Урок- путешествие в страну"Вопросительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Веретенникова Марина Николаевна

Анатация к уроку

Урок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению темы. Урок подготовлен к учебнику, авторами которого являются Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская.

 

Подготовила: учитель русского языка и литературы

МБОУ Целинской СОШ№1  Веретенникова Марина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-put_eshestvie_v_stranu_voprositelnye_mestoimeniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анатация к уроку

Урок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению темы. Урок подготовлен к учебнику, авторами которого являются Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская.

Подготовила: учитель русского языка и литературы

МБОУ Целинской СОШ№1  Веретенникова Марина Николаевна.

Урок – путешествие  в страну

Вопросительные местоимения.

Цели урока : Обучающие

                       - Сформировать понятие о вопросительных местоимениях, знания об их

                          основных морфологических и синтаксических особенностях.

                       - Обеспечить формирование знаний об орфоэпических нормах употребления

                           местоимений.

                       - Создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения

                          соответствующих учебных задач.

                        Развивающие

                        - Совершенствовать умения грамотного построения диалогической речи.

                        - Работать над  грамотностью письма.

                        - Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

                        - Обогащать словарный запас языка.

                        Воспитательные

                        - Прививать любовь к русскому языку.

Оборудование : иллюстрации горных вершин

                            Песня В.Высоцкого «Вершина»

                            Рыбки на волнах

                            Компас

                            Рюкзак

                            Учебник

                            Нарисованный палаточный городок

                            Карта маршрута

                            Удочки

                            Тетради в виде маршрутных листов    

                                                  Ход урока :

  1. Организационный момент :

      - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодняшний урок мы проживём с вами вместе. Я надеюсь, что он надолго останется и в вашей памяти, и в моей.

 

    -  Перед вами на столах лежат цветные полоски : красная, синяя и зелёная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту , которой соответствует сейчас ваше эмоциональное настроение.

               красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.

             зелёный цвет – вы спокойны.

             синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойство.

 - Я желаю сегодня всем хорошего настроения! Пусть покинет вас чувство тревоги, и вы будете активно работать.

 -  А урок наш будет необычный. Мы с вами отправимся в замечательную страну «Вопросительные местоимения». Путешествовать мы будем как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьёзные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым – всё под силу!

  - Отправляясь в путешествие, мы возьмём рюкзаки и маршрутные листы. Для нас маршрутными листами будут рабочие тетради, которые я для вас приготовила. Открываем их, записываем число, классная работа, тему урока «Вопросительные местоимения».

                 (Я смотрю, вы очень стараетесь и очень красиво пишите.)

2. Словарная работа

 - Турист,  ребята, должен много знать, а как же нам обойтись без таких необходимых в походе слов, как те , которые зашифрованы на экране.

  -Определите лексическое значение слов. А вот, ребята, послушайте, какое толкование этим словам дает  В.И.Даль в своём словаре:

   КОМПАС – прибор для определения сторон горизонта.

   ГИТАРА – струнный музыкальный инструмент с деревянным корпусом.

   -Запишите эти слова в тетради , поставьте ударение, составьте сними словосочетание. Назовите главное и зависимое слова. Какими частями речи они выражены?

    -Итак, в путь мы готовы, отправляемся! А чтобы дорога не была  трудной, я буду руководителем нашего туристического отряда. Вы согласны?

   -А ну–ка, всем не унывать и только весело шагать! А чтобы это было действительно весело, нам поможет речовка отряда.  Прочитайте её. Найдите местоимения. А что такое местоимение? Какие разряды местоимений вы знаете?

                  Кто шагает с рюкзаком?

                  Мы , туристы!

                  Кто со скукой не знаком?

                  Мы, туристы!

                  Нас вперёд ведут дороги!

                  Наш девиз: «Всегда вперёд!»

                  Эй, ребята, твёрже шаг!

                  Что турист берёт в дорогу?

                  Песню, ложку и рюкзак!

3. Знакомство с новым материалом:

 - Зная, что местоимения ничего не называют, а лишь указывают, давайте попробуем определить, на что же указывают вопросительные местоимения. Для этого выполним следующее задание: к записанным на экране словам подберём вопросы, на которые они отвечают, и определим часть речи. (Один ученик работает у доски)

                     Человек – кто?

                     Картина – что?

                     Синий – какой?    

                     Мамин – чей?

                     Семь – сколько?

                     Вчера – когда?

                     За рекой – где?

                     Направо – куда?

                     Искренно – как?

                     Слева – откуда?

 - Ребята, а что же за слова мы с вами записали справа? Конечно же – это вопросительные местоимения. С какой же целью используются они в речи? Давайте ещё раз посмотрим на текст нашей речовки. Есть ли там вопросительные местоимения? Какую функцию они выполняют?

        (с их помощью мы задаём вопросы)               (слайд)

  -А что ещё можно сделать с помощью вопросительных местоимений?

            (определить часть речи)                                   (слайд)

  -А на что они указывают?

   (на неизвестный предмет, признак, количество, обстоятельство при кот. совершается          действие)                                                                (слайд)

  -С какими же частями речи могут соотноситься вопросительные местоимения?

         (сущ., прил., числит., нареч.)                            (слайд)

 - Итак, ребята, давайте сделаем вывод, что мы узнали о вопросительных  местоимениях. А поможет вам в этом схема , составленная из ваших ответов. Внимание на экран!                           (слайд) 

4. Закрепление

- Вот мы у подножия горы, удивительная картина открывается нашему взору.                                                               (слайд) 

  -Посмотрите на неё внимательно. Составьте и запишите 3 предложения с вопросительными местоимениями. Помогут вам в этом слова из песни В.Высоцкого «Вершина».    ( ученик работает у доски)

- Подчеркните вопросительные местоимения согласно выполняемой синтаксической роли.

-  Теперь можно подниматься в горы. Вперёд к вершинам!      

Мы с вами на вершине и здесь для нас есть ещё   задание : необходимо просклонять местоимения : кто, что, сколько.   (ученик работает у доски) 

-  Поставьте ударение в местоимении «сколько» во всех падежах.

        

       И.п. Кто? Что? Сколько?

       Р.п. Кого? Чего? Скольких?

       Д.п. Кому? Чему? Скольким?

       В.п. Кого? Чего? Сколько?(Скольких?)

       Т.п. Кем? Чем? Сколькими?

       П.п. О ком? О чём? О скольких?

 - Ребята, посмотрите внимательно на свои записи в тетрадях и на таблицу склонения местоимения «сколько» в учебнике и ответьте на вопрос: На какую особенность в произношении слова следует обратить внимание?      

     ( во всех падежных формах ударение только на корневой гласный «о».)

 - А с какой частью речи сходно его строение?  (с прилагательным во мн.числе)

 - Посмотрите на слова – подсказки внизу.

- Начинаем спуск. Мы устали. Пора и отдохнуть. На обед приготовим уху. Рыбаки, на рыбалку! Ребята, а какая рыба водится в нашей местности? (карп, сазан, окунь, тарань, толстолобик, белый амур.) 

- И если вы оказываетесь на рыбалке, не забывайте о правилах поведения на природе. Ну, а наша рыба очень необычная, чтобы она попала в котелок, надо выполнить задание.

Задание 1.: Объясните устно, какие ошибки допущены в данных вопросах, исправьте их. Местоимения подчеркните в соответствии с их ролью в предложении.

               а) Чего ты делаешь?

            б) Сколько время?

            в) Кто там бегают?

Задание 2.: Произведите фонетический разбор местоимения : кого.

                Кого [ каво ]

                 Ко – го

                             

                 к [ к ] - согл., глух., тв., парн.

                 о [ а ] -  гл., безуд.

                 г [ в ] -  согл., Зв., ТВ., парн.

                о [ о ] – гл., ударн.

              ---------------------------------------

                    4 букв., 4 звук.

 -   Ребята, какими фонетическими особенностями обладает это местоимение?

        Обратите внимание на то, как оно произносится и пишется.

(как и в окончании прилагательных на месте буквы «г» слышим «в».)

- Во время нашего путешествия мы узнали много нового. Подведёт итог:

- Скажите, что было главным объектом изучения на сегодняшнем уроке?

 (вопросит.  местоимения)  

-Какими морфологическими и синтаксическими особенностями они обладают?         (изменяются по падежам, кроме мест.-нар.; числам, кроме мест.-прил. В         предложении выступают в роли подлеж., доп., опред.,обст.)

- В чём заключается практическая важность умения грамотно пользоваться вопросительными местоимениями?

        (с их помощью можно задать любой интересующий вас вопрос)

Ура! Победа! Вы справились! И в любое туристическое путешествие я не прочь отправиться с вами ещё раз.

5.   Домашнее задание

        В ваших путевых листах для вас есть творческое задание, которое вы выполните дома.

        Составьте диалог в вопросно-ответной форме о недавно прочитанной книге, увиденном фильме или спортивном соревновании.

6.   Итог  урока

        На этом наше путешествие закончилось. Ну а сейчас выберите из цветных полосок , лежащих перед вами на столах ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.  Ребята, я очень рада, что наше путешествие помогло поднять ваше эмоциональное настроение. Спасибо за хорошую работу. Желаю вам творческих успехов!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Путешествие в литературную страну"

Закрепление изученного материала, прививать любовь к родной природе, чтению....

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

Урок -путешествие по электрической стране

Урок в 8 классе в игровой форме знакомит учащихся с электрическими явлениями, проверяет знания школьников по разделу. Сопровождается презентацией....

Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...