Инновационная деятельность
методическая разработка по русскому языку

Рупышева Наталья Николаевна

 Инновационные методы обучения в школе – не просто овладение некоторым объемом знаний, но и освоение универсальных способов деятельности, учение ребенка решению задач и проблем такими методами, которые он сможет впоследствии генерировать и изменять сам, опираясь на свой творческий потенциал и способность эффективно действовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность

         Ученик овладевает знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.

Причины внедрения инноваций в школе: 

  1. распространение цифровых технологий;
  2. широкое информационное поле в свете развития глобальной сети и СМИ;
  3. личностный подход в обучении и воспитании ребенка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира;
  4. ритм современной жизни, требующей определенной успешности и конкурентоспособности.

 Инновационные методы обучения в школе – не просто овладение некоторым объемом знаний, но и освоение универсальных способов деятельности, учение ребенка решению задач и проблем такими методами, которые он сможет впоследствии генерировать и изменять сам, опираясь на свой творческий потенциал и способность эффективно действовать.

Инновационная работа в нашей школе сегодня  разнообразна, в нее входят:

  • применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийный проектор, интерактивная доска, планшеты и т. п.);
  • новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети: РЭШ, УЧИ.РУ,ОРФО-9, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
  • активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
  • внедрение новых видов уроков и поиска информации (урок-компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок- мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.
  • методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).

Инновационные педагогические методы должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т.е ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.

Инновационные формы обучения

Среди инновационных форм обучения выделяю наиболее удачные и используемые мной технологии:

Проблемно-поисковое обучение.

Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.

        Например, перед учениками на уроке литературы при изучении поэмы Блока «12» ставлю вопрос: почему произведение заканчивается словами «в белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос» по вашему мнению? Кто из исследователей прав – те, кто утверждает, что Блок не смог избавиться от пережитков, или те, кто указывает, что революционеры преследуют Христа? Обоснуйте свои ответы. Хорошей идеей будет разделить класс на группы, которые будут аргументировано отстаивать свои ответы, сформулированные при мозговом штурме.

Модульное обучение.

        В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: выдаю определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т.д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты).

        Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система знаний и их оценки. Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.        

Портфолио как технология инновационной школы.

        Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.

        В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере.

        Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.

        Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания при такой современной методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.

В своей работе применяю инновационные методы обучения:

        Урок-кейсов. При этом подходе учащимся не предоставляются пути решения проблемы, ученики вынуждены действовать максимально эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока: разделить класс на группы, каждой группе дать одинаковый набор слов, снабдить выходом в интернет, словарями, предложить составить текст (различных стилей, типов) с учетом имеющегося времени. Желательно объявить победившую группу.

        Урок-экскурсия. Особо интересным может быть для учащихся ввиду того, что дети ориентированы на спонтанное запоминание и оценивание чего-то яркого и запоминающегося. Например, в городах России проходили 3-d выставки картин художников на огромных экранах под классическую музыку, хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся картину и свои чувства при одновременном аудио- и визуальном ряде. Явление синестезии (единство чувств восприятия) также стоит активно использовать при внедрении инновационных методик.

Урок-дебат, дискуссия. Ученики в группах выдвигают решение какого-то вопроса, ни один вариант не отвергается, из множества мнений рождаются самые невероятные гипотезы.

Урок-ролевая игра применим ко всем учебным дисциплинам, творческий потенциал его практически неисчерпаем. (Пример: ролевая игра на уроке литературы).

Урок-модерация. Ученикам предлагается страничка в сети, посвященная той или иной учебной проблеме. Информация содержит ошибки, ученикам предлагается отыскать их и исправить страничку.

Урок-спектакль, посвященный какой-то остросоциальной проблеме.

Перечисленными методами моя инновационная деятельность не ограничивается. Их гораздо больше, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.

          Тема моего инновационного опыта: «Использование новых пед.технологий в процессе обучения учащихся в условиях личностно-ориентированного образования». Наряду с традиционными,  применяю современные образовательные технологии, что позволяет успешно реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, когда во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, когда субъективный опыт каждого сначала раскрывается, затем согласовывается с содержанием образования. Среди приоритетных технологий выделяю тестовые технологии, проектные технологии, технологию интеграции, арт-технологии и ИКТ-технологии: работа с интернет-ресурсами, компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний, компьютерная демонстрация мультимедийного урока, презентации учебного материала, разработанные как мной, так и учениками для уроков, электронная энциклопедия. Использую инновационную наглядность: схема-опора, рисунок-опора, лингвистическая визитка. Применяю приемы и методы инновационных технологий: ассоциативный ряд, инсерт, групповую дискуссия, кластеры, синквейн, медиапроекты, нетрадиционные формы домашнего задания. В результате имею: повышение интереса к предмету, увеличение доли самостоятельности на уроке, развитие творческого потенциала учащихся, снижение утомляемости, сокращение времени на опрос, систематизация и конкретизация знаний.

         Применение инновационных технологий помогает мне профессионально развиваться.

Результаты инновационной деятельности

Название конкурсных мероприятий

Учебный

год

Уровень мероприятия

Кол-во

участников

Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающегося (воспитанника))

Предметные олимпиады

по русскому языку

2018

2019

2020

2021

2021

Район

республика

5

5

5

3

1

Участие

4 место АкинфеевА

1 место Брындин Н

Участие

Всероссийский конкурс сочинений

2018

2019

2019

2020

2020

2021

2021

2022

2022

2022

Район

Район

Регион

Район

Регион

Район

Регион

Район

Регион

Россия

3

5

1

5

1

3

1

4

1

1

6 место Неронов И

1 местоБешукова А

2 место Брындин Н

2 место БешуковаА

3 местоБешукова А

2 место БешуковаА

1местоБирюкова А

3 место БешуковаА

Участие

1 место Казаков А

1 место КазаковА

Участие

НПК «Школа поиска и открытий»

2018

2019

2020

Район

Район

Район

4

5

5

3 местоАкинфеев А

3 место Брындин Н

1 место Брындин Н

1 место Брындин Н

3 место БешуковаА

Республиканский конкурс сочинений «Мы –наследники Победы»

2019

2020

2021

Район

Республика

Район

5

1

2

1 место Неронов И         2 место Неронов И

1 место Брындин Н

Всероссийский конкурс «Литературная Россия»

2018

Россия

8

2 место АкинфеевА

7 сертификатов

Конкурс СМИ «Салют, юнкор!»

(статья в газету)

2018

2019

2020

Район

Район

Республика

6

6

1

1 место Кигерманова С

1 место Неронов И.

1 место Акинфеев А

Всероссийский конкурс сочинений «Символы России»

2020

2020

2021

2021

Регион

Россия

Регион

Россия

2

1

5

1

1 место Брындин Н

2 место Брындин Н

1 место БешуковаА

2 место Очереднюк У

4 место Бирюкова А

Участие Бешукова А

Республиканский конкурс исследовательских работ «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»

2019

Республика

1

2 место Акинфеев А.







.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...