Путешествие по Стране Местоимений
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бурхаева Ирина Геннадьевна

  Конспект  урока - презентации  проектной деятельности учащихся по теме "Местоимение" с использованием ИКТ (2ч)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_mestoimeniy.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация проектной деятельности учащихся

«Путешествие по Стране Местоимений» (2ч.)

Бурхаева Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.

Тип урока: урок-повторение по теме «Местоимение» с использованием ИКТ

Цель: повторить грамматические признаки местоимения как части речи и особенности употребления местоимений в речи.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить умение различать местоимения разных разрядов, определять их морфологические признаки, выбирать и аргументировать верное написание местоимений.

Развивающая: развивать умения правильно употреблять местоимения в речи, грамотно строить высказывания, организовывать работу в малой группе.

Воспитательная: формировать интерес к изучению родного языка, воспитывать творческое отношение к делу.

Прогнозируемый результат:

  • формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении;
  • развитие исследовательских, самооценочных и рефлексивных общеучебных умений и навыков;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к предмету;
  • формирование коммуникативных умений и навыков;
  • развитие творческих способностей;
  • умение систематизировать, анализировать материал;
  • хорошее знание учебного материала и умение применять его в устной и письменной речи

Организация работы: класс делится на группы, практическая работа выполняется коллективно.

Ход урока

  1. Эмоциональная зарядка.  

Учитель: Дорогие ребята, тема нашего урока «Путешествие по Стране Местоимений. Обобщающее повторение». Но урок у нас будет не совсем обычный. Некоторое время назад мы с вами отправились в увлекательное путешествие в Страну Местоимений, побывали в разных ее областях, рисовали портреты ее жителей и писали лингвистические сказки о них. Мы разделились на группы: каждая группа изучала особенности разных разрядов местоимений и подготовила интересный материал для их повторения, который и будет предложен командам в виде игры. А итогом нашей совместной работы стала презентация «Путешествие по Стране Местоимений».

Учитель: Я не случайно употребила местоимение МЫ, так как на сегодняшнем занятии вы, ребята, вместе со мной будете полноправными хозяевами урока и его организаторами.

 - Как бы вы определили цели нашего сегодняшнего занятия?

Правильно: сегодня мы должны будем творчески представить результаты нашей проектной работы, показать знания, умения и навыки, которые приобрели: умение находить местоимения в тексте, отличать их от других частей речи, определять разряд, а также правильно писать и употреблять местоимения в речи.

II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Итак, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве была большая страна Местоимений. И были в той стране и большие и малые города. И жило в них великое множество местоимений.

«Местоимения, подобно ярким лучам солнца, озаряя, высвечивают все уголки родного языка (К. Чуковский)

- Как вы понимаете слова Чуковского? В чём состоит особенность местоимения как части речи?

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна
Я заменяю имена

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их к себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать

 (Местоимения употребляются вместо имени: существительного, прилагательного, числительного)

Мы рисовали с вами портрет Местоимения (на доске)

- Назовите, какие города есть в этой Стране Местоимений

III.  Итак, мы отправляемся в 1 город Личных местоимений.

1 группа: Ребята расскажут нам о его жителях

1) Сказка «О личной жизни Личных Местоимений, выскочек и задавак»:

«Здравствуйте, мы семья личных местоимений и проживаем в городе Личный. В нашей семье каждый имеет свое лицо, личную жизнь и личный характер. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на Мы. На улице Тыколки живут воспитанные Вы и их озорные детки Ты. На Дружной улице поселились брат и сестра Он и Она и их фантаутическое животное Оно. Их все зовут просто Они».

 - А вы хорошо знаете нас? Давайте проверим:

- Как изменяются личные местоименияĿ

- Можно ли к местоимениям 1 и 2 лица збдать вопрос что?

- ؚогда личное местоимение ВЫ обозначает 1 человека?

2) Личные местоимения очень  часто употребляются в речи. Вот и поэты без них не обходятся.

Задание классу: Вставьте в строки из стихов местоимения, определить их разряд и падеж.

- Ель рукавом … тропинку завесила. (А.А.Фет)

- Учись  … - у дуба, у березы Они стоят, молчат; молчи и ты. Но верь весне, … промчится гений. (А.А.Фет)

- На холмах Грузии лежит ночная мгла. Шумит Арагва … Мне грустно и легко; печаль моя светла, Печаль моя полна … (А.С. Пушкин)

-… ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! (А.А.Фет)

- Что с …, что с моей душой? С ручьем она ручей, И с птичкой птичка! С … журчит, Летает в небе ….(Е.А. Баратынский)

2 группа

Учитель: Какое местоимение не изменяется по числам и родам, а только по падежам и не имеет формы именительного падежа?

Мы отправляемся в самый маленький город в Стране Местоимений - Возвратный

1. Сказка «О себялюбивом местоимении СЕБЯ»:

«В этом городе всего одна улица,  а на улице - всего один дом. В нем проживает местоимение Себя. Оно восхищается только собой, любит только себя. Весь день оно сидит перед зеркалом,  любуется своими падежными формами и слышать ничего не хочет ни о роде, ни о числе. За себялюбие и зазнайство мэр города лишил его именительного падежа».

2. Это местоимение любят все. Наверное, поэтому в языке так много фразеологизмов с этим местоимением.

Задание классу: выпишите все фразеологизмы и устно объяснить их значение.

Здравствуйте, я возвратное местоимение Себя. Я себе на уме, горжусь собою, думаю только о себе - вслух и про себя. Вообще, я умею себя вести и всегда смогу проявить себя. Само собой разумеется, меня надо употреблять правильно, в противном случае я буду само на себя не похоже. Я просто вне себя, когда меня неправильно пишут, и так сержусь, что могу выйти из себя. Или еще лучше: уйду в себя и не вернусь. Так что учите правило и пишите меня грамотно.

 (Проверяем команды по очереди)

3 группа

- Ребята, какие местоимения изменяются как прилагательные?

Вот мы и попали в город Притяжательных местоимений. О них расскажет нам следующая группа.

1. Сказка о местоимениях – собственниках.

Притяжательные местоимения - собственники. Мой, твой, наш, ваш, свой, ее, его, их – мы расскажем вам о них. Они каждый день обходят свои владения  и пересчитывают свое добро.

-Мое!- кричит одно местоимение.

-Нет наше!- возражает другое.

 -Это совсем не твое!- говорят они друг другу

-Ну и не ваше!  И так спорят они каждый день.

- Назовите притяжательные местоимения.

- Когда местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ являются притяжательными?

- Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам? (свой)

2. Притяжательные местоимения часто неправильно употребляют в речи.

Задание классу: исправьте речевые ошибки.

Жил на свете человек. Была у его любимая собака (ейное имя было Келли) и любимый хомячок, который жил в своешней клетке. Они любили друг друга, и малыш всегда ел из евонной тарелки. У ихнего хозяина было много друзей. Они часто ходили к ему в гости. Сам он тоже любил бывать у их. Ихние разговоры  были  только о домашних любимцах. Мне тоже  очень интересно с ими.

(Команда читает и исправляет по3 примера)

4 группа

Мы подошли с вами к большой речке, на берегах которой напротив друг друга расположились два одинаковых города. Заглянем туда.

1. Сказка о любопытных вопросительных и нелюбопытных относительных местоимениях:

«Мы близнецы – братья. Но мы похожи только внешне. А по характеру очень разные: одни - любознательные, все время задают вопросы, другие – спокойные и рассудительные.

- Назовите нас.

- Чем вопросительные местоимения отличаются от относительных?

- Какие вопросительные местоимения не изменяются по родам и числам? (Кто Что)

 - Какое местоимение не изменяется по падежам? (Каков)

2.Задание классу: По вопросу определите пословицу, какие местоимения употребляются в них?

- Что написано пером?   Что написано пером, не вырубишь топором. (Что - относ.)

- Кому не пропасть?     Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (Кто – относ.)

- Сколько получишь?   Сколько поучишь, столько и получишь. (Сколько – относ.)

Учитель: Ребята, а какие еще местоимения встретились в пословицах?

5 группа

Мы с вами, ребята, пришли в какой- то странный город, в котором происходит нечто удивительное. Вот как рассказала об этих событиях ученица нашего класса

  Какая-то кошка где-то гуляла,                                  

  Какая-то кошка во что-то играла,

  Какая-то кошка с кем-то дружила,

  Какая-то кошка никогда не грустила.

  Встретила кошка кое-кого,

 Залезла на дерево она от него.

Он что-то залаял - нам трудно понять,

А кошка ушла по забору гулять.

Увидели снова на крыше ее

Она промяукала что-то свое. (Гусева Катя)

-В какой город мы попали?

1. Сказка о неопределенной жизни слабых, бесхарактерных местоимений, в чью жизнь вторгается Дефис или безжалостный предлог.

Мы не хорошие и не плохие, не добрые и не злые, не умные и не глупые. Мы неопределенные, бесхарактерные, неточные. Мы указываем на неопределенные предметы, признаки и количество.

- Как образуются неопределенные местоимения?

- Какую роль в их жизни играет дядюшка Дефис и безжалостный предлог?

2. Задание классу: Найдите в тексте неопределенные местоимения и напишите их правильно (по группам). Распечатать на листах.

1). Однажды не кто, который проживал на некоей улице, решил сходить в какой нибудь магазин и купить себе не что загадочное. В нескольких  магазинах он ни чего не нашел, но кое скем посоветовался. Через не которое время в каком то магазине продавец предложил ему кое что, чего не было ни у кого. Некий покупатель поискал в своих карманах кое-какие деньги, но ничего не нашел. Огорченный, он ушел ни с чем. А кое у кого испортилось настроение. (Калашников Егор)

2).Однажды вышел кто то куда-то и увидел не что интересное. Через не которое время он испугался кого то. Не сколько собак пробежало мимо, играя с кем то. Какие то ребята отпугнули их, и собаки побежали кое скем  в какую то сторону и залаяли на кого то другого. Этот кто то вернулся кое ккому домой и несколько дней никуда не выходил. (Жукова Саша)

3. Лингвофизкультминутка (Корольков Миша)

Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения: Если слитно – хлопаем в ладоши, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх.

Нечто,  что-нибудь,  кое с кем,  некто,  кое к кому,  некоторый, кое-кому,  чьи-нибудь,  несколько, кое- кто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое  о чем

6 группа

Здравствуйте, дамы и господа!

Мы пришли к вам сегодня сюда,

Чтоб рассказать о нас –

Местоимениях отрицательных -

Не очень хороших, но занимательных

А чтоб получше нас узнать,

Мы можем сказку показать.

А вас попросим всех нас выписать

Инсценирование сказки

Жили- были дружные и неразлучные подружки – вопросительные местоимения и частицы Не и Ни. Всюду они ходили вместе. Никого они не боялись, никакие трудности их не страшили, ничьи козни нисколько не пугали. Но вот однажды на их пути встретились злобные предлоги. Они ни с кем не дружили, да и не с кем им было дружить, ни в ком не нуждались, ни за кого не заступались. Испугались подружки и разбежались в разные стороны. А озорники предлоги встали между ними. С тех пор местоимения с предлогом пишутся раздельно. Ни у кого не оказалось сил прогнать озорников, ни на какие уступки они не соглашались, ни с чьим мнением не считались. Весело смеялись и говорили: «Мы тут ни при чем!»

- Назовите общее и различие в образовании неопределенных и отрицательных местоимений?

2. Задание классу: Представьте, что вы оказались на необитаемом острове, как Робинзон Крузо. Опишите это в своем сочинении. Используйте в нем отрицательные местоимения

(н…)кого, (н…)какой, н…(у)кого, н…(с)кем, н…(к)кому, н…(за)что, н…(о)чем, н…(от)чего, (н…)что, (н…)чей, (н…)кому, (н…)чего

7 группа

- Ребята, а какое местоимение в русском языке не склоняется? (Таков)

Вот мы и оказались в городе Указательных местоимений.

1. Сказка о местоимениях, которые больше всего на свете любят поучать, указывать и обличать.

Указательные местоимения  - очень невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: этот, тот, такой, таков, столько.

2. Задание командам: Вспомните пословицы с указательными местоимениями

Хорошо того учить, кто слушает (Того - В. п.)

Кто много обещает, тот мало делает. (Тот - И.п.)

Какова яблонька – таковы и плоды. (Таковы -  мн.ч.)

 Чего сам не любишь, того людям не желай. (Того – Р.п.)

3. Задание командам: Вместо пропусков вставьте подходящее по смыслу местоимение — сколько (?) или столько.

1. Со ... вредными привычками ему приходится бороться? 2. Мы знаем о ... его положительных чертах! 3. Андрей ... друзьям помог! 4. Мы ... способами пытались решить задачу, что трудно и сосчитать! 5. До села оставалось два километра, до леса ... же. 6. Со ... лет дети начинают разговаривать?

8 группа.

- Какие два местоимения различаются в косвенных падежах только ударением?

(Сам – самогО, самый – сАмого)

Вот мы и пришли в последний город Страны Местоимений – Определительный.

1. В городе Определительном живут разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они добрые и работящие жители, они каждому могут определить его место.

-Назовите все определительные местоимения

 (Сам, самый, весь, всякий, иной, другой, любой, каждый)

2.Задание командам: Назовите фразеологизмы с определительными местоимениями.

Сами с усами (Нисколько не хуже других.)

Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.)

Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)

Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)

Сам за себя говорит (Что-либо настолько очевидно, что не нуждается в объяснении, доказательстве).

Самое большее (Не больше чем (столько-то).

Во все глаза, со всех ног, во весь опор, изо всех сил, на каждом шагу.

(Составьте диалог на школьную тему с использованием определительных местоимений).

IV. Учитель: Итак, закончилось наше путешествие. Мы побывали во всех городах Страны Местоимений, повстречались со всеми ее жителями и, чтобы попрощаться с ними, выполним последнее задание:

Игра «Четвертый лишний» Выборочный диктант.

  • Некто, ничего, не с кем, не у кого
  • Нечто, несколько, некоторый, нечем
  • Меня, себя, тобою, мы
  • Любой, наши, мой, ваш
  • Этот, каждый, такой, тот
  • Самый, иной, такой, другой. 

V Найдите в шуточном рассказе М. Молюкова все местоимения, запишите их и определите их разряд.

Если у вас язык заплетается, то лучше держать язык на привязи. Иначе потом будете корить себя: «Черт дернул меня за язык!»

Если кто-то будет чесать языки о вашем друге, то следует наступить ему на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала.

Если вы сами попадете на язык злым языкам, то не бегайте от них высунув язык, а сами скажите им прямо в глаза: «Типун вам на язык!»

Изучив эти правила, вы овладеете Языкарией, и ваш язык всегда будет звонкий, легкий, мелодичный, плавный, звучный, лаконичный, безупречный, острый, страстный, самый, самый языкастый!

VI. Учитель: Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка.

А теперь давайте подведём итог нашего урока.

Интересно – Что для вас было интересно?

Творчество – Каким творчеством вы занимались на уроке?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что вы узнали на уроке?

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Местоимение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие. Неопределенно личные предложения. Употребление местоимения "man"

Предлагаемый конкурсный материал по грамматической теме «Неопределённо-личные предложения. Употребление местоимения „man”» успешно апробирован в 8 классе общеобразовательной школы на уроках неме...

Урок- путешествие в страну"Вопросительные местоимения"

Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем...

Обобщающий урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Местоимений"

Обобщающий урок проводится в форме путешествия по стране Местоимений на волшебном автобусе. Обучающиеся расшифровывают карту и, следуя указанному маршруту, попадают в различные пункты (город Личных ме...

Урок- игра "Путешествие в страну Местоимений"

Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи». Урок  подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и систематизации знаний по теме "Местоимение ка...

План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."

Урок-путешествие  по русскому языку в 7  классе  по теме   "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия.          Учитель:...

Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)

Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Путешествие на остров Местоимений»

Данный урок включает в себя много интересных игровых моментов, цифровой диктант, самооценку учащихся, что способствует развитию познавательных интересов школьников....