню подготовки обучающихся



Предварительный просмотр:

                                      РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 классы

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся 9  класса ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга по курсу русского языка в 2021-2022  учебном году.

1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • Цель: Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • Задачи: Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
  • Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
  •  Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

1.2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный   Закон   от   29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской    

          Федерации» (с изменениями).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями), (далее – ФГОС основного общего образования).
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115.
  3. Приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями).
  4. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям СП 2.4.3648-20).воспитания и  обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СП 2.4.3648-20).
  7. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее СанПиН 1.2.3685-21).
  8. Письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 23.03.2020 № 03-12-259/20-0-1 о направлении методических рекомендаций Минпросвещения «Об организации обучения с использованием ЭО и ДОТ».
  9. Письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.03.2020 № 03-28-2516/20-0-0 «О направлении ИМП» (о реализации образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ).

  1. Программа развития ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на период 2020-2024.
  2. Основная образовательная программа основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга                

1.3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

 Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) и на основе программы курса по русскому языку для 5-9 классов (авторы:  М.М. Разумовская, П.А. Лекант),  которая полностью соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по русскому языку. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УДД) Составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

1.4. Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами:

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9  классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

1.5. Используемый учебник:

Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2015 288 с.

1.6.Тематический план:

В связи с применением в 4 четверти 2019-2020 учебного года дистанционных образовательных технологий, в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, в 1 четверти 2020-2021 учебного года будут проведены уроки повторения материала прошлого года.

№ п\п

Раздел

Количество часов

В том числе на:

Контрольные работы

Развитие речи

1

Введение

1

2

Повторение

8

1

1

3

Синтаксис сложного предложения

66

4

4

4

Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы. Текст. Речевые жанры

22

2

5

Повторение

5

1

ИТОГО:

102

6

7

1.7. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету:

Для организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будет применяться смешанная модель обучения:

- частично уроки будут проходить онлайн в режиме видеоконференций, индивидуальных консультаций, чат-занятий, в соответствии с возможностями программ, которые обеспечивают текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через интернет, например, Skyp и др., Zoom, WhatsApp, социальные сети;

- другая часть занятий предполагает самостоятельную работу обучающихся с использованием различных платформ и сервисов, учебных ресурсов, а также обычных учебников и тетрадей.

 На уроках русского языка в 9 классе целесообразно использовать различные педагогические технологии:

  • Проблемное обучение, целью которого является развитие познавательной деятельности, творческой самостоятельности обучающихся. Перед обучающимися ставится познавательная задачи, решая которые обучаемые активно усваивают знания
  • Концентрированное обучение. Цель этой педагогической технологии – приспособить обучение к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. Изучение предмета происходит за счет объединения занятий в блоки
  • Развивающее обучение имеет цель – развитие личности и ее способностей.

  • Формы урока: 

  • Урок «открытия» нового знания
  • Урок общеметодической направленности
  • Урок развивающегося контроля

   Урок рефлексии.                

                               1.8. Контроль

  • Сочинение
  • Проект
  • Работа на уроке
  • Домашнее задание
  • Самостоятельная работ
  • Проверочная работа
  • Словарный диктант
  • Контрольная работа
  • Административная контрольная работа
  • Классное сочинение
  • Домашнее сочинение
  • Контрольный диктант
  • Зачет
  • Изложение
  • Тест

        

                                                      2 Содержание программы

Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, дискуссия, статья, ); публицистического стиля и устной публичной речи (вы, обсуждение, статья, интервью,); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение) .Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

        Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности   в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.  Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике произношения

Морфемика и словообразование        

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.        

Морфемика и словообразование        

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов ; (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение. Сложные предложения.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

3.Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

Предметные результаты освоения ООП ООО

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

1) Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и  аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

-создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации в общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; уметь различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участвовать в диалоге ;

-развивать навыки чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе уметь выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

-овладеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

-понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка, осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в устной и письменной форме, а также уметь характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

-уметь оценивать письменные устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных задач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-выявлять основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

-уметь создавать различные текстовые высказывания в соответствии с постановленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

-осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

 -соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

-стремиться расширять свою речевую практику, развивать культуру использовать русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать совершенствование и развитие;

3) Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

-распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись, эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

-уметь использовать фразеологические обороты в речи;

-корректно и оправданно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул;

-использовать в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий  лингвистики:

-идентифицировать самостоятельные (знаменательные) служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;

-распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки, уметь различать слова категории состояния и наречия;

-распознавать глаголы, причастия, деепричастия и их морфологические признаки;

-распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов, определять смысловые оттенки частиц;

-распознавать междометия разных разрядов, определять грамматические особенности междометий;

5) Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

-проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

-проводить синтаксический анализ предложения, определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи в предложении;

-анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

-определять звуковой состав слова, правильное деление на слоги, характеризовать звуки слова;

-определять лексическое значение слова, значение многозначного слова, стилистическую окраску слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

-делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

-уметь различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

-проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки самостоятельных частей речи, определять их синтаксическую функцию;

-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

-уметь выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании, определение его вида;

-определять виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

-определять грамматическую основу предложения;

-распознавать распространенные и нераспространенные предложения, предложения осложненной и неосложненной структуры; различать  двусоставные, односоставные  и неполные предложения

-распознавать второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращения; опознавать сложное предложение-определять функционально-смысловые типы речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создавать тексты различного типа речи и соблюдать нормы их построения;

6) Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средства для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

-уметь использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, из строения и способах конструирования информационных запросов;

-использовать толковые словари для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

-пользоваться орфоэпическими, орфографическими  словарями для определения  нормативного написания и произношения слова;

-использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

-использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и словообразовательного анализа слов;

-использовать словари для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) Овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

-находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами;

-освоить правила правописания служебных частей речи и уметь применять их на письме;

-применять правильный перенос слов;

-применять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

-соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка, определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

-выявлять смысловые, стилистические различия синонимов, употреблять их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

-нормативно изменять формы существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

-соблюдать грамматические нормы, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении наклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;

при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;

-стремиться к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию;

-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснить их;

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-опознавать различные выразительные средства языка;

-писать конспект, отзыв, , статьи, рецензии,, интервью, , доверенности, резюме и другие жанры;

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

-участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

-использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные результаты освоения ООП ООО

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народ, своего края, основ культурного наследия народов Росси и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интегрирование гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.  
  6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социально жизни в группах и сообществах.  Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
  7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

  1. Литература и средства обучения

4.1.Литература для учителя (основная и дополнительная):

Литература для учителя: Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5-9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М. : Дрофа, 2017.

  1. Русский язык. 9 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. -М. : Дрофа, 2018. - 128 с.
  2. 3. Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2018. - 288 с.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Репина, Н. А. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 8 класс» / Н. A. Репин! под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2019. - 192 с.
  2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.

4.2.Литература для обучающихся (основная и дополнительная):

  1. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5-11 кл. : пособие для учащих: М. : Мнемозина, 2017.
  2. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5-11 кл. : пособие для учащих:». - М. : Мнемозина, 2017.
  1. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. / Н. А. Шапиро. - М. :, 2018. - 160 с.

4.3.Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

http://www.drofa.ru – сайт издательства «Дрофа»

http://www.philology.ru – «Филологический портал»

http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи»

http://www.wikipedia.org – универсальная энциклопедия «Викепидия».

http://www.slovari.ru – сайт «Русские словари»

http://www.gramota.ru – «Грамота.ру» (справочно-информационный  интернет-портал «Русский язык»

http://www.rusword.com.ua – сайт по русской филологии «Мир русского слова»

4.4.Электронные образовательные ресурсы:

  • Русский язык. 9 кл. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2017. - 37,3 МБ. - (Электронное учебное издание).
  • 1С: Школа. Русский язык. 9 кл. -М. : 1С, 2017. - (1С: Школа).
  • Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. - М.: Новый Диск, 2015. - (Интерактивные тесты).
  • Крушинская, Т. Ф. Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. Программно-методический комплекс / Т. Ф. Крушилевская. - М. : Новый Диск, 2018. - (Интерактивные плакаты).

4.5.Информационно-техническая оснащенность кабинета:

Техническое обеспечение кабинета:

  1. Компьютер SAMSUNG SyncMaste
  2. Проектор
  3. Комплект словарей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...