Этапы работы над сочинением
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Чурзина Юлия Петровна

План работы над сочинением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_raboty_nad_sochineniem.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы над сочинением:

  • отобрать материал для будущего текста;
  • выделить основную мысль (тему) всего текста и его отдельных частей (микротем);
  • составить план и выстроить текст сочинения по этому плану;
  • изложить текст в заданной форме (повествование, описание, рассуждение).

                             

         Что значит говорить и писать на тему?

    С чего же начать писать сочинение? Начинаем писать с самого начала – записи темы сочинения. Ведь тема – это то, о чем говорится в сочинении. Сначала выделим в теме главные, ключевые  слова. Потом определим границы темы и пути ее раскрытия.

      Темы бывают узкие и широкие. Это зависит от объема высказывания. Например, «Осенний дождь» - широкая тема, «Наш город после дождя» - узкая тема. Залогом успеха сочинений является  ясная, узкая, конкретная тема. Гораздо труднее писать на широкие темы, например «Лето» или «Весна», довольно сложно раскрыть их с достаточной полнотой.

                                               Главное в тексте – идея, основная мысль.

    Текст – это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определенной последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически. У текста может быть заглавие. Заглавие – это название всего произведения или отдельных его частей.

   В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого; это то, чему он призывает, чему учит, ради чего текст написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.

    Готовясь к сочинению надо подумать, кого и в чем убеждать, что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывания надо построить так, чтобы все в них было подчинено основной мысли.

Как сделать нашу речь связной?

    В данном отрывке произведения каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

    Существует еще один вид связи – параллельная связь предложений в тексте.

Параллельным видом связи лучше всего пользоваться в описаниях. Предложения не «цепляются» одно за другое, а сопоставляются. При этом все предложения, начинающиеся со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы конкретизируют, развивают его смысл.

        

        Основные типы речи.

   Принято различать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение.

Тип текста

Значение (вопрос к тексту)

Повествование

Динамика действия. (Что делает предмет?)

Описание предмета

Характеристика персонажа, предмета. (Каков предмет?)

Описание места

Характеристика места. (Где что находится?)

Описание состояния окружающей среды

Состояние окружающей среды – природы или любой другой среды обитания. (Какого вокруг?)

Описание состояния человека

Физическое или душевное состояние человека. (Каково ему?)

Рассуждение-доказательство

Обоснование истинности того или иного суждения. (Почему так, а не иначе? Что из этого следует?)

Рассуждение-объяснение

Толкование понятия, объяснение сути какого-либо явления. (Что это такое?)

Рассуждение-размышление

Раздумья над различными жизненными ситуациями. (Как быть? Что делать?)

              Стили речи.

   Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.

   Для каждого стиля речи характерны определенные признаки. В языке выделяются следующие стили:

   разговорный – в основе лежит функция общения;

   книжный (научный и официально-деловой) – в основе лежит функция общения;

   публицистический – в основе лежит функция воздействия;

   художественный - в основе лежит функция воздействия на чувства, на воображение.

Разговорный стиль.

  1. Используется обычно в беседах со знакомыми людьми в непринужденной обстановке, а также в записках, письмах.
  2. Задача речи – общение (обмен впечатлениями).
  3. Высказывание обычно бывает:
  • непринужденным, живым, эмоциональным;
  • свободным в выборе слов и выражений;
  • в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.
  1. Характерные языковые средства:
  • разговорные и просторечные слова и выражения (брякнулся, ну и ну, ничего себе);
  • эмоционально окрашенные слова (лапонька, малюсенький, чудище);
  • глагольные формы типа стук, бряк, хлоп;
  • обращения;
  • неполные предложения.

   

        Книжный (научный и официально-деловой) стиль.

  1. Используется в научных трудах, учебниках, лекциях, постановлениях, деловых документах.
  2. Задача речи – сообщение.
  3. Общие особенности стиля: точность, ясность, объективность.
  4. Характерные языковые средства:
  • научная и профессиональная терминология.

Публицистический стиль.

  1. Используется в газетных и журнальных статьях, во время выступлений на общественно-политические темы.
  2. Задача речи – воздействие на читателя или слушателя.
  3. Высказывание обычно бывает:
  • эмоциональным, выразительным, субъективным.
  1. Характерные языковые средства:
  • общественно-политическая лексика;
  • использование пословиц, поговорок; афоризмов;
  • побудительные предложения;
  • распространенные обращения;
  • риторические вопросы.

Художественный стиль.

  1. Используется в художественных произведениях.
  2. Задачи речи: изображение живой картины, художественного образа, передача читателю чувств, которые испытывает автор.
  3. Высказывание обычно бывает:
  • конкретным (описывается именно эта береза, а не береза (вообще);
  • образным, живым, выразительным;
  • эмоциональным.
  1. Характерные языковые средства:
  • конкретные слова;
  • слова в переносном значении;
  • эмоционально окрашенные слова;
  • выразительные средства, создающие художественный образ (использование эпитетов, сравнений, метафор);
  • выразительные средства, образованные синтаксически

 (использование побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, предложений с однородными членами, различных повторов, перестановок и противопоставлений в предложениях).

Как составить план сочинения?

   Составить план сочинения – значит разбить его на фрагменты (части текста). Каждый такой фрагмент – это микротекст, который может уместиться в одном абзаце, а может состоять из нескольких. Главное, чтобы каждый микротекст был объединен главной мыслью.

   Сочинение в 3-5-м классах должно иметь как минимум три абзаца  (вступление, основная часть, заключение). Эти части обязательно начинаются с красной строки.

   Вступление – предварительная часть, введение, предисловие.

   В главной части раскрывается тема, основное содержание сочинения.

Эта часть сочинения больше по объему, чем вступление и заключение.

Она может разделяться на более мелкие части (том числе и на абзацы, относительно законченные по мысли). Каждый абзац в главной части начинается с красной строки.

   Заключение – последняя часть сочинения. В заключении подводится итог сказанному, формулируются выводы, делаются обобщения, подчеркиваются главные мысли работы.

   При составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль; надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана.

    Сравните варианты планов. Первый план конкретизирует тему  текста, второй план конкретизирует мысль текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы над сочинением (к ЕГЭ)

.Данная презентация поможет старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ, при написании сочинения. В ней дается не только план сочинения, но и план работы над текстом, чтобы правильно суметь выделить проблем...

Этапы работы над сочинением

Материал полезен для подготовки к ЕГЭ (С1)....

Этапы работы над сочинением

Этапы работы над сочинением...

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ НА Е Г Э ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Презентация содержит материал, который поможет учащимся написать сочинение части С.  Можно использовать на уроках русского языка в 10 классе при обучении сочинению в формате ЕГЭ....

Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку

Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на  экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...

Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).

Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...