Сценарий урока русского языка по теме "Официально-деловой стиль речи"
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс)

Пономарева Екатерина Алексеевна

Сценарий урока русского языка  по теме "Официально-деловой стиль речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе, разработанный в технологии педагогической мастерской (УМК  под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта).

Тема: «Объяснительную на стол, или Официально-деловой стиль речи»

Цели урока:

Образовательная: закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля , формировать умение применять эти знания на практике (составлять и оформлять различные документы, необходимые в повседневной жизни).

Развивающая: развивая у учащихся навыки работы в коллективе, в группе, продолжить работу по формированию умения логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и культуру общения.

Задачи:

  1. продолжить формирование общеучебных умений и навыков (навыки планирования ответа, самоконтроля);
  2. закрепить изученный материал;
  3. формировать умение слушать и понимать текст; способствовать развитию психических процессов (логическое мышление, внимание).

Формируемые УУД:

Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)

Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни.

Оборудование:

1.Русский язык 6 класс под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. Москва: Дрофа, 2011.

2.Раздаточный материал для работы в группах и по вариантам (тексты инструкций и памяток, карточки-подсказки).

3. Атрибуты для ролевой игры (фонарь, свеча, цепь мэра, шляпа горожанина).

4. Мультимедийный проектор, проекционный экран

Ход урока.

  1. Организационный момент (индуктор)

Сегодня у нас насыщенный и интересный урок, давайте начнем его интересно.

Внимание на экран.

Мы посмотрели отрывок из мультфильма, который снят по мотивам одного из рассказов русского писателя. Кто-нибудь догадался, что это за произведение и кто его автор? (А.П.Чехов «Смерть чиновника»)

В чем особенность речи героя? Какой стиль речи вы вспомнили, когда услышали его слова? (Его речь нельзя отнести к художественному или научному стилю, в то же время, это и не вполне разговорный стиль, так как присутствует книжная лексика. Значит, мы знаем еще далеко не все о стилях речи).

  1. Проверка изученного материала (актуализация знаний)

Орфографическая пятиминутка.

Доводим до вашего сведения:

ЧП в нашем районе,

произошло возг…рание,

в жилом кошкином доме.

В срочном пожар…тушении

принимали участие:

курица, лошадь, с…бака

и заяц серой масти.

С пожар…тушением справились,

очаг огня ликвидирован.

В…ды и ведер хв…тило,

и даже никто не ш…кирован.

Охарактеризуйте орфограммы, которые вам встретились, и объясните их написание.

 (Безударные проверяемые и чередующиеся гласные в корне)

Какое детское стихотворение здесь скрыто? (С.Я.Маршак «Кошкин дом») Что случилось со стихотворением? (Поменяло стиль с художественного на деловой)

Тили-тили, тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

Поросенок - с решетом

И козел - с фонарем.

Эй, пожарная бригада,

Поторапливаться надо!

Запрягайте десять пар.

Едем, едем на пожар.

Поскорей, без проволочки,

Наливайте воду в бочки.

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

В какой обстановке мог прозвучать первый вариант? (В официальной). Сегодня мы знакомимся с новым стилем речи – официально-деловым. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока: «Заявление на стол, или Официально-деловой стиль речи».

  1. Формулировка целей и задач урока

Что мы знаем об этом стиле речи? Можем ли мы сейчас назвать его особенности? Что предстоит нам сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями делового стиля речи, выработать умение отличать тексты этого стиля от известных нам). Для чего? (Создавать тексты официально-делового стиля самостоятельно)

  1. Изучение нового материала (работа с текстом)

О каком жанре этого стиля заявлено в теме урока? (Заявление)

Как вы думаете, в каких еще случаях, кроме подачи заявления, нам приходится использовать деловой стиль речи?

Обратимся к материалу учебника (стр.77)

(Деловой стиль речи используется в различных деловых бумагах (объявлениях, заявлениях, расписках, справках, отчётах и др.), инструкциях, законодательных документах).

Перед вами 2 текста. Определите. В каком варианте представлен официально-деловой стиль?

Представьте себе. Сижу за рулём «Волги». Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что в машине один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!... Но защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котёнок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвёз его к себе домой.        

Однажды, работая в ночную смену, таксист чуть было не совершил наезд на дерево. Причиной тому стал маленький котёнок, который сел ему на плечо и которого таксист принял за руку преступника. Подобная ситуация могла спровоцировать  ДТП на дороге.

По каким же приметам мы узнаем официально-деловой стиль речи?

(Второй текст значительно короче первого, что говорит о краткости, лаконичности официально-делового стиля. Отсутствуют просторечия, характерные для разговорного стиля, лексика книжная. Речевая ситуация предполагает официальную обстановку.)

Запишем в тетрадь приметы этого стиля

  1. Краткость изложения
  2. Книжная лексика
  3. Р/с: Официальная обстановка

А чем же будут такие тексты отличаться от текстов известного нам научного стиля?

Ролевая игра «Приказы мэра».

«Перенесёмся в средние века. Это произошло в те времена, когда на улицах города не было освещения. Как-то раз мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

- Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито.

- Читал. Вот мой фонарь, - ответил горожанин.

- Но в фонаре у вас ничего нет!

- В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.

- Где фонарь? – закричал мэр.

- Вот он.

- Но в нём нет свечи!

- Нет, есть! Вот она.

- Но она не зажжена!

- В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.

И мэру пришлось издать ещё один приказ…»

(« В чём же проблема мэра? Что бы вы ему посоветовали?»)

Запишите еще одну примету текстов официально-делового стиля – их цель – не только сообщить информацию, но и дать инструкцию.

  1. Цель текста – сообщение+инструкция (сопутствующий вопрос – обоснуйте постановку тире)

А теперь вернемся к нашему тексту. Где еще мы можем встретить выделенные фразы? (В других протоколах, заявлениях, объяснительных). Почему? Еще один признак нашего стиля – это речевые штампы или клише. Попробуйте дать определение тому, что это такое. (Готовый устойчивый речевой оборот, который используется в официально-деловом стиле речи)

  1. Речевые штампы - готовые устойчивые речевые обороты

Теперь давайте попробуем самостоятельно определить, к какому стилю речи относится лексическая единица. На доске записаны пары синонимов Вопрос для повторения:

- Какие слова мы называем синонимами? Приведите пример.

(Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например, метель – вьюга, буран, пурга, метелица; мокрый – влажный, сырой.)

Одно слово в паре относится к официально-деловому стилю, а другое является нейтральным и может употребляться в любом стиле речи. Ваша задача - распределить синонимы в таблицу, в зависимости от стиля речи.

  1. Оказать помощь – помочь
  2.  одержать победу - победить
  3. осмотреть - подвергнуть осмотру
  4. Сбежать - совершить побег
  5. провести ремонт -  отремонтировать

Проверка задания.

Словосочетания официально-делового стиля        Нейтральные синонимы

Оказать помощь        Помочь

Одержать победу        Победить

Совершить побег        Сбежать

Подвергнуть осмотру        Осмотреть

Провести ремонт        Отремонтировать

Теперь поменяйтесь тетрадями с своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.

Запишите в тетрадь Жанры официально-делового стиля. 

Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление        .

Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с некоторыми из них: инструкция, деловое письмо и объяснительная записка.

Где мы можем встретить инструкцию? (Инструкция по эксплуатации техники, памятка – тоже в своем роде инструкция: Как переходить улицу, Как действовать при пожаре, Как писать сочинение) Объявление? А нужно ли нам знать, как пишется заявление? (нам пригодится это знание при приеме на работу, зачислении в секцию). Вот пример того, что может получиться, если с формой заявления вы не знакомы.

А какой официальный документ иногда приходится писать некоторым нерадивым школьникам?

Еще один пример, который вам нужно исправить самостоятельно. Объяснительная записка должна содержать  «шапку», в которой указана должность и ФИО адресата, сам текст записки, а так ФИО заявителя, число и подпись.

  1. Закрепление (социализация)

Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:

- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”.

Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится: “Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару”, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я советую Вам “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.

Задание: собери деловое письмо.

У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо.

уважаемый

                        систематически

                                        семь

                        меры

                                                                

к урокам

                                        Александр Николаевич

                                        не готов

                                                                

                        он получил

                        оценок

                                        ваш сын

примите

                                                        классный руководитель

                

                                                                

Смирнова Л.Н.

                                        неудовлетворительных

                                        за последнюю неделю

Проверка задания.

Уважаемый Александр Николаевич!

Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю неделю он получил семь неудовлетворительных оценок. Примите меры.

Классный руководитель                                                       Смирнова Л.Н.

  1. Заключительный этап (домашнее задание, рефлексия)

Дома я предлагаю вам выбрать тот жанр официально-делового стиля, в работе с которым вы чувствуете себя увереннее: инструкция, деловое письмо или заявление. Вы можете попробовать переделать текст художественного стиля так, чтобы получилась памятка (упр. ), составить деловое письмо – ответ родителя директору – по образцу того, которое мы делали на уроке, или написать заявление от имени ваших родителей о зачислении вас в спортивную (или любую другую на ваше усмотрение) секцию.

Итак, подведем итоги. Пусть каждый из вас попробует составить связное высказывание по этим опорным фразам:

Сегодня на уроке мы познакомились с ………стилем.

Его основными чертами являются……………………

Мы можем встретиться с этим  стилем в разных ситуациях:…………..

Он имеет ряд особенностей, таких как:………………………….

Сегодня на уроке я…………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.

Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....

Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

урок русского языка по теме: "Стили речи"

Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....

Сценарий урока русского языка на тему: "Звуки речи и буквы"

Урок русского языка по теме: «Звуки речи и буквы» разработан в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.Данный урок проводится по программе В.В. Баба...

урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе

Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....

Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»

Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...