Повторение и обобщение по теме "Морфология"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Материалы данного урока помогут обобщить, систематизировать и закрепить знания пятиклассников по теме "Морфология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_i_obobshchenie_po_teme_morfologiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 320 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

Тема: Повторение и обобщение  по теме " Морфология".

Класс: 5-й

Предмет: русский язык

Учитель: Ильченко Елена Сергеевна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: повторение  признаков  изученных частей речи.

УУД

Личностные:

Развивать способности соотносить свои слова, действия с общепринятыми моральными нормами.

Регулятивные:

Формировать ситуации саморегуляции, мобилизации сил и энергии, развитие волевого усилия.

Обеспечивать организацию собственной учебной деятельности.

Коммуникативные:

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительного, прилагательного, глагола как самостоятельных частей речи.

Планируемые результаты

Предметные:

знания морфологические признаки самостоятельных частей речи;

уметь определять  морфологические признаки существительного, прилагательного, наречия;

осознать  понятие«части речи»;

уметь выделять орфограммы;

уметь строить алгоритм при выполнении задания.

Личностные:

Проявлять интерес и уважительное отношение к богатству родного языка;

Уметь работать в паре и самостоятельно

Метапредметные:

формировать аналитические способности;

умение логически мыслить, применять знания из других областей

Элементы технологий

Технология проблемного обучения, ИКТ, технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствие класса

Проверка готовности к уроку (1 мин)

Проверка домашнего задания

Проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний и умений

-

Запишите в своих рабочих тетрадях сегодняшнюю дату, классная работа. Оставьте строчку для записи темы.

Постановка проблемной ситуации:

- Запишите слова в тетради (слайд 1)

Словарная работа

Миллион, искусство, янтарный, морфология, берёза, ветер

Какие это слова? Какие орфограммы мы сможем выделить в них? Получится ли у нас их проверить?

Как вы думаете, какое слово будет связано с темой нашего сегодняшнего урока и почему? (Морфология)

Что такое морфология? Что она изучает?

Сейчас я выведу на экран признаки различных частей речи, вашей задачей будет угадать, какие именно части речи имеются в виду.

  1. Может иметь нулевое окончание.
  2. Изменяется по падежам.
  3. Отвечает на вопрос «что?»

1) Изменяется по числам

4) Обозначает признак предмета

  1. После шипящих у этой части речи пишется Ь.
  2. Изменяется по лицам.
  3. Пишется раздельно с частицей «не».

  1. Не изменяется, поэтому не имеет окончания.
  2. Отвечает на вопросы «как», «где», «откуда»?

Части речи, не имеющие не  собственного значения, так как не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, называются…

Мы назвали с вами признаки изученных частей речи,  как будут звучать тема нашего урока?..

Какова цель нашего урока? (Повторить признаки изученных частей речи)   (7 мин.)

Записывают слова, выделяют орфограммы, анализируют

Вспоминают определение термина, по приведенным признакам угадывают части речи

Формулируют тему урока, записывают в тетради, определяют цель

Закрепление материала

  1. . Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы в словах. Какие слова вызвали трудности в написании?

Рядом с Летним садом находит(?)ся самая б…льшая площа…ь Санкт-Петербурга. Сейчас она называет(?)ся Марсово поле. При Петре I поле называлось Потешным. На нём пров…дились занятия воинских ч…стей, а в праз…нич(?)ные дни зажигали фейерверки – потешные огни. Затем поле стали называть Б…льшой луг. А позже, когда за р…кой Мойкой был построен дв…рец Екатерины I, его назвали Царицын луг.  

  1. Задание с взаимопроверкой.

Рядом с Летним садом находится самая большая площадь Санкт-Петербурга. Сейчас она называется Марсово поле. При Петре I поле называлось Потешным. На нём проводились занятия воинских частей, а в праздничные дни зажигали фейерверки – потешные огни. Затем поле стали называть Большой луг. А позже, когда за рекой Мойкой был построен дворец Екатерины I, его назвали Царицын луг.  

(15 мин.)

Переписывают текст, выставляют пропущенные буквы.

Проверяют тетрадь соседа, сверяют с выполненным текстом на слайде, выставляют оценки.

  - Физкультминутка

- Физкультминутка.

Дети выполняют команды учителя.

Тихо встать, повернуться вправо, повернуться влево, встать прямо, сделать шаг назад, сделать шаг вперёд, негромко хлопнуть в ладоши, потянуться вверх, посмотреть вверх, посмотреть вниз, посмотреть прямо, тихо сесть.

Какая часть речи помогала выполнять действия?

 (3 мин.)

Дети отвечают, что выполнять действия им помогало наречие

Актуализация знаний и умений

Возвражение к тексту

Задание 2. В выделенных предложениях найдите существительные, прилагательные, глаголы и наречия, запишите в таблицу. Есть ли в предложения служебные части речи? Какую функцию они выполняют?

Рядом с Летним садом находится самая большая площадь Санкт-Петербурга. Сейчас она называется Марсово поле. При Петре I поле называлось Потешным. На нём проводились занятия воинских частей, а в праздничные дни зажигали фейерверки – потешные огни. Затем поле стали называть Большой луг. А позже, когда за рекой Мойкой был построен дворец Екатерины I, его назвали Царицын луг.  

Произведите морфологический  разбор по одной из каждой частей речи

(10 мин.)

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Выбирают части речи, разбирают.

Двое учеников работают у доски.

Рефлексия

  1. Что мы сегодня повторили?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Что было самым сложным?

 (5 мин.)

Рефлексируют, рисуют смайлики.

   Домашнее задание

Упр. 144


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести  А.С. Пушкина....

Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Методическая разработка интегрированного (русский язык+математика) урока в форме игры, который проводится с участием двух учителей-предметников....

Урок «Повторение и обобщение по теме «Союз»»

Это обобщающий урок в 7 классе. Он предусматривает повторение и систематизацию сведений о союзе; учит детей 7 класса ставить знаки препинания в сложном предложении; способствует развитию монолог...

Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Данный урок позволяет :·        Систематизировать и обобщить знания  по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...

Урок физики в 7-м классе. Повторение и обобщение темы "Силы"

Урок физики в 7-м классе. Повторение и обобщение темы "Силы"...

Повторение и обобщение по теме "Уравнения"

Урок - повторения по теме "Уравнения". Подготовка к ГИА и ЕГЭ....

Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография

Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе  в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия п...