Существительные общего рода
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: Дать понятие о существительных общего рода, показать их разнообразие.
Задачи:
-знать и уметь определять имена существительные общего рода
-учить правильно употреблять существительные общего рода в речи.
- воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и критическое отношение к себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnye_obshchego_roda.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
____________________________________________________________________
Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru
Методическая разработка урока русского языка
в 6 классе по теме: «Имена существительные общего рода».
Учитель русского языка и литературы
Шумакова Вероника Георгиевна
г.Зея
Тема урока: «Имена существительные общего рода»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Дать понятие о существительных общего рода, показать их разнообразие.
Задачи:
- обучающие: Знать и уметь определять имена существительные общего рода
- развивающие: Учить правильно употреблять существительные общего рода в речи.
- воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и критическое отношение к себе.
Личностные УУД:
Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные УУД:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
классифицировать объекты (слова) по заданному основанию;
осуществлять подведение под понятие, поиск информации;
применение известного способа решения;
осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез, обоснование.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
соотносить цели и результаты своей деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;
формулировать тему и цель урока самостоятельно (или с помощью учителя) .
КоммуникативныеУУД
Договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Аннотация (краткое описание работы): Данный урок проводится во 2 четверти учебного года, является 74-м уроком русского языка согласно рабочей программе. Тип урока: открытия новых знаний. По виду урок комбинированный. По типу познавательной деятельности, в качестве ведущих выбраны частично-поисковый, проблемно-диалогический методы работы. На уроке использовались индивидуальная, коллективная, групповая форма работа. Применялись личностно ориентированная, здоровье сберегающая и информационно-коммуникационная технологии.
Структурные компоненты урока:
1.Организационный этап (мотивированный). (3 мин);
2. Этап актуализации знаний, умения и навыков (7 мин);
3. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока (5 мин);
4. Этап освоения нового (исследовательский этап) (15 мин);
5. Физ.минутка.
6.Этап закрепления знаний, умения и навыков (этап фиксации УУД) (7 мин).
7. Рефлексия. (5 мин).
8. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование) (3 мин).
Начало деятельности – это оргпсихологический момент. Организационный (мотивационный) момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. Результатами данного приема является соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке, а также осознание самого себя как движущей силы своего научения. Показывают умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, решают поставленную проблему, выдвигают свои гипотезы и в результате определяют тему урока. Самостоятельно формулируя цели, учащиеся ясно видят, что должны освоить в течение урока и к какому результату должны прийти. Обучающиеся при работе с учебником сумеют найти пробелы в информации. Высокая работоспособность на уроке обеспечивается сменой видов деятельности, применением здоровье сберегающих технологий (физминутка). На этапе освоения нового (исследовательский этап) используется частично-поисковый метод. Формируются навыки решения практической задачи (определение рода сущ. общего рода). Знания не предлагаются учащимся в готовом виде, их надо добывать самостоятельно. Учащиеся рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают вывод, тем самым формируют осознанные знания. Данные задания способствуют устойчивому познавательному интересу, становлению смыслобразующих функций познавательного, исследовательского и аналитического мотива. Для закрепления материала используют следующие формы работы, которые чередуются между собой:
- коллективная работа;
- индивидуальное творческое задание.
Говоря о дидактических целях, урок способствует:
- формированию компетентности в сфере познавательной деятельности;
- умению творчески мыслить и вести аналитическую деятельность;
- навыкам индивидуальной и коллективной деятельности.
Имена существительные общего рода
(урок русского языка в 6 классе по ФГОС)
Цель: Дать понятие о существительных общего рода, показать их разнообразие.
Задачи:
- обучающие: Знать и уметь определять имена существительные общего рода
- развивающие: Учить правильно употреблять существительные общего рода в речи.
- воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и критическое отношение к себе.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
У: - Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится! Чтобы быть успешным на занятии, давайте составим формулу успеха для нашего урока. (слова на карточках крепят на магниты к доске)
…. + … + … = УСПЕХ
СТАРАНИЕ
РАЗГОВОРЫ
ВНИМАНИЕ
ЛЕНЬ
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
2. Этап актуализации знаний, умения и навыков.
У: - Ребята, прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, предлагаю вам проверить ваши знания по определению рода имён существительных, воспользовавшись приложением LearningApps.org
http://learningapps.org/2883749 - распределите слова по «домикам».
У: - А скажите, пожалуйста, как вы определяете род имён существительных?
Д: - Имена существительные можно заменить местоимениями он, она, оно.
3. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока.
У: - Вы отлично справились с заданием! А теперь я хочу вам предложить послушать песенку известного композитора Евгения Крылатова. ( звучит песня «Ябеда»).
У: - К кому относится слово ябеда?
Д:- К мальчику Мише, т.е. к сущ. мужского рода.
У: - А разве девочки не дерутся? Можно ли отнести это слово к существительному женского рода? Почему так происходит? Как бы вы назвали такие слова? Такие слова называются - существительные общего рода.
У: – Как на ваш взгляд, будет звучать тема урока? Запишем в тетрадь. «Имена существительные общего рода». (Слайд 1)
- Какие знания мы хотим получить в конце этого урока? Какие цели мы поставим перед собой? Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:
( познакомится с…………; научиться…………; уметь различать ……
4. Этап освоения нового (исследовательский этап).
- Ребята, перед вами на столах карточки с текстом «Отчет агента Лопуха». Прочитайте, найдите и выделите в тексте слова, относящиеся к нашей теме выделите их окончания. (работа в парах). (Слайд 2)
Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух.
"Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из б "А" для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, -на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я -Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.
Шеф! В 6 "А" нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала, да еще и выскочка. Все разом разболтает! Валбешкин Владик -ужасный растяпа растяпа: у него все из рук валится. Есть в 6 "А" еще одна недотепа, Кашина Маруся. Курноскина Таня - жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира-Оля Комарикова, но она при этом еще и рева. Ее подруга Сусликова-такая же плакса, но плюс к этому-еще и повторюшка и подлиза противная. Шушунчиков Костя-редкий бука: все молчит. Вот Макаронинов Саша-умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.
Остается Хомяков, но какой он обжора! При этом он еще такой неряха и невежа, Просто ужас! Шеф! Я хотел с горя завербовать классную руководительницу. На вид-такая милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка.
Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь в самом деле не с кем работать!'
У: - В чем же особенность этих слов?
Д: - Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде.
У:- Разделите эти слова на группы. Подумайте: по каким критериям вы их разделите? Что интересного в них заметили?
Д: - Мы нашли слова с положительной (умница, милашка) и неодобрительной окраской (зазнайка, заучка, воображала, выскочка, растяпа, недотепа, соня, белоручка,забияка,задира,плакса,повторюшка,подлиза,бука,непоседа, егоза, неряха, невежа, обжора, злюка, зануда, придира.).
У: - Существительные общего рода указывают не только на отрицательные, но и на положительные качества характера человека.
У: -Что интересного в них заметили?
Д: - Эти имена существительные являются нарицательными и оканчиваются на –а(-я).
У: - Но при этом не следует забывать про существительные мужского и женского рода с окончаниями –а(-я).
У: - Предлагаю вам улыбнуться своему соседу по парте, поменяться тетрадями и написать друг другу несколько предложений, используя существительные общего рода, описывающие положительные качества характера человека.
У: - Кому приятно слышать добрые слова в свой адрес?
У: - А мне приятно, что вы такие позитивные, настроенные на положительные эмоции!
У: - Ребята, а какие ещё вам попались в тексте слова, которые мы отнесли бы к существительным общего рода?
Д: - Саша.
У: - Правильно. Почему вы так считаете?
Д: Некоторые имена собственные на –а,-я могут обозначать как м.р, так и ж.р.
У: - Кстати сказать, Саша, Александр – одно из самых распространённых имён. Среди мальчиков-ровесников на каждую 1000 приходится 150 Александров. Наверно, потому любят это имя, что в переводе на русский оно обозначает “мужественный”.
У: - А какие ещё имена людей являются существительными общего рода?
Д: - Валя, Валера, Паша, Шура
У: - Что помогает нам определить род таких существительных?
Д: Ключевые слова или контекст.
У: -Ребята, у вас в тексте есть выделенное слово «дока». Кто-нибудь знает его значение? Давайте с вами заглянем в толковый словарь и найдём значение данного слова.
(Дока - знаток, мастер своего дела, ловкач. Такого доку поискать. Мой папа - настоящий дока в автомобильном деле.)
Этим словом в 18 веке студенты сокращенно называли своих преподавателей, докторов. Людей образованных, много знающих.
Так в русском языке много слов, называющих профессию, должность.
У: - Как вы думаете, можно ли его отнести к существительным общего рода?
Д: - Да, оканчивается на-а,-я и можно отнести как к лицам мужского, так и женского пола.
5.Физминутка.
У: - Пора немного отдохнуть. Проведём небольшую тематическую игру. На столах у вас лежит карточка, на которой написано существительное общего рода. Если кто-то из вас услышал верное толкование значения данного слова, то вы встаёте, показывая карточку со словом! ( на столах слова тихоня, левша ит.д.
Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня
Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка
Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна
Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша
Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка
Кто любит болтать вздор, пустяки - пустомеля
Праздный, глазеющий от скуки по сторонам - зевака
Хвастливый человек - хвастунишка
Тот, кто постоянно всё теряет, забывает - растяпа
Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза
Человек, который наушничает - ябеда
Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка
Сонливый, любящий много спать – соня)
6. Этап закрепления знаний, умения и навыков. Работа по учебнику.
У: -Прочитайте правило на стр. 145 п.49 и убедитесь, что в результате наблюдения и рассуждения мы с вами правильно определили признаки существительных общего рода.(Один учащийся читает вслух.)
У: - С существительными общего рода не следует путать существительные, которые обозначают лиц по профессии, роду занятий. Например: доцент, агроном, профессор, судья, космонавт и многие другие. В грамматическом отношении эти существительные не стали существительными общего рода, сохранили свою принадлежность к мужскому роду. Поэтому прилагательные с такими существительными согласуются только в форме мужского рода. Например: новый судья Иванова, известный скульптор Мухина. А вот сказуемые при таких существительных могут находиться как в форме мужского рода, так и в форме женского рода.
Исследование в группах.
- Ребята, сейчас мы поработаем в группах. На карточках вы видите предложения и вопросы. (слайд 3).
- Понаблюдайте, ответьте на вопросы , заполнив карточку-подсказку.
Предложения для анализа | Вопросы |
Дежурный врач Иванов выписал рецепт. Дежурный врач Иванова выписала рецепт. Строгий тренер Свиридов выжал из нас все силы. Строгий тренер Свиридова выжала из нас все силы. | Кого называют выделенные существительные? Какого они рода? Лиц какого пола они обозначают? В каком роде употреблено с ним прилагательное? В каком роде употреблён глагол прошедшего времени? Выделенные существительные - это существительные общего рода? |
У: -А сейчас в группе вместе заполните карточку-подсказку:
Существительные мужского рода, называющие лиц по _____________, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц _________________пола, так и лиц _____________пола. |
Глагол – сказуемое в __________времени при таком подлежащем-существительном ставится в ____________роде, если речь идёт о мужчине, и в ____________роде, если речь идёт о женщине. |
Определение – прилагательное с таким существительным употребляется всегда в _____________роде. |
Например: Весёл.. бригадир Сафронова поехал.. в поле с песнями. |
-Если вам всё понятно, то вы должны правильно вставить буквы в предложение. Проверьте по эталону (слайд 4 ).
7. Рефлексия. Прием «Говорящий клубочек»
- Сегодня я пришла к вам с “Говорящим клубочком”. Я хочу передать этот клубочек одному из вас. Вы передаете клубочек, распускаете его, нить оставляете у себя и говорите, что нового и интересного, важного и нужного было на уроке.
- Посмотрите, какая дорожка получилась. Дорожка знаний, которая объединяет нас всех.
8. Домашнее задание .
У: - Задание будет не совсем обычным. Оно только так называется, на самом деле выполнить вы его сможете только в школе. В классном уголке в нашем кабинете есть слово имя существительное общего рода. Ваша задача его найти (в «Правилах поведения» «Быть неряхой – это стыдно!»).
- До свидания. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Имена существительные общего рода, 6 класс
Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....
Урок с элементами игры - презентация. "Существительные общего рода" 6 класс
Урок с элементами игры...
Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...
Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род....
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...