Материалы для подготовки к занятиям по русскому языку для СПО
учебно-методический материал по русскому языку

Пасхина Елена Андреевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практика РЯ.  Жанры официально-делового стиля.


В любой отрасли заполнение деловых бумаг - необходимость.

Рассмотрим 3 вида:

1.Заявление.

2..Доверенность

3.Расписка

1. Заявление - официальное обращение, адресованное организации, учреждению или должностному лицу, в котором излагается просьба о чём-либо.

Форма заявления.

1.Наименование адресата, к которому обращаются с просьбой (В Д.п).

2.Ф.И.О., должность заявлителя (в Род.п.). Предлог «от» НЕ СТАВИТСЯ!!!

3.Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки).

4.Текст заявления (пишется с красной строки).

5.Дата (слева) и подпись (справа).

Образец заявления.

Директору МБОУ «Старокрымская ОШ№2»

 Балбек Ф.У.

 Азаматовой Мерьем Асановны

ученицы 9-А класса

заявление

Прошу освободить меня от занятий в школе 26.10.2019 года в связи с участием в кроссе «Золотая осень».

05.10.2020                                                                                       ПОДПИСЬ                                      

2 Доверенность - официальный документ, удостоверяющий факт временной передачи полномочий на осуществление каких-либо действий другому лицу.

Форма доверенности.

·Наименование документа.

ФИО, должность, адрес (паспортные данные) доверителя.

ФИО, должность, адрес (паспортные данные) доверенного лица.

Текст доверенности (что конкретно доверяется; сумма пишется цифрами, а в скобках прописью).

Подпись доверителя.

Дата выдачи доверенности.

Наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя.

Дата удостоверения подписи и печать.

Образец доверенности

Доверенность

Я, Васильев Юрий Петрович, проживающий по адресу: г. Архангельск, ул. Гагарина, д.56, кв. 2, (указать паспортные данные), доверяю Васильеву Илье Юрьевичу, проживающему по адресу: г. Архангельск, ул.Коковина, д.123, кв. 45, (указать паспортные данные), получить в кассе причитающиеся мне деньги в сумме 350 ( триста пятьдесят) рублей.

23.05.2019                                                                               Васильев

3. Расписка - официальный документ, скреплённый подписью давшего расписку лица и удостоверяющий в письменной форме получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т.п.)

Форма расписки

Наименование документа.

ФИО, должность лица, дающего расписку.

Наименование учреждения (или лица), от которого получено чего-либо.

Наименование полученного с указанием количества и суммы (количество пишется цифрами, а в скобках прописью).

Подпись получателя.

Дата составления расписки.

Образец расписки

Расписка

Я, Иванов Сергей Николаевич, директор Дворца культуры г. Ялты получил в прокат компьютерное оборудование на сумму 20 000 (двадцать тысяч) руб.

Обязуюсь вернуть 24.06.2019 г.                                                           Иванов

Упражнение в исправлении ошибок, допущенных при составлении документов.

– Найдите ошибки, допущенные при составлении документов, исправьте их.

1. Директору МОУ «СОШ №8

г. Северодвинска

Семёновой С.П.от Сергеева П.П.,

учителя физкультуры

заявление.

Милая Софья Петровна! Я так намаялся в этом учебном году, устал от этих учеников, как собака. Уж дайте мне отдохнуть пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по закону.

Не откажите.

Ваш Пётр Петрович.

  1. Доверенность

Пусть Иванову Петьке отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный (я его давно знаю), и надеюсь, денег моих не растратит.

21 февраля 2019 г.. В.Петров

3. Объяснительная записка.

Уважаемая Марья Петровна!

Я опоздал на урок, потому что когда вечером я размахивал ногой на зарядке, я ударил мизинцем по двери, от этого я не мог ходить быстро, а в тот вечер я вообще не мог ступать на эту ногу. А сейчас у меня весь палец опух и покрылся синяком. Только из-за этого я опоздал.

Ученик 7а класса Крылов Володя

.

5. Узнайте слово.

-Я прочитаю толкование, лексическое значение слова, а вы узнайте слово и запишите его.

1.Документ, содержащий просьбу, предложение или жалобу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу. (Заявление)

2.Документ, предназначенный для предъявления в учреждение. (Справка)

3.Документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, ценностей), заверенный подписью получателя. (Расписка)

4.Документ, дающий право кому-либо действовать от имени лица, выдавшего этот документ. (Доверенность)

5.Документ, объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка. (Объяснительная записка)

VII. Домашнее задание. Написать расписку о получении спортивного инвентаря и книг для школы.



Предварительный просмотр:

Вопросы к экзамену по русскому языку

  1. Орфоэпические нормы русского языка.
  2. Акцентологические нормы русского языка.
  3. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
  4. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.        
  5. Отражение морфологического принципа русской орфографии на написании проверяемых гласных и согласных в корне слова.
  6. Правописание Н и НН в причастиях и кратких причастиях.
  7. Правописание Н и НН в прилагательных и кратких прилагательных, наречиях.
  8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
  9. Правописание приставок ПРИ - /  ПРЕ -
  10. Правописание приставок на -З / -С
  11. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
  12. Определение рода несклоняемых существительных.
  13. Способы образования и нормы употребления степеней сравнения имен прилагательных.
  14. Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц.
  15. Правописание Ы-И после приставок.
  16. Правописание Ь после шипящих на конце слова.
  17. Правописание суффиксов имён существительных.
  18. Правописание сложных имен существительных и прилагательных.
  19. Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
  20. Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.
  21. Пунктуация в сложносочиненном предложении.
  22. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.
  23. Правописание и склонение простых числительных
  24. Правописание и склонение сложных числительных.
  25. Употребление собирательных числительных.
  26. Определение спряжения глагола и правописание безударных личных окончаний глаголов.
  27. Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.
  28. Причастие как особая форма глагола
  29. Деепричастие как особая форма глагола
  30. Склонение имен существительных.
  31. Второстепенные члены предложения.
  32. Правила склонения имён и фамилий.
  33. Морфологические признаки имени существительного (род, одушевлённость). 



Предварительный просмотр:

Практическая часть №1.

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кухОнный  2) позвОнит  3) экспЕрт  4) обеспечЕние

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) с тремя подругами             2) кратчайший путь

3) все директора гимназий    4) самый интереснейший

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Глядя на эти места,

1) меня посетили воспоминания о годах, проведенных в деревне.

2) вспоминается деревенское детство.

3) я вспоминаю о детстве.

4) вспомнилось, как я жил здесь в детстве.

4. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в предложении?

Листья с тихим шорохом сыпались с деревьев, а в лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел.

1) листья сыпались с деревьев             2) сыпались с деревьев

3) листья сыпались                                4) листья с шорохом сыпались

5. Укажите верную характеристику предложения из задания А6.

1) простое осложненное      2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое        4) бессоюзное сложное

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ..горяча, бе..чувственный, не..говорчивый

2) р..статься, р..сказывать, соп..ставить

3) пр..бавить, пр..думать, пр..зидиум

4) небез..звестный, раз..скать, гипер..нфляция

7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) д..лёкий, изл..жение, р..стение             2) уд..вление, пл..вцы, проб...раться

3) бл..стеть, выж...гание, подп...рать         4) ув..дать, ухв..тить, прибл..жение

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

 которых пишется одна буква Н?

Николка, оглушё(1)ый неожида(2)ым известием, стоял у сте(3)ых часов и пытался разобраться в этой пута(4)ице последних дней.

1) 2, 4   2) 3, 4   3) 2, 3, 4   4) 4

9. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Бульвар вел к площади, откуда лучами расходились (не)длинные улочки.

2) Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.

3) (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.

4) Черты лица (не)лишены приятности.

10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Начертите схему этого предложения.

Низкое солнце проглядывало сквозь стволы сосен в лесу ( ) и рассеянный мягкий

свет лился на траву.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?

Неожиданно (1) над степью подул лёгкий ветерок (2) принося с собой еле уловимый (3) аромат земли (4) недавно освободившейся из-под снега.

1) 1, 2, 3   2) 2, 3,4   3) 1, 2, 3 4   4) 2, 4

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) несомненно (4) увлекает, но отрицательно влияет

на зрение.

1) 1, 2, 3, 4   2) 3, 4   3) 1, 2   4) 2, 3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые? Начертите схему этого предложения.

Я стал думать о родном доме (1) воспоминания (2) о котором (3) позволяли забыть

все неприятности последних дней (4) и вскоре уснул.

1) 1, 2, 3   2) 1, 3, 4   3) 1, 2, 3, 4   4) 1, 4

14. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого

предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Одной из старых глобальных экологических проблем является изменение климата на Земле, которое происходит в результате так называемого парникового эффекта.

2) Дерево, которое погибло в схватке с ветром, напоминает мне павшего в атаке солдата.

3) Есть легенда о Байкале, которую знает и стар и млад.

4) Построек, которые связаны с жизнью Чехова, в его имении не осталось.

15. Выпишите предложение, расставив знаки препинания. Подчеркните члены предложения.

«Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России».

 (М. Лермонтов)

1 вариант

2 вариант

А1

3

2

А2

4

2

А3

3

4

А4

3

3

А5

2

1

А6

1

1

А7

4

3

А8

4

4

А9

4

2

А10

4

4

А11

4

3

А12

1

1

А13

4

3

А14

3

4

А15

Практическая часть №2.

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный

гласный звук?

1) позвОним 2) включенЫ 3) Алкоголь 4) отрОчество

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) напои меня водой           2) в двухтысячном четырнадцатом году

3) подбросить углей           4) лягте на пол

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Употребляя слова-паразиты,

1) часто затемняется смысл высказывания.

2) ваша речь делается не более, а менее выразительной.

3) это засоряет речь.

4) вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление.

4. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в предложении?

Но он существовал и не вызывал у современников – парижан XVIII века – ни малейшего восхищения.

1) он существовал                                                  2) он не вызывал

3) он существовал и не вызывал восхищения     4) он не вызывал восхищения

5. Укажите верную характеристику предложения из задания А6.

1) простое осложненное                        2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое                          4) бессоюзное сложное

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..шумный, не..держанный, во..создать

2) под..браться, р..счертить, пред..ставить

3) пр..ближение, пр..высить скорость, пр..ступление

4) пред..юньский, раз..скать, дез..нформация

7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) разл..вать, прик..сновение, зам..реть       2) охр..нять, з..ря, проб...раться

3) м..ровой, уд..ляться, оч..рование             4) бл..стеть, к..нечный, подп...рать

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В конце 19 века были сконструирова(1)ы невида(2)ые удлинё(3)ые коньки, которые позволили русскому конькобежцу победить фи(4)ского спортсмена.

1) 1, 2   2) 1, 2, 4   3) 2, 3, 4   4) 1, 4

9. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно.

2) Книга осталась (не)прочитана мной.

3) Обнаружен (не)опознанный летающий объект.

4) Он был смешон в этой (не)лепой одежде.

10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Начертите схему этого предложения.

С утра нахмурилось небо( ) и к вечеру будет ненастье.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?

Холодный предутренний ветер (1) прогнавший остатки ночного тумана (2)

сердито помчался дальше (3) раскачивая (4) макушки сосен.

1) 1, 2, 3, 4   2) 1, 2, 4   3) 1, 2, 3   4) 1, 4

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?

Есть (1) как известно (2) два метода творческой работы писателя.

Некоторые долго обдумывают будущее произведение, пишут (3) так сказать

 (4) в голове, другие «творят» на бумаге.

1) 1, 2, 3, 4   2) 3, 4   3) 1, 2   4) 2, 3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые? Начертите схему этого предложения.

Сегодня в области охраны природы активно развивается направление (1) основой (2)которого (3) является экология – наука о взаимоотношении организмов (4) со средой обитания.

1) 2, 4   2) 1, 2, 3, 4   3) 1   4) 2, 3

14. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением,

выраженным причастным оборотом?

1) Капли дождя, которые ярко сверкают на солнце, похожи на крупные слёзы.

2) Посреди сада он увидел фонтан, который был завален опавшими листьями.

3) Первая книга, которая была посвящена закономерностям построения

ораторских выступлений, появилась в Греции.

4) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны.

15. Выпишите предложение, расставив знаки препинания. Подчеркните

члены предложения.

«Календарь это расписание работы солнышка на весь год».

 (Виталий Бианки)



Предварительный просмотр:

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ)

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Акцентологическая норма – рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения.

Трудные случаи в системе норм произношения и ударения

1. Произношение твердого или мягкого согласного перед Е в иноязычных словах.

Запомните нормативное произношение следующих слов:

мягкие согласные произносятся перед Е

твердые согласные произносятся перед Е

брюнет декада декорация кларнет крем кофе музей Одесса патент пресса тенор термин фанера шинель  

альтернатива антенна атеизм ателье детектив интеграция интервью компьютер потенциал тест тире тоннель шоссе эстетика

В современном языке допускается произношение как твердых, так и мягких согласных перед Е в таких словах, как декан, терапевт, террор, критерий, прогресс и др. Однако следует иметь в виду, что основная тенденция в произношении заимствованных слов этого типа состоит в переходе от твердого согласного к мягкому. В связи с меняющейся нормой эталонное произношение подобных слов нужно выяснять в современных орфоэпических словарях.

2. Произношение звука е или о (обозначаемого буквой ё) после мягких согласных.

Запомните нормативное произношение следующих слов:

Произносится е

Произносится о (на письме – ё)

Афера бытие женоненавистник забредший истекший (год, период) крестный ход опека отцветший приведший современный  

Блёкнуть затёкший истёкший (кровью) коммивояжёр крёстный отец манёвры недоумённый новорождённый одноимённый остриё платёжеспособный поблёкший принёсший

3. Произношение слов, в которых ошибки вызваны вставкой лишних звуков либо пропуском или заменой гласных или согласных.

Запомните нормативное произношение этих слов.

Нормативное произношение

Частотная ошибка в произношении

беспрецедентный дерматин дивиденды желатин индивидуум интриган инцидент компрометировать конкурентоспособный констатировать конъюнктура поскользнуться почерк прецедент противень табуретка чрезвычайный эскорт юрисконсульт

*беспрецендентный *дермантин *дивиденты *желантин *индивидум *интригант *инциндент *компроментировать *конкурентноспособный *константировать *конъюктура *подскользнуться *подчерк *прецендент *протвень *тубаретка *черезвычайный *экскорт *юристконсульт

 неправильное произношение.

4. Неподвижноеударение (не меняет место в разных формах одного и того же слова) в следующих словах:

бант (банты, с бантами и т. д.), блюдо, договор, мощность, отрасль, торт, сват, средство, шарф, шофёр.

5. В следующих глаголах в форме пр. вр. ед. ч. ж. р. ударение падает на окончание (наличие любой приставки, кроме приставки вы-, не влияет на место ударения):

брать (брала, подобрала, собрала, забрала и т.д., но выбрала), вить, взять, врать, гнать, гнить, дать, звать, драть, ждать, лгать, лить, драть, спать, плыть, ткать, клясть, жить, понять.

6. В следующих кратких страдательных причастиях в форме ед. ч. ж. р.ударение падает на окончаниевзята, занята, прожита, принята, начата, создана.

Абсолютно недопустима в речи образованного человека ошибочная постановка ударения в следующих словах: (при записи расставьте ударения над выделенными буквами!)

алфавит, давнишний, договор, звонишь (созвонимся, позвонишь и т. д.), каталог, квартал, красивее, кухонный, некролог, облегчить, процент, свёкла, сливовый, соболезнование, статуя, столяр, углубить, усугубить, щавель.



Предварительный просмотр:

1. Проанализируйте текст по плану

1. Вслух прочитайте текст, соблюдая правильную и выразительную интонацию.

2. Сформулируйте основную мысль текста, озаглавьте его.

3. Указать стиль речи.

4. Укажите  языковые средства, характерные для стиля речи, к которому относится данный текст.

Текст №1   

 Каждый понимает следующее - чем больше времени мы проводим в интернете, тем мы хуже делаем собственному организму. Дело здесь и в физическом вреде, конечно,  но, кроме всего прочего, в психологическом. В голландском университете исследователи смогли доказать, что помимо факторов отрицательного влияния Интернета на человека, о которых всем уже давно известно, при перманентном времяпровождении в интернете, человек уже теряет свое чувство юмора, становясь просто не способным шутить. Это относится в основном к подросткам.

Ученые сообщают, что школьник сейчас не может даже рассказать просто анекдот, хотя еще пару лет назад было все совершенно иначе. Ученые говорят, что дети не способны в принципе думать о шутках. Люди, по их словам, забыли об общении и, соответственно, о шутках.

Интернет повинен в этом. Многие почти все время свое проводят непосредственно в сети. Сегодня, когда развитие затронуло абсолютно все сферы, реальное общение сошло, в основном на нет, когда каждый минимум два часа общается в виртуальном мире со своими близкими и знакомыми. Кроме того, люди начали пользоваться в основном короткими шутками, вместо какого-то анекдота.

Текст №2   

Свершилось чудо! Да-да, в буквальном смысле этого слова! В небольшой деревеньке, неподалеку от города Н., курица Ряба снесла золотое яйцо! Хозяева необыкновенной питомицы в восторге и недоумении. Настораживает одно – яйцо не разбивается!  Дедушка с бабушкой не раз пытались разбить скорлупу, но безуспешно. По последним данным нашего корреспондента, пробегавшая мимо яйца мышь задела его, и оно разбилось вдребезги. Какое потрясение! Однако дед с бабушкой не унывают, уникальная Ряба снесла еще одно яйцо, на сей раз простое, но ее хозяева все равно рады.
Оставайтесь с нами, и вы будете в курсе всех последних событий.

Текст №3 

- Береги-и! – завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес.

«А, береги!» - мелькнёт в голове опьяняющая мысль.

Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся по земле стаю собак и ещё сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю – по зеленям, взмётам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспенённую, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в лесу холоднеет и темнеет… пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно. Долго и безнадёжно-тоскливо звенят рога в лесу, долго слышатся крики, брань и визг собак…. Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика.

2. Объясните значение следующих слов иностранного происхождения. Составьте с ними высказывания в научном или публицистическом стиле.

      Альтруизм, апробировать, атрибут,  дизайн,  дискомфорт, импонировать, интеграция, дезинтеграция,  инфраструктура, истеблишмент, категория, компрадор, конформизм,  конъюнктура, лобби, маргинал, ноу-хау,  олигархия,  патернализм, прецедент, толерантность, третировать, феномен, функция, экспансия.

3.  Найдите и предоставьте текстовые отрывки:

а) в научном стиле, б) в публицистическом стиле, в) в официально-деловом стиле, г) в разговорном стиле. По каждому отрывку определите стилеобразующую лексику, характерные для данного стиля словообразовательные и морфологические средства, грамматические модели.

1. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно

2. Орфография использует возможности, предоставляемые графикой. Когда графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания, орфография употребляет для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием только один прием; такое написание и признается правильным, все другие — ошибочными.

Например, звукосочетание (обозначим его латинскими буквами) zanys может быть передано в русской графике четырьмя вариантами: занос — зонос — заноз — зоноз.

В самом деле, в первом предударном слове на месте а и о одинаково произносится а (ср.: калъ — коль), на конце слова звонкий переходит в глухой, и поэтому сиз произносится как с (ср.: вас — ваз); из этих четырех возможных графических вариантов орфографически правильными являются два:

1) занос со значением «наметенный ветром сугроб»;

2) заноз со значением родительного падежа множественного числа от «заноза»; два других написания не встречаются в русской орфографии как обозначение слов.

3. Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать

для этого при изучении произведений его? Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово и что, следовательно, поэт умел только выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко!

4. Петербург, 13 августа, понедельник

Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую непрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров, нервы очень раздражены, а в голове как ту-

ман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело. [...] Точно сон и дремота, и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной — вот что (Достоевский Ф.М.). 

4. Тест:

I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:

1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
2. Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
4. Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.

II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?

  1. Создание картин и образов.
    2. Непосредственное повседневное общение.
    3. Убеждение, воздействие на слушателя.
    4. Точная передача информации.
    5. Передача научных сообщений.


III. Определите жанры художественного стиля речи:

1. Письмо, беседа, записка.
2. Диссертация, конспект, доклад.
3. Очерк, фельетон, репортаж.
4. Резолюция, заявление, докладная записка.
5. Поэма, драма, рассказ.

IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?

1. Риторические вопросы.
2. Неполные предложения.
3. Сложные предложения.
4. Обращения к читателям.
5. Диалог.

5. Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения:

 Актуальный, ажиотаж, адаптация, абсурд, алогизм, абрис, антагонизм.

6. Какими омонимами можно заменить данные слова и словосочетания:

 а) спокойствие – вселенная

б) вид, облик – икона

в) часть речи – совокупность местных говоров

г) сборник географических карт – ткань

д) несложный – вынужденное бездействие

е) изменяться по падежам – нагибаться



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.

Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Данный материал содержит практические занятия при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Они затрагивают, на мой взгляд, наиболее трудные вопросы, возникающие у выпускников при подготовке к экзамену....

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс

Пройдя по данной ссылке, вы получите  информацию, необходимую для подготовки  К ГИА по русскому языку 9 класс...

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку.

В данной папке имеется текст  о Бутурлиновке и тест  с заданиями А7 - В9.   В презентации содержится материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему по высказыванию Н. М. Ша...

"Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе"

В ходе подготовки учащихся к экзаменам, у меня накопился методический материал, который я использую в своей работе. Систематизировав его по отдельным темам, у меня получился «Сборник материалов для по...

Сборник материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для  эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и об...