Обобщающий урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Местоимений"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ваврикова Наталья Геннадьевна

Обобщающий урок проводится в форме путешествия по стране Местоимений на волшебном автобусе. Обучающиеся расшифровывают карту и, следуя указанному маршруту, попадают в различные пункты (город Личных местоимений, имение Возвратного местоимения и т.д.) На каждом этапе необходимо выполнить задание, связанное с определенным разрядом местоимений. В конце пути ребята попадают во дворец королевы местоимений и получают от нее благодарственное письмо и корзину с цветами (для рефлексии).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие по стране Местоимений.

Учитель: Ваврикова Наталья Геннадьевна.

Форма: урок- путешествие.

Тип урока: обобщающий.

Класс: 6

Цели:

1) Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Местоимение».

2) Развивать мышление, память, речь, творческие способности, орфографическую грамотность обучающихся.

3) Воспитывать интерес к изучению русского  языка.

Оборудование:

  • Карта страны Местоимений с отмеченным маршрутом путешествия.
  • Слайды с заданиями.
  • Карточки с заданиями для работы.
  • Сигнальные карточки (красного и жёлтого цвета).
  • Цветы из цветной бумаги красного, зелёного и синего цвета.
  • Иллюстрации ребят с изображением королевы страны Местоимений (задание даётся заранее).
  • Письмо от королевы страны Местоимений ( с похвалой за пройденный путь и цветами из бумаги)
  • Автобус (нарисован на листе)

    Класс поделен на постоянные группы по способностям (1, 2, 3). Каждый ученик получает на уроке задания, соответствующие своей группе.

Ход урока.

  1. Вступительное слово. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Сейчас  в стране местоимений

Мы вместе проведем урок!

   Ребята, мы с вами закончили изучение местоимений, и сегодня на уроке повторим и обобщим материал по теме «Местоимение». Урок у нас будет необычный. Мы совершим путешествие в удивительную страну Местоимений на волшебном автобусе.

-Кто может пояснить, что это за страна? (Что называется местоимением?)

   Рассмотрим карту нашего путешествия. Но что это? На карте нет городов (все города закрыты листами белой бумаги). Её нужно расшифровать (все разряды местоимений). В каждом  предложении найдите местоимения и определите их разряд.

  1. Отец сидел в кресле и не поворачивался ко мне.
  2. Друга любить - себя не щадить.
  3. Кое - какие иллюстрации ребятам понравились.
  4. Учёным никто не родится.
  5. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные? Мальчики вышли на дорогу, которая вела в лес.
  6.  Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.
  7. Книга- окно в мир, почаще заглядывай в это окно.
  8. Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

Карту мы расшифровали. А теперь в путь!

II. Обобщение и систематизация материала( путешествие по стране, в каждом городе выполняются задания).

1.Город Личных местоимений.

 

 -Что вы можете сказать о жителях этого города?

Задание: из текста выписать все личные местоимения (3 группа), определить все личные местоимения (2 группа), указать н. ф. - (1 группа.)

   

Утка вынырнула недалеко от Джека. Пёс подплыл к ней, но, как только он приблизился, утка вынырнула вновь. Джек за ней. Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас и подал утку прямо мне в руку. Мы принесли птицу домой и поставили ей таз с водой. Скоро утка стала ручной.

  1. к ней      Д.   она
  2. он           И.   он
  3. за ней     Т.   она
  4. к нему    Д.   он
  5. у него     Р.   он
  6. на нас     В.   мы
  7. мне         Д.   я
  8. мы          И.   мы
  9. ей           Д.   она

2.Имение Возвратного местоимения.

 

-Почему все местоимения живут в городах, а здесь мы видим  имение? (одно местоимение)

Этот единственный житель не скучает, так как может изменяться. Докажите.

-Какова особенность этого местоимения?

А ещё это местоимение любит дружить с фразеологизмами. Что это?

Объясните значения следующих фразеологизмов:

  • Читать про себя - не произнося, не  вслух.
  • Владеть собой - не терять самообладания, быть сдержанным, спокойным в какой либо ситуации.
  • Судить по себе  - по своим силам.
  • Уйти в себя - стать замкнутым, необщительным.
  • Не похож на себя - не такой, как обычно.
  • Себе на уме - скрытен, хитёр.

Составьте и запишите предложения с фразеологизмами. 3 группа - 1, 2 группа - 2, 1 группа - 3.

3. Город Неопределённых местоимений.

-Что это за надпись на воротах города (написаны неопределённые местоимения)?

Запись местоимений под диктовку на доске и в тетради.

   Кое-что, с кем - нибудь, из-за чего-то, несколько, кое с кем, некоторые, кто-то, о чём-либо, в каком-то, на какой- нибудь.

-Почему эти местоимения называются неопределёнными?

4. Город Отрицательных местоимений.

 

 Жители следующего города никогда ни с кем не соглашаются. Кто они?

-Что вы можете о них сказать?

Не и ни не имеют постоянного места. Что им мешает?

 Ответьте и вы на их вопросы отрицательно.

  1. Кем ты хочешь стать в будущем?
  2. О чём ты мечтаешь?
  3. Чей это карандаш?
  4. К кому ты сегодня пойдёшь в гости?
  5. С кем ты вчера играл во дворе?
  6. Сколько у тебя сегодня «5»?
  7. В какую сторону ты пойдёшь?
  8. С чем ты пришёл в школу?
  9. Кто завтра пойдёт в поход?

5. Город Вопросительных и Относительных местоимений.

-Почему эти местоимения живут в одном городе? Как их отличить?

Работа с сигнальными карточками (красный цвет – вопросительное, жёлтый – относительное).

  1. Какое озеро самое большое на земле?
  2. Я знаю, какое озеро самое большое на земле.
  3. Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они учувствовали летом.
  4. Кто написал картину «Три богатыря»?
  5. Все знают, кто написал картину «Три богатыря».
  6. Ложился густой туман, в котором потонула вся окрестность.
  7. Что называется частью света?
  8. Чей это конь бежит в степи?
  9. Мы не знаем, что будет завтра.

     

6. Город притяжательных местоимений.

-Что вы  знаете о притяжательных местоимениях?

3 группа: выписать только притяжательные местоимения. 2 и 1- записать местоимения в 2 столбика: 1 столбик - притяжательные местоимения, 2 столбик - все остальные (устно определить разряд).

   Наш, этот, мои, о себе, всякому, своими, ему, некто, твоей, таков, вашему, другой.

   

7. Город Указательных местоимений. ( «Магический квадрат»).

Выписать из квадрата все указательные местоимения.

   (таков, этого, столько, такому, тот)

-Почему они называются указательными?

8. Город Определительных местоимений.

-Расскажите об определительных местоимениях.

Задание: исправить орфографические ошибки в предложениях, найти и подчеркнуть определительные местоимения(работа в парах).

  1. У нас учиться каждый рибёнок.
  2. Всякая работа мастера хвалет.
  3. Он боялся любого шёроха.
  4. Чего в другом не любиш, того и сам неделай.
  5. Знайка всё с полуслова панимает, а незнайка на всё только рот разкрывает.

9. Дворец королевы местоимений.

Демонстрация рисунков- портретов королевы.

Чтение письма от королевы.

Вручение корзины с цветами.

III. Домашнее задание (морфологический разбор местоимений- задания на карточках разного цвета, по группам – 1, 2, 3).

     По желанию: написать сказку « В гостях у местоимений» или « Путешествие по стране Местоимений».

IV. Итог урока.

 

   Урока время истекло…

   Я вам, ребята, благодарна

   За то, что встретили тепло

   И поработали ударно.

 

Рефлексия.

-У меня на столе лежат цветы, которые нам подарила королева страны Местоимений. Я предлагаю украсить её страну. Если вам урок понравился, было интересно – выберите красный цветок, если вы остались равнодушными, вам было неуютно – возьмите зелёный цветок, а если вам наше путешествие не понравилось – синий цветок. Выбранные цветы прикрепите на доску (на карту страны).  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Отец сидел в кресле и не поворачивался ко мне.

Слайд 2

2. Друга любить- себя не щадить.

Слайд 3

3. Кое- какие иллюстрации ребятам понравились.

Слайд 4

4. Учёным никто не родится.

Слайд 5

5.Мальчики вышли на дорогу, которая вела в лес. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

Слайд 6

6. Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.

Слайд 7

7. Книга- окно в мир, почаще заглядывай в это окно.

Слайд 8

8. Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

Слайд 9

Утка вынырнула недалеко от Джека. Пёс подплыл к ней, но, как только он приблизился, утка вынырнула вновь. Джек за ней. Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас и подал утку прямо мне в руку. Мы принесли птицу домой и поставили ей таз с водой. Скоро утка стала ручной.

Слайд 10

Наш, этот, мой, о себе, всякому, своими, ему, некто, твоей, таков, вашему, другой.

Слайд 11

В А Т А К О В С Р Т А М И Л Ы Е О Д К С Т С Н О Э Т О Г О Ш И В Ж Е М Я Т П А Л Р Ч У Б К М У Н А С Т О Л Ь К О Р А С П В М О К

Слайд 12

1) У нас учится каждый рибёнок. 2) Всякая работа мастера хвалет. 3) Он боялся любого шёроха. 4) Чего в другом не любиш, того и сам неделай. 5) Знайка всё с полуслова панимает, а незнайка на всё только рот разкрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Урок русского языка в 6 классе "Отрицательные местоимения"

Урок с использованием интерактивной доски, проблемное обучение, программа Разумовской М.М....

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

Урок русского языка (исследование) в 6 классе "Местоимение - Он- Лён"

Данный урок предполагает исследовательскую деятельность на уроке, используются такие технологии как проблемное обучение, ИКТ, а также прием метатемы как средство формирования универсальных учебных дей...

Урок русского языка в 5 классе "Личные местоимения- сушествительные"

Урок русского языка в 5 классе по образовательной системе "Школа 2100" с использованием проблемно-диалогического обучения....