Презентация для подготовки к ОГЭ. Приемы компрессии текста.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Михайлова Татьяна Михайловна

Презентация может использоваться на уроках подготовки к сжатому изложению. Знакомит учащихся с основными приемами компрессии исходного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приемы компрессии текста.498.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

приёмы компрессии текста Как научиться писать сжатое изложение

Слайд 2

Методическая разработка учителя русского языка и литературы ГБОУ СШ 186 Калининского района г.СПб Михайловой Татьяны Михайловны Серия «Готовимся к ГИА»

Слайд 3

Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2013 году ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста . 3 Экзаменуемый применил несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста . 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов c жатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1 Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0

Слайд 4

Сжатие текста Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .

Слайд 5

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Слайд 6

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во во всем ( 5 слов)

Слайд 7

Обобщение или объединение парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Слайд 8

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Слайд 9

Замени: однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.

Слайд 10

При замене необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.

Слайд 11

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Сказки любят все. (3 слова )

Слайд 12

Сочетание исключения и обобщения (объединения) Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше . (20 слов)

Слайд 13

Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении: Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Запомните последовательность событий, рассуждений. Определите ключевые слова. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Как составить план. 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Слайд 14

Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение) После второго чтения Разделите текст на смысловые части . Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания. Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. Напишите черновик изложения , внимательно проверьте его.

Слайд 15

Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение) После второго чтения Разделите текст на смысловые части. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания. Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Слайд 16

Внимание! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Приемы компрессии текста в 9 классе"

Предлагаемую мастерскую можно провести и в 6-8классах. Над  приемами сжатия изложения начинаем  работу уже в 5 классе, так что можно данной мастерской начинать пропедевтику....

Разработка урока " Сжатое изложение; способы и приемы компрессии текста"

Аннотацияк разработке урокаАвтор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель  русского языка и  литературы;1 квалификационная категория; МОУ « СОШ № 7» города КогалымаТема урока « Сжатое изложе...

Сжатое изложение. Приемы компрессии текста.

В данном уроке показаны все приемы компресс текста при написании сжатого изложения (ГИА),...

В помощь сдающим ГИА - приемы компрессии текста

материал для подготовки к сжатому изложению, помогающий ученикам  освоить  технологию сжатия текста...

Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.

Методическая разработка темы с использованием ИКТ и  мультимедийного проектора...

Приемы компрессии текста

Презентация к уроку...

Приемы компрессии текста. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Презентация

Приемы компрессии текста. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Презентация....