Технологическая карта урока на тему "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Яшкова Анастасия Анатольевна

В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к о теме урока с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии организации учебного исследования (по Н.Б. Шумаковой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy_suhova_1.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 6 класс

УМК, автор программы

 

Учитель

Сухова Анастасия Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 35

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Цель урока

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Методическое обоснование урока

В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к о теме урока с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии организации учебного исследования (по Н.Б. Шумаковой).

ИОС урока

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Учебник – с.

Рабочая тетрадь – с.  задания .


Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Создание эмоционального настроя на урок.

4. Мотивация

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности, происходит совместное открытие тему урока. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока. 

Постановка учебной задачи

Целеполагание

Ребята, наверное, нет человека среди нас, который бы не слышал в свой адрес такие фразы: «Заруби себе на носу», «Не валяй дурака», «На седьмом небе от счастья», «Трещит по швам», ведь так?

Скажите, что это за выражения, именно о них мы поговорим на нашем уроке? (фразеологизмы - устойчивые сочетания слов). Но у нас с вами будет не просто урок, а целая лингвистическая лаборатория, а мы будем ученые-лингвисты.

Ребята, как вы думаете, важно ли изучать фразеологизмы? Почему? Актуально ли это в наше время?  (изучать фразеологизмы очень важно. В них отражено богатство русского языка, история наших традиций. Несмотря на то, что многие фразеологизмы устаревают, на их смену приходят новые. Новые фразеологизмы отражают события нашей жизни. Каждое важное событие находит свое отражение в русской фразеологии: возьмем выражение «выйти на орбиту», появившееся в связи с развитием полётов, означающее «добиться успехов»).

Молодцы, этим мы и займемся в нашей лингвистической лаборатории.

5. Исследование в малых группах

На данном этапе организуется исследование:

- учащиеся распределяются по группам;

- выбирают капитана;

- получают задание;

-  в коммуникативной форме определяются, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить;

- распределяют обязанности;

- выполняют исследования;

- заполняют карту исследования..

Ребята, предлагают вам разбиться на научные группы по 4 человека и выбрать старшего научного работника (капитана) У каждой группы есть карта с номером. Готовая карта по окончанию урока - это ваш продукт, который вы создадите своей научной группой. Мы с вами будем ставить эксперименты. Они помогут нам выяснить, какими отличительные признаки есть у фразеологизмов. После каждого эксперимента мы удет фиксировать признаки в нашу карту. У каждого эксперименты будет ограниченное время. Та научная группа, которая будет правильно и быстрее всех выполнять эксперимент, будет получать баллы.

Эксперимент 1. «Два сапога пара»

Для первого эксперименты вам даны фразеологизмы. Ваша задача подобрать к ним синонимы как можно быстрее. На эксперимент отводится 5 минут. Та научная группа, которая выполнить задание быстрее, поднимает руки.

Бить баклуши- Бездельничать

От горшка два вершка - очень мало

Ни рыба, ни мясо - нечто неопределенное

Ахиллесова пята - слабое место

Сделан из другого теста - отличный от большинства

Ворон считать - быть невнимательным

Строить воздушные замки - мечтать

Как снег на голову - неожиданно

Мозолить глаза-надоедать

От корки до корки - от начала до конца

Ребята, что вы заметили. Что есть у каждого фразеологизма? (у каждого фразеологизма есть синоним. К каждому фразеологизму можно подобрать толкование, оно же и является синонимом. Впишите первое свойство фразеологизмов в свою научную карту.

Эксперимент 2

Попытайтесь разделить данные фразеологизмы на 2 группы и дать каждой группе название.

1 группа (иноязычные) Сизифов труд, нить Ариадны, ящик Пандоры, золотое руно, запретный плод, всемирный потоп

2 группа (русские) Спустя рукава, бабье лето, бабушкины сказки, белены объелся, глаза слипаются, грызть гранит науки

Научная группа, которая быстрее выполнит задание, читает правильный вариант. Какое свойство фразеологизмов можно выделить после нашего эксперимента? (по происхождению фразеологизмы делятся на две большие группы: заимствованные (иноязычные) и исконно -русские (русские)    

Для справок: трудится как вол, трудится как пчёлка, свои пять пальцев, две капли воды.

Представление результатов исследования

Обсуждение выполненных исследований

На данном этапе происходит обсуждение итогов проведенных исследований.

Итак, ребята, мы с вами проделали два важных эксперимента и выделили два свойства фразеологизмов. Эти свойства записаны у вас в научных картах.  (предлагается зачитать свойства той научной группе, у которой больше баллов)

1. у каждого фразеологизма есть синоним

2. фразеологизмы бывают иноязычные и исконно-русские

8. Применение

Учащиеся применяют полученные знания при решении конкретного практического задания

Эксперимент  «Обман зрения»

На экране будут появляться загадочные картинки. На них будут зашифрованы фразеологизмы. Вам нужно отгадать их. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы.  

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...