Рабочая программа по русскому языку с одаренными учащимися
рабочая программа по русскому языку

Рупышева Наталья Николаевна

Программа по русскому языку адресована одаренным учащимся  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_s_odarennymi.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

№ ________ от «____» __________ 20____г.

Утверждаю

                           Директор школы

           ___________/А.А. Еграшина/                  

                    Приказ №______от

                    «______» ________20_____ г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

с одаренными учащимися

Срок реализации программы

(на 2021/2022 учебный год)

Уровень базовый

Составитель: учитель русского языка

высшей категории,

Рупышева Наталья Николаевна.

с. Старый Онохой

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального Закона об образовании, программы по русскому языку (М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, Г.А.Богданова, Т.С.Тронина, В.В.Львов, Н.Н.Сергеев), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, Федерального компонента государственного стандарта общего образования(Обязательный минимум содержания образовательных программ по русскому языку подготовлен на основе варианта стандарта по русскому языку, разработанному группой ученых (авторов действующих учебников) под руководством академика РАО Н. М. Шанского.

        Программа по русскому языку адресована одаренным учащимся  Старо-Онохойской основной общеобразовательной школы Заиграевского района республики Бурятия,ориентирована для работы по учебникам для 5-9 кл. (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, Г.А.Богданова, Т.С.Тронина, В.В.Львов, Н.Н.Сергеев).

 Цели:

  • Сформировать высокий уровень языковой, лингвистической и речеведческой компетенции учащихся.

Задачи:

  • Усилить словарную работу, стимулирующую филологическую культуру, изучение лингвистических текстов;
  • Обеспечить дидактическим материалом для разноаспектного анализа слова;
  • Осуществить интеграцию знаний урочной и внеклассной работы;
  • Закрепить успешные результаты познавательной деятельности;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Расширить знакомство с лингвистической литературой;
  • Сформировать навыки аналитической деятельности.

Обоснование необходимости индивидуальных занятий с учащимися.

Программа индивидуальных занятий рассчитана на конкретную группу одаренных детей. Учащиеся продолжают совместное изучение предмета по программе М. М. Разумовской и П. А. Леканта, обеспечивающей коммуникативно-деятельностный подход. Данная программа призвана расширить знания учащихся о возможностях и богатстве родного языка, обеспечить прочность и глубину языковой подготовки, развивать творческий потенциал, прививать интерес к самообразованию.

Содержание опирается на разделы базового курса, но при этом идет расширение знаний, знакомство с лингвистической литературой, усложняется характер информации и способ ее усвоения учащимися. Предусмотрено совершенствование умений разных аспектов анализа текста. Программой  предусматривается ознакомление с лингвистическими дисциплинами, незнакомыми учащимся. В основу планирования занятий положен проблемно-тематический принцип.

Требования к изучению материала:

Занятия планируются как практические работы на основе теоретических знаний и позволяют усвоить способы действий, необходимые для продуктивной познавательной деятельности, и применить новые знания в нестандартной ситуации. Учащиеся не только смогут обогатить содержание обучения, но и приобщится к проведению массовой работы по русскому языку,  смогут участвовать в изготовлении дидактического материала. Планируется одновременное углубление лингвистической, языковой и речеведческой подготовки наряду с опережающим обучением отдельным темам.

Индивидуальные занятия спланированы по принципу «погружения в проблему», восходят от простого к сложному и систематизируют надпредметные ЗУН. В содержании органично переплетаются теоретическая подготовка (в силу насыщенности лингвистической части заданий олимпиад) и практикум (для становления навыков разных типов анализа текста).

Программа призвана обеспечить системное владение учащимися знаниями по исторической грамматике, разделам современного русского языка, навыками лингвистического и лексико-фразеологического анализа текста, умениями составлять развернутые высказывания разных стилей, знаниями лингвистической литературы. По окончании занятий учащиеся

 должны знать законы ассимиляции звуков, основные акцентологические нормы, основные разделы лексики, морфемы, правила лексической сочетаемости слов, виды фразеологизмов, лингвистические словари, тропы и стилистические фигуры, признаки художественного стиля, алгоритм разных видов анализа текста.

уметь транскрибировать сложные слова и выражения, расставлять ударения в словах, находить и классифицировать примеры звукописи, определять контекстуальное значение слов, классифицировать и корректировать лексические ошибки, различать значения паронимов, проводить морфемный разбор, дифференцировать виды фразеологизмов, классифицировать тропы и стилистические фигуры, создавать высказывания с использованием изобразительно-выразительных средств

Предполагаемые результаты

•        увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

•        повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

•        положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

•        повышение социального престижа школы.

Содержание курса

Занятия рассчитаны на 34 часа при раздельной форме обучения. Они предполагают сочетание изучения теории с практической и исследовательской деятельностью.

НОМЕР П/П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ

ФОРМЫ РАБОТЫ

1.                    

У лингвистической карты мира

Языковая семья, классификация языков, генеалогическое древо

Анализ карты, выделение ареалов языковых семей, составление дидактического материала

2.

Языковое родство славянских народов

Праславянский язык, мертвые языки, южно-, западно-, восточно-славянские языки

Классификация(составление таблицы), анализ однокоренных слов.

3.

Происхождение письменности

Азбука, устав, полуустав, вязь, скоропись, церковнославянский язык.

Работа с текстом

4.

Как возникла славянская письменность?

Глаголица, кириллица, титл, палеославистика

Сравнительная характеристика азбук, анализ лингвистической статьи.

5.

«Хитрый звук «йот».

Йотированные гласные

Составление метаграмм, фонетический разбор

6.

Редуцированные гласные

Редукция, ассимиляция, фонема, слабая позиция

Фонетический анализ, транскрибирование

7.

Фонетические процессы

Диссимиляция, диэреза, протеза, эпентеза

Работа с лингвистическим словарем, нахождение примеров, анализ текста

8.

Полногласие

Семантический распад, полногласие, неполногласие

Нахождение в тексте слов с историческими чередованиями, определение по ним происхождения, объяснение расхождения лексических значений

9.

Правила акцентологии

Ударение эмфатическое (логическое), подвижное, свободное, тактовое

Практическая работа по орфоэпии

10.

Звукопись и ее назначение

Сонорные, шипящие, аллитерация, ассонанс, ономатопея

Работа с поэтическим текстом

11.

Строение слога

Слог закрытый, открытый, прикрытый, принцип восходящей звучности

Упражнения по слогоразделу, анализ слогов

12.

Практикум по фонетике.

Практическая работа

13.

Полисемия и пути ее возникновения

Семантика, контекст, значение исходное и вторичное.

Работа со статьями толкового словаря.

14.

Синонимия как средство речевой выразительности

Синонимы лексические, синтаксические, стилистические

Анализ текста

15.

Омонимия и ее виды

Омонимы полные и частичные, омографы, омофоны, омоформы

Составление дидактического материала с примерами омонимов

16.

Соединительные гласные. Полезная гаплология.

Служебная морфема, интерфикс, гаплология

Выполнение упражнений.

17.

Словообразовательные гнезда

Словообразовательное гнездо

Работа со словарем морфем

18.

Словообразовательные модели и части речи

Словообразовательная модель, аффиксы, продуктивные и непродуктивные морфемы

Практикум словообразовательного разбора.

19.

Что может запятая

Обособление. Выделение, отделение, разделение

Анализ трудных случаев пунктуации.

20.

Категория числа существительного

Парадигма, двойственное число

Грамматические упражнения.

21.

Склонение имен существительных во множественном числе

Сингулятивы, варианты окончаний.

Работа с грамматическим справочником, тренировочные упражнения.

22.

Несклоняемые имена существительные.

Чистая основа

Составление дидактического материала с примерами несклоняемых существительных.

23.

Категория падежа.

Звательный падеж.

Составление презентации по теме.

24.

Прилагательные-эпитеты.

Троп, изобразительность

Анализ текста-описания.

25.

Живость глаголов

Глаголы определенного, однонаправленного движения, моторно-кратные.

Составление конспектов лингвистических статей.

26.

Глаголы труда, звука и цвета.

Классификация глаголов

Составление статьи в «Справочник юного лингвиста»

27.

Употребление глагольных форм.

Грамматические нормы

Практикум по культуре речи, тест.

28.

Что такое нормы литературного языка?

Норма, литературный язык

Редактирование деформированного текста

29.

Зачем нужно знать стили речи?

Стилистика. Типология, грамматические и языковые признаки.

Создание вариантов текстов разных стилей по предложенной теме.

30.

Что изучает наука этимология?

Этимология, этимон, этимологические корни

Работа с этимологическим словарем.

31.

Предмет изучения ономастики

Антропоним, топоним.

Составление справочной статьи

32.

Как изучают географические имена?

Эпонимы, этнонимы.

Анализ этимологии топонимов.

33-34.

Составление презентации «Тайны языка» к  предметной неделе

Понятия , изученные в рамках данной программы.

Подготовка и проведение лектория.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Малюшкин А. Ю. Учебные таблицы по русскому языку. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Михайлов А. А. Азбука стиха. – М.: Просвещение, 2018.
  3. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 2019.
  4. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2021.
  5. Пасхалов А. П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: НЦ ЭНАС,   2021.
  6. Трошин В. В. Слова и числа. – Волгоград: Учитель, 2020.
  7. Ушаков Н. Н., Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 2019.
  8. Журнал «Русский язык в школе и дома», 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку со слабоуспевающими учащимися

Программа по русскому языку адресована слабоуспевающим учащимся...