Имя числительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Намдак Ай-кыс Шолбановна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx46.09 КБ
Файл imya_chislitelnoe.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: Имя числительное как часть речи.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Задачи:

предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное» и выявлять отличия между ними.

метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые имена числительные: приводить примеры.

личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

Опорные понятия, термины: имя числительное, разряд, синтаксическая роль.

Инструментарий учителя: учебник Русский язык 6 класс (п.67); компьютерная презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

Результат совместной деятельности

Организационный момент,

мотивация к учебной деятельности

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся.

Создает условия для положительной мотивации:

  1. делится своим настроением.

Какой сегодня хороший день: ясный, теплый. Чувствуется приближение весны. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы все почувствовали тепло и уют.

Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя и друг друга.

Настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем, слушают учителя.

Личностные: формировать познавательный интерес

Созданы условия для положительного настроя на урок.

Актуализация знаний

Дает задание: на слайде представлены   иллюстрации к сказкам. Определите, что объединяет эти сказки?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Определяют общий между ними признак. Определяют части речи слов.

Аргументируют собственные ответы, слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы.

Познавательные:  структурировать знания.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме;  слушать и слышать друг друга.

Актуализированы знания  о принадлежности слов к частям речи.

Подведение к формулированию темы урока и цели урока

Подводит учащихся к формулированию темы с помощью наводящих вопросов:

-Что общего есть в названиях этих сказок ?(есть числа).

- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Подводит учащихся к цели урока с помощью опорной фразы.                                   (Познакомиться с именем числительным как…)

Помогает учащимся поставить перед собой задачи, которые им помогут достичь цель с помощью опорных фраз.

  • узнать…
  • познакомиться…
  • научиться …

Анализируют предложения, отвечают на вопросы учителя.

С помощью наводящих вопросов учителя  формулируют тему урока «Имя числительное как часть речи» и записывают её в тетрадь,

формулируют цель урока.

Ставят перед собой задачи, которые помогут достичь цель.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: осуществлять целеполагание.

Сформулированы тема, цель, задачи урока.

Объяснение нового материала

Чтобы достичь поставленную цель, отправимся в сказочный город Числоград. Жители этого города сейчас нуждаются в помощи.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве в славном городе Числограде жили-были числа. Жили себе поживали, бед не знали. Но пришла к ним беда -  захватили их город чужеземцы: существительные, прилагательные и глаголы, чтобы исключить числительные из тридевятого царства Морфологии. Ими выдвинуты условия для тех, кто готов спасти город. После выполнения этих условий, они сами покинут город.

Условие 1. Доказать, что числительное – это часть речи. Прочитайте теоретический материал и ответьте на следующие вопросы:

- Что обозначает имя числительное?

- На какие вопросы отвечают?

- Какими они бывают? (Разряды)

- Как изменяются числительные?

- Какова роль в предложении?

(По ответам составляется схема).

https://skrinshoter.ru/i/030221/aKGFq1c6.png?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2003-02-2021%2022:38:40.png

Задает дополнительные вопросы:

- Какую еще информацию можем вычленить из правила?

- Вы заметили, что порядковое числительное отвечает на вопрос какой?

-У какой части речи есть похожий вопрос? (у прилагательного)

-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прил-е обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать Который по счёту?)

Внимательно слушают учителя

Читают теоретический материал, отвечают на вопросы, анализируют.

Составляют схему.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание. Строят собственные высказывания в форме полных предложений, приводят аргументы для доказательства собственных предположений, слушают друг друга.

Совместно с учителем делают вывод.

Познавательные: структурировать знания; знаково-символические действия; подведение подпонятие, выведение следствий;

Коммуникативные:  строить устный монологический ответ.

Объяснен материал по теме урока.

Первичное закрепление знаний.

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Например, пятерка за ответ, пятиэтажный дом.

Условие 2. Доказать, что  только имена числительные обозначают количество предметов и порядок при счете.

Дополните каждый ряд, используя слова для справок.

Часть речи

Примеры

Имя существительное (кто? что?)

двойник…

двойка…

Имя прилагательное (какой?)

двойной…

Имя числительное (сколько? какой?)

два…

второй…

Глагол (что делать? что сделать?)

двоится…

Групповая работа: 1 группа выписывает существительные;

2 группа – имена прилагательные;

3 группа – имена числительные;

4 группа – глагол.

Слова для справок: четверка (за ответ), четвертый (месяц), четыре (яблока); удвоить (сумму); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); пятерня (громадная), троится (в глазах), трехтомная (книга).

-Что мы делаем, чтобы правильно определить часть речи? (задаем вопрос, например, двойка за диктант (что за диктант?) – сущ., двойное сальто (какое?) – прилагат.

Словарная работа: пятерня – разг.(ж.р.) Пять пальцев руки вместе с ладонью: Залез в карман всей пятернёй.

Напоминает правила работы группы и распределение ролей.

Наблюдает за группами.

Проводит проверку работы групп. Обеспечивает активное слушание во время проверки. Осуществляет работу по сопоставлению полученных результатов и для окончательного вывода и оглашения результатов. Задает наводящие вопросы:

-  Какие же части речи могут иметь числовое значение?

- Существительные, прилагательные, глаголы. 

- Как различать? (задать вопрос, определить по значению).

Внимательно слушают учителя.

Распределяют роли для работы в группе. Выполняют задание.

анализируют, делают вывод.

Познавательные: анализировать языковой материал; структурировать знания.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные: строить устный монологический ответ, аргументировано доказывать свою точку зрению, слушать и слышать друг друга.

Закреплены знания по теме «Разряды имен числительных».

Физкультминутка

Один – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

Выполняют упражнения.

Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний.

Условие 3. Выполнить упражнения. 

1. Объясняет задания для закрепления знаний по теме:

- творческое задание по упр. 397: составить и написать расписку о лыжах, указать разряд числительных.

2.Предлагает учащимся выполнить групповое задание:

- Какая сказка без поучения. Каждой группе даны пословицы. Запишите пословицы и подчеркните числительные как члены предложения.

1 гр.Старый друг лучше новых двух.

Один в поле не воин.

2 гр. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

3 гр. Для друга верст не крюк.

Верный друг лучше сотни слуг.

4 гр. Добрый друг лучше ста родственников.

Друзей два, врагов восемь.

Проводит проверку.

- На какую тему эти пословицы? Чему они учат нас?

Строят собственные высказывания в форме полных предложений, приводят аргументы для доказательства собственных предположений, слушают друг друга, корректно исправляют неправильные ответы.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения;

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; слушать и слышать друг друга; 

Познавательные: структурировать  знания; анализировать языковой материал.

Закреплены знания по теме.

Подведение итогов

Мы выполнили все условия для освобождения города Числограда. Неспроста мы говорили о дружбе: захватчики поняли, что числительные не являются их врагами, наоборот, являются их друзьями.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

- Что такое имя числительное?

Строят собственные высказывания в форме полных предложений, приводят аргументы для доказательства собственных предположений, повторно анализируют утверждения.

Познавательные:  знаково-символические действия; структурирование знаний;

Регулятивные

Коммуникативные: строить устный монологический ответ

Обобщение полученных знаний по теме.

Рефлексия учебной деятельности

Проводит рефлексию. Просит учащихся продолжить фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я научился…

Осуществляют самопроверку.

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня оценивания, оценка результатов работы.

Проведена рефлексия, самопроверка учебной деятельности.

Домашнее задание

Предлагает и комментирует домашнее задание: п.67, упр 396 или найти пословицы, где употреблены числительные.

Записывают домашнее задание в дневники, задают возникшие вопросы.

Имя числительное

ОБОЗНАЧАЕТ

ОТВЕЧАЕТ

ДЕЛИТСЯ

ЯВЛЯЕТСЯ

ИЗМЕНЯЕТСЯ

https://skrinshoter.ru/i/030221/aKGFq1c6.png?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2003-02-2021%2022:38:40.png



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: Имя числительное как часть речи.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Задачи:

предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное» и выявлять отличия между ними.

метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые имена числительные: приводить примеры.

личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

Опорные понятия, термины: имя числительное, разряд, синтаксическая роль.

Инструментарий учителя: учебник Русский язык 6 класс (п.67); компьютерная презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

Результат совместной деятельности

Организационный момент,

мотивация к учебной деятельности

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся.

Создает условия для положительной мотивации:

  1. делится своим настроением.

Какой сегодня хороший день: ясный, теплый. Чувствуется приближение весны. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы все почувствовали тепло и уют.

Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя и друг друга.

Настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем, слушают учителя.

Личностные: формировать познавательный интерес

Созданы условия для положительного настроя на урок.

Актуализация знаний

Дает задание: на слайде представлены   иллюстрации к сказкам. Определите, что объединяет эти сказки?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Определяют общий между ними признак. Определяют части речи слов.

Аргументируют собственные ответы, слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы.

Познавательные:  структурировать знания.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме;  слушать и слышать друг друга.

Актуализированы знания  о принадлежности слов к частям речи.

Подведение к формулированию темы урока и цели урока

Подводит учащихся к формулированию темы с помощью наводящих вопросов:

-Что общего есть в названиях этих сказок ?(есть числа).

- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Подводит учащихся к цели урока с помощью опорной фразы.                                   (Познакомиться с именем числительным как…)

Помогает учащимся поставить перед собой задачи, которые им помогут достичь цель с помощью опорных фраз.

  • узнать…
  • познакомиться…
  • научиться …

Анализируют предложения, отвечают на вопросы учителя.

С помощью наводящих вопросов учителя  формулируют тему урока «Имя числительное как часть речи» и записывают её в тетрадь,

формулируют цель урока.

Ставят перед собой задачи, которые помогут достичь цель.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: осуществлять целеполагание.

Сформулированы тема, цель, задачи урока.

Объяснение нового материала

Чтобы достичь поставленную цель, отправимся в сказочный город Числоград. Жители этого города сейчас нуждаются в помощи.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве в славном городе Числограде жили-были числа. Жили себе поживали, бед не знали. Но пришла к ним беда -  захватили их город чужеземцы: существительные, прилагательные и глаголы, чтобы исключить числительные из тридевятого царства Морфологии. Ими выдвинуты условия для тех, кто готов спасти город. После выполнения этих условий, они сами покинут город.

Условие 1. Доказать, что числительное – это часть речи. Прочитайте теоретический материал и ответьте на следующие вопросы:

- Что обозначает имя числительное?

- На какие вопросы отвечают?

- Какими они бывают? (Разряды)

- Как изменяются числительные?

- Какова роль в предложении?

(По ответам составляется схема).

https://skrinshoter.ru/i/030221/aKGFq1c6.png?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2003-02-2021%2022:38:40.png

Задает дополнительные вопросы:

- Какую еще информацию можем вычленить из правила?

- Вы заметили, что порядковое числительное отвечает на вопрос какой?

-У какой части речи есть похожий вопрос? (у прилагательного)

-А как различать их? ( У этих частей речи разные значения, прил-е обозначают признак предмета, а числительные порядок при счёте, вопрос следует задавать Который по счёту?)

Внимательно слушают учителя

Читают теоретический материал, отвечают на вопросы, анализируют.

Составляют схему.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание. Строят собственные высказывания в форме полных предложений, приводят аргументы для доказательства собственных предположений, слушают друг друга.

Совместно с учителем делают вывод.

Познавательные: структурировать знания; знаково-символические действия; подведение подпонятие, выведение следствий;

Коммуникативные:  строить устный монологический ответ.

Объяснен материал по теме урока.

Первичное закрепление знаний.

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Например, пятерка за ответ, пятиэтажный дом.

Условие 2. Доказать, что  только имена числительные обозначают количество предметов и порядок при счете.

Дополните каждый ряд, используя слова для справок.

Часть речи

Примеры

Имя существительное (кто? что?)

двойник…

двойка…

Имя прилагательное (какой?)

двойной…

Имя числительное (сколько? какой?)

два…

второй…

Глагол (что делать? что сделать?)

двоится…

Групповая работа: 1 группа выписывает существительные;

2 группа – имена прилагательные;

3 группа – имена числительные;

4 группа – глагол.

Слова для справок: четверка (за ответ), четвертый (месяц), четыре (яблока); удвоить (сумму); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); пятерня (громадная), троится (в глазах), трехтомная (книга).

-Что мы делаем, чтобы правильно определить часть речи? (задаем вопрос, например, двойка за диктант (что за диктант?) – сущ., двойное сальто (какое?) – прилагат.

Словарная работа: пятерня – разг.(ж.р.) Пять пальцев руки вместе с ладонью: Залез в карман всей пятернёй.

Напоминает правила работы группы и распределение ролей.

Наблюдает за группами.

Проводит проверку работы групп. Обеспечивает активное слушание во время проверки. Осуществляет работу по сопоставлению полученных результатов и для окончательного вывода и оглашения результатов. Задает наводящие вопросы:

-  Какие же части речи могут иметь числовое значение?

- Существительные, прилагательные, глаголы. 

- Как различать? (задать вопрос, определить по значению).

Внимательно слушают учителя.

Распределяют роли для работы в группе. Выполняют задание.

анализируют, делают вывод.

Познавательные: анализировать языковой материал; структурировать знания.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные: строить устный монологический ответ, аргументировано доказывать свою точку зрению, слушать и слышать друг друга.

Закреплены знания по теме «Разряды имен числительных».

Физкультминутка

Один – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

Выполняют упражнения.

Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний.

Условие 3. Выполнить упражнения. 

1. Объясняет задания для закрепления знаний по теме:

- творческое задание по упр. 397: составить и написать расписку о лыжах, указать разряд числительных.

2.Предлагает учащимся выполнить групповое задание:

- Какая сказка без поучения. Каждой группе даны пословицы. Запишите пословицы и подчеркните числительные как члены предложения.

1 гр.Старый друг лучше новых двух.

Один в поле не воин.

2 гр. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

3 гр. Для друга верст не крюк.

Верный друг лучше сотни слуг.

4 гр. Добрый друг лучше ста родственников.

Друзей два, врагов восемь.

Проводит проверку.

- На какую тему эти пословицы? Чему они учат нас?

Строят собственные высказывания в форме полных предложений, приводят аргументы для доказательства собственных предположений, слушают друг друга, корректно исправляют неправильные ответы.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения;

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; слушать и слышать друг друга; 

Познавательные: структурировать  знания; анализировать языковой материал.

Закреплены знания по теме.

Подведение итогов

Мы выполнили все условия для освобождения города Числограда. Неспроста мы говорили о дружбе: захватчики поняли, что числительные не являются их врагами, наоборот, являются их друзьями.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

- Что такое имя числительное?

Строят собственные высказывания в форме полных предложений, приводят аргументы для доказательства собственных предположений, повторно анализируют утверждения.

Познавательные:  знаково-символические действия; структурирование знаний;

Регулятивные

Коммуникативные: строить устный монологический ответ

Обобщение полученных знаний по теме.

Рефлексия учебной деятельности

Проводит рефлексию. Просит учащихся продолжить фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я научился…

Осуществляют самопроверку.

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня оценивания, оценка результатов работы.

Проведена рефлексия, самопроверка учебной деятельности.

Домашнее задание

Предлагает и комментирует домашнее задание: п.67, упр 396 или найти пословицы, где употреблены числительные.

Записывают домашнее задание в дневники, задают возникшие вопросы.

Имя числительное

ОБОЗНАЧАЕТ

ОТВЕЧАЕТ

ДЕЛИТСЯ

ЯВЛЯЕТСЯ

ИЗМЕНЯЕТСЯ

https://skrinshoter.ru/i/030221/aKGFq1c6.png?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2003-02-2021%2022:38:40.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....