Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ляхова Татьяна Ивановна

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема "Не с прилагательными"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

Учитель: Ляхова Т.И.

Тема: Не с прилагательными

Цель: Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, глаголами, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

Метапредметные: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, составление алгоритма правила, наблюдение над языком, ИКТ, здоровьесбережение; индивидуальная, групповая, фронтальная, парная работа на уроке.

Оборудование: компьютер

Наглядно-демонстрационный материал: презентация

Учебные пособия: учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Основные понятия: прилагательное, приставка не, частица не.  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся          

Формирование УУД

I.Мотивация обучающихся на учебную деятельность

 Приветствие. Настрой на сотрудничество

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

II.Актуализация знаний

-А сейчас давайте повторим всё, что мы уже знаем об этой части речи. 
Наш урок мы начнем с игры «Да или нет» 
«да»- «+»; « нет» - « - «
-  Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (+). 
- Имя прилагательное обозначает признак предмета (+). 

- Имя прилагательное отвечает на вопрос кто? Что?(-)
- Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?( +) 

- Имя прилагательное дружит с глаголом. ( -)

- Имя прилагательное имеет степени сравнения (+)

- Имя прилагательное имеет два разряда (качественные, относительные) (-)


- Ребята, давайте же проверим, как вы справились с заданием

- Что же такое имя существительное?

- Что же такое имя прилагательное?

- Что же такое  глагол? 

Словарная работа

Давайте вспомним, как пишутся имена существительные и глаголы с НЕ, указав условие выбора:

Нехватка времени, не был на олимпиаде, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося; не правда, а ложь; невнимательный ученик

Взаимопроверка

-Итак, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и над словами поставьте «+», если слово написано верно, «-», если допущена ошибка.

- Давайте вспомним правила правописания НЕ с существительными и глаголами

- ребята, с какой трудностью вы столкнулись, выполняя задание? (правописание  НЕ с именами прилагательными)

Дети работают самостоятельно

Проводим самопроверку, самооценку по ключу

«5»- 0 ошибок

«4» -1-2 ошибки

«3»- 3 ошибки

«2» - 4 и более

Ответы детей

Обучающиеся прописывают в тетрадях.

Проводят взаимопроверку, взаимооценку по ключу (Слайд)  

«5»- 0 ошибок

«4» -1-2 ошибки

«3»- 3 ошибки

«2» - 4 и более

Ответы детей

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Личностные: осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

III.Целеполагание

– Вспомните, какую часть речи мы изучаем, и попробуйте предположить тему урока на основе предыдущего задания.

– Проверьте себя по учебнику (§62, с.25).

– Подумайте, что необходимо знать и уметь по данной теме

Тема: Не с прилагательными

Знать: условия выбора написания НЕ с именами прилагательным

Уметь: правильно применять правило для написания НЕ с прилагательными

Ответы детей.

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы

ФормулирУЮТ  тему урока и его целИ (задачи).

Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений.

 Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку

IV.Изучение нового материала

V.Физминутка

VI.Первичное закрепление нового материала

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

VIII. Домашнее задание

- Давайте проведем наблюдение:

Ненастье – ненастный

неправда – неправдивый

не правда, а ложь – не правдивый, а лживый

 -Что общего нашли в правописании имен существительных и прилагательных с НЕ?

- Откройте §62, с.25. Сверьте с правилом. Все ли условия мы назвали?

- Приступим к изучению нового материала. будем работать в паре (1. самостоятельная работа по составлению ОСК. 2. Вопросы – ответы в паре по изучаемому материалу. 3.Выступление контрольной пары перед классом)

Зарядка для глаз (Слайд)

Карточка

Задание № 1: спишите, раскрывая скобки, только те прилагательные, которые пишутся с частицей «не» слитно:

(1) (Не)зрелый человек; (2) (не)красивый, а безобразный; (3) (не)злобивый характер; (4) (не)ведомые страны; (5) (не)искусная работа; (6) (не)внимательный, а рассеянный ученик; (7) (не)брежный почерк; (8) (не)лестный отзыв; (9) (не)объективное суждение; (10) деревья (не)высокие, но раскидистые.

Задание № 2: образуйте такие пары словосочетаний, чтобы частица «не» писалась слитно и раздельно:

Образец: Нелегкий путь (тяжелый) – не легкий, а тяжелый путь.

(1) Несчастливый; (2) (не)знакомый; (3) (не)умный; (4) 

(не)известный; (5) (не)скучный.

Задание № 3: цифровой диктант. распределите словосочетания в три колонки: 1) «Не» — частица; 2) «Не» — приставка; 3) Слово не употребляется без «не»:

(1) (Не)большой портфель; (2) вовсе (не)красивый поступок; (3) (не)лепый вид; (4) (не)высокий, а низкий дом; (5) (не)ровная дорога; (6) очень (не)красивый шарф; (7) (не)брежная запись; (8) путь (не)долог, а близок; (9) (не)приступная крепость; (10) дорога (не)ровная, но короткая; (11) (не)добрый человек; (12) (не)дорогой, а красивый ситец; (13) (не)громкое чтение; (14) ничуть (не)интересный фильм; (15) (не)глубокая, но широкая река.

- Подведем итоги:

-Что узнали?

- Чему научились?

-В чем трудности?

-Как оцениваете свою работу?

  1. §62, с.25
  2. Упражнение 357
  3. или составить 5 предложений на тему «школа», используя слова на изученную орфограмму

Устное наблюдение над языковым материалом (слайд)

Ответы обучающих

Работа в паре

Анализ ответов отвечающих обучающимися

ребята выполняют зрительную разминку(Слайд)

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Работают самостоятельно. самопроверка и самооценка по ключу (Слайд)

«5»- 0 ошибок

«4» -1-2 ошибки

«3»- 3 ошибки

«2» - 4 и более

Работают коллективно. комментированное письмо

Работают самостоятельно. самопроверка и самооценка по ключу (Слайд)

«5»- 0 ошибок

«4» -1-2 ошибки

«3»- 3 ошибки

«2» - 4 и более

Ответы обучающихся

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую

Здоровьесбережение

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические

высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...