урок развития речи "Путешествие в Золотую осень И.Левитана"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Мишина Лариса Ивановна

Открытый урок с использованием технологии педагогическая мастерская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_puteshestvie_v_zolotuyu_osen_levitana.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила: Мишина Л.И. –учитель русского языка и литературы МБОУ ЖСОШ№22

Тема:   Путешествие в «Золотую осень» И.И.Левитана

8 класс

Предмет: русский язык.
Тип урока: урок развития речи.
Цель: создать условия, при которых будут решаться следующие задачи:

Образовательные:

- подготовить учащихся к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»; подобрать рабочие материалы к сочинению; расширить знания учащихся о художнике и его творчестве; познакомить с поэтическими и музыкальными произведениями об осени.

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь учащихся, развивать творческое воображение, развивать навык использования в речи средств художественной выразительности;  развивать наблюдательность;

Воспитательные:

-формировать интерес к русскому языку, к творчеству, живописи, музыке;  воспитывать самостоятельность и творческую активность, чувство красоты, любовь к своей родине.

Планируемые результаты:
-
предметные: учащиеся научатся подбирать материал для написания сочинения по картине, передавать в определённой композиционной последовательности её содержание с использованием своих наблюдений.
-метапредметные:

 Регулятивные: научатся выполнять задания в соответствии с поставленными задачами, отвечать на поставленные вопросы

  Познавательные:  обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры

  Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения быть готовым слушать собеседника и вести диалог, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками

-личностные: будут сформированы коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, посторонними людьми в процессе учебной деятельности.

 Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор), презентация к уроку, раздаточный материал, рабочие листы.

Ход урока

I Организационно-мотивационный момент (Индукция)

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Осень», сопровождаемое видео с осенними пейзажами. Учитель входит в класс, читая стихотворение.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Глядя на вас очень хочется сказать вам: «Доброе здравствуйте!», и услышать от вас тёплое: «Здравствуйте». Меня зовут Мишина Л.И. и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание в течение урока.

-Вы знаете, кто автор услышанного вами стихотворения?
-Как оно называется?

-О каком времени года идет речь?
-Чем сопровождалось стихотворение?
-А знаете ли, что за музыка звучала?
-Какое настроение вызвала она?
-Соответствовала ли она настроению стихотворения?
-Что объединяет их?
-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
-А вас привлекает осень? Чем?

Учитель: меня тоже привлекает осень. А сейчас  с наступлением зимы так хочется остановить мгновение, оставить в памяти уходящие красоты осени. Я думаю именно это и делают поэты словами, композиторы –музыкой.

II Актуализация знаний и пробное учебное действие

- А какой вид искусства может наглядно, зримо передать красоту природы и всего живого на Земле? (живопись)
-Что такое живопись?

Учитель: Молодцы! Многие художники с огромной любовью и теплотой изображали увиденное, стараясь запечатлеть прекрасное, всё то, что удивляло, радовало, останавливало взгляд. И мы с вами  сегодня остановим взгляд на одной картине.

-Попробуйте определить тему урока.

-Известна ли вам эта картина?
-Кто автор картины?

- Сегодня я вас приглашаю в удивительный мир искусства. На уроке развития речи мы отправимся в «Путешествие в «Золотую осень» И. Левитана». Мы будем работать по данной картине, для того чтобы вы потом смогли самостоятельно описать  её.

III  Выявление места и причины затруднения

- Вспомните,что берут с собой в путешествие? (багаж)
-Какой багаж мы можем взять с собой? (знания уже имеющиеся)
-Что такое описание как тип речи?
-Без каких знаний не обойтись при описании картины? (средства выразительности) Назовите их.
-Что такое эпитет?
-Что такое сравнение?
-Что такое метафора?
-Что такое олицетворение?

Учитель: Молодцы! Из путешествия возвращаются с новыми впечатлениями, знаниями. Я верю, что сегодняшнее путешествие станет для вас полезным и интересным. Итак, ребята, в путь! И вначале мы, конечно же, отправимся на встречу с художником и его картинами.

-Известно вам что-нибудь о И.И.Левитане? О его картинах?

(небольшие сведения о Левитане)

Художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 году в небольшом литовском городке Кибартай в обедневшей образованной еврейской семье. Отец его Илья Левитан, стремившись дать детям образование, переехал в Москву. В тринадцатилетнем возрасте Исаак поступил в Московское художественное училище. В 17 лет Левитан получил серебряную медаль за работы, выставленные на выставке в 1877 году и денежное пособие, которое пошло на оплату обучения в училище (после смерти родителей дети находились в тяжелом бедственном положении).  Учителями Левитана были Перов, Саврасов, Поленов, которые поддерживали талантливого юношу.В 1885 году в возрасте 24 лет Левитан окончил Московское училище живописи и ваяния, но звание художника не получил, так как был еврейского происхождения. Ему вручили диплом учителя чистописания. Широкую известность Левитану принесли работы, выполненные им за три года в Плесе (около 200 работ).
В 1891 году Левитан становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Левитан начал преподавать в училище, в котором учился ранее сам.
В июле 1900 года Левитан умер от сердечной болезни, был похоронен на старом еврейском кладбище. Впоследствии его прах был перемещен на Новодевичье кладбище.

-Ребята, где можно увидеть произведения искусства?
-А вы бывали на выставках, в музеях?

Картины Исаака Ильича Левитана можно увидеть во многих российских музеях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Литературном музее, Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого, Тульском областном художественном музее, Тверской областной картинной галерее, Нижегородском государственном художественном музее, ряде других региональных картинных галерей.

-Я вам предлагаю совершить виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею и увидеть некоторые картины И Левитана. (сопроводить экскурсию небольшим текстом) Первая картина, купленная Павлом Третьяковым, была «Осенний день. Сокольники», когда Левитану было 19 лет. Павел Третьяков следил за появлением новых работ у Левитана и приобретал. Березовая роща 1885-1889, На Волге1887-1888, Осень. Мельница. Плёс 1888г, Вечер на Волге 1888г, После дождя. Плёс 1889г, Вечерний звон 1892г, Над вечным покоем 1894г, Март 1895г, В парке 1895г, Золотая осень 1895г

-Для чего нужны эти сведения?

IV . Открытие нового знания.

1 Рассматривание

-Давайте внимательно рассмотрим картину.
-Что на ней изображено?
-Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник?
Учитель: тогда «войдите в картину», попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья..Ещё А.П.Чехов говорил, что нужно обязательно представлять самого себя среди того пейзажа, который написал художник, тогда картина оживет.

-Почему художник именно так назвал картину?
Какую палитру красок он использует?
-Рассмотрим картину детально. Что вы видите на переднем плане? На заднем плане?
-Какой день изобразил художник? (ясный, солнечный)
-Какая это осень ранняя или поздняя?
-Как цвет помогает определить приближение поздней осени? (золото, сухая бурая трава)

2 Групповая работа

-Сейчас давайте опишем каждую деталь картины. Работа эта будет проходить в творческих мастерских Возьмите по осеннему листочку, лежащему у вас на столе, пожалуйста, найдите каждый свою Мастерскую. 1 мастерская- темно-желтые, 2- желтые, 3- оранжевые

Вспомните правила совместной работы.

На столе у вас рабочие листы, пожалуйста, подпишите их, обратите внимание на 1 задание, где написаны составляющие картины. Подберите слова, фразы, которые помогут описать какой-либо предмет картины. Каждая мастерская берет по две детали. У вас несколько минут.

Данное

Новое

Небо

Река

Деревья

Трава

Поле

Деревушка

-Зачитайте свой материал. Остальные не просто слушают, а понравившиеся слова, фразы записывают себе в соответствующую колонку таблицы.

-Зачем нам нужны эти слова, фразы?

А ещё мы с вами определили чтобы описание было красочным, выразительным необходимы? Где можно встретить  художественные средства выразительности? У вас есть лист-подсказка, где есть фразы и отрывки из поэтических текстов. Давайте попробуем подобрать словесную «палитру» для картины И.Левитана. Найдите эпитеты, записываем их в задание 2.

Эпитет

Метафора

Сравнение

Олицетворение

-Продолжим работу  со средствами выразительности только уже в ваших Мастерских. Пожалуйста, 1 мастерская найдите и выпишите  метафоры, 2 мастерская- сравнения, 3 Мастерская- олицетворения.

-Поделитесь своими наработками. Другие группы не забывайте записывать.

-Для чего вы выполняли это задание?

3 Самостоятельная работа

-Посмотрите, пожалуйста на картину. (учитель включает музыку)

Представьте, что вы находитесь возле этой берёзовой рощи на берегу тихой речушки. Оглянитесь вокруг. Что вас окружает? Запишите несколько связных предложений , используя слова и выражения, которые вы подбирали.   (зачитывают)

_Молодцы! Как вы думаете, что, по-вашему, хотел выразить художник в своей картине? (любовь к родному краю)

Ребята, обратим внимание на композиционное построение  сочинения-описания.

Вспомните составляющие сочинения. (Вступление. Основная часть. Заключение)

-О чём будем говорить во вступлении?
-Что содержит основная часть?
-Что мы опишем в заключении?

-А Какие чувства у вас вызывает картина? А теперь поделитесь своим общим впечатлением от пейзажа

Скажите, а когда природа вам не кажется столь красивой, даже если краски те же? (когда загрязнена) Как нужно относиться к природе?

VI Итог урока.  Рефлексия учебной деятельности

Как и положено завершать описание своим впечатлением, так и наше путешествие подошло к концу.

-Исследование какой темы урока мы провели сегодня?
-Что нового вы взяли с собой из путешествия?
-Что особенно понравилось, запомнилось на уроке?

-Осень прекрасное время года. И богата она не только разноцветными красками, но и различными дарами.

Наступила осень, ветер всё сильней.
Спелые каштаны падают с ветвей,
Грецкие орехи на земле лежат,
По листве шуршащей хочется бежать.
Сочным виноградом пахнет во дворе,
Груши, персик,  яблоки – твой подарок мне!
Осенью нарядной очарован я.
И пускай прохладно – я люблю тебя!

В заключении мне хочется угостить вас дарами осени. Они такие же разноцветные, как и волшебница-осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый интегрированный урок по логоритмике тема: "Золотая осень"

Цель урока: а) развитие двигательной сферы;                        б) воспитание патриотических чувств, любви к окружающей  прир...

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

презентация к уроку в 5 классе "Золотая осень"

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет активно развивать познавательные способности каждого ученика, создаёт эмоциональный...

Урок развития речи по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

Разработка урока по картине И.И Левитана...

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...