Урок "Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Хызырова Роксана Флюровна

План-конспект урока в 7 классе на тему "Причастный оборот"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 7 классе.

Хызырова Роксана Флюровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ д.Таштимерово

Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Тип урока: урок-исследование нового материала.

Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:

Образовательные:

  • дать понятие о причастном обороте;
  • формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
  • рассмотреть условия обособления причастного оборота;
  • показать роль причастного оборота в речи.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать умение мыслить самостоятельно;
  • развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию культуры общения;
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать любовь к русскому языку.
  • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.

Структура урока:

  1. Мобилизующий этап.
  2. Этап формулирования темы урока и целей урока.
  3. Актуализация знаний по теме. 
  4. Проверка домашнего задания и взаимопроверка.
  5. Объяснение нового материала.
  6. Закрепление материала.
  7. Информация  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Итоги урока, рефлексия.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  • Устный и письменный.
  • Фронтальный, индивидуальный, групповой
  • Итоговый самоконтроль по теме.

Ход урока

I. Орг. момент. (1 слайд) 

– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все готовы к уроку, молодцы!

II. Мобилизующий этап.

– Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие» И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.

– Откройте наши дневники-исследования (тетради) и запишите число, классная работа.

– Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!

– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом.  Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.

(2 слайд) Запишем тему нашего урока: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».

III. Этап формулирования темы урока и целей урока.

Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:

(3 слайд)

  • Осмыслить
  • Усвоить
  • Научиться

Ученики:

Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.

Усвоить, как выделяется на письме  причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).   

(4 слайд) – И первое задание – оцените ваше эмоциональное состояние на начало урока. (выбрать смайлик).

IV. Актуализация знаний по теме 

Фронтальный опрос:

– Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)

– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?

(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).

– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)

– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).

– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)

– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).

– Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).

– А как? Поясните.

V. Проверка домашнего задания. (5 слайд)

– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами,  отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи птицы

Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).

(6 слайд) Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями)

VI. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы.

Учитель: (7 слайд)

от движущейся колонны                      отразившаяся в озере

к отворившейся калитке                      собирающиеся в стаи

– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

(8 слайд) – Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.

(9 слайд) – Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.

(10 слайд) – Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?

– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).

(11 слайд) Распределительный диктант.

– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:  

а) прич.

+сущ., б) прич. +

сущ.

– Какие из них можем назвать причастным оборотом?

Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.

(12 слайд) – Проверьте себя!

 VII. Физпауза.

– Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы. Зарядка для глаз.

 (13 слайд) – Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.

За полем расположена усадьба, заросшая цветами.

Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.

За полем расположена заросшая цветами усадьба.

– Найдите причастные обороты

– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).

– Обозначим это графически.

– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).

– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).

– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.

– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).

– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).

– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.         

– Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике, прочитайте правило.

Подведем итог:

– Что такое причастный оборот?

– Что такое определяемое слово?

– Каким членом предложения является причастный оборот?

– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

 (14 слайд) Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (знакомит с алгоритмом). Раздать памятки.

VIII. Закрепление изученного материала

 (15 слайд)

Работа с текстом. (коллективная и в парах). Это задание дополнительное, если позволит время, если времени не хватит этот вид работы можно провести на следующем уроке.

 (16 слайд) 

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Сегодняшнее исследование успешно завершено!

– Какие открытия были совершены?

– Определим, какие цели урока уже реализованы.

Ученики:

Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);

Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

 (17 слайд) 

X. Домашнее задание.

Упражнение 89, стр.47

XI. Выставление отметок за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр исследования русского языка

Слайд 2

Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Слайд 3

Цель урока: Осмыслить, что такое причастный оборот, как употребляются предложения с причастным оборотом в речи. Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот. Научиться находить и выделять причастный оборот.

Слайд 4

Проверяем домашнее задание! Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами, отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи

Слайд 5

Взаимопроверка От движущ ей ся коло нн ы, спускающ ие ся г и рляндами, отр а зивш ая ся в озере луна, к отворивш ей ся к а литке, осыпающ ими ся листьями, соб и рающ ие ся в стаи «5»- нет ошибок «4»- 2 ошибки «3»- 3-5 ошибок «2»- 5 ошибок и более

Слайд 6

Сравните! От движущейся колонны К отворившейся калитке Отразившаяся в озере Собирающиеся в стаи x x x x какой? какой? где? как?

Слайд 7

В словосочетании причастие может выступать в качестве Зависимого слова Г лавного слова (к которому задаём вопрос) (от которого задаём вопрос)

Слайд 8

ЗАПОМНИТЕ!!! Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами: Проверенное учителем упражнение Какое? х х Упражнение , проверенное учителем , … Х п.о. п.о. Кем? Какое?

Слайд 9

Сколько зависимых слов в причастном обороте? В словосочетании, где причастие является главным словом, может быть не одно, а два и более зависимых слова. 1. Увлекающийся музыкой - 2. Стелющийся над рекой. 3. Задержанный на улице.

Слайд 10

Прич. + сущ. + Прич. + сущ. Бегущий мальчик, бегущая по волнам, падающие листья, нарисованная картина, нарисованная мной, исполненная ученицей, исполненная песня. X X

Слайд 11

Проверь себя! Бегущий мальчик Падающие листья Нарисованная картина Исполненная песня Бегущая по волнам Падающие с кленов Нарисованная мной Исполненная ученицей X X X X X X X X какой? какие? какая? какая? где? что? откуда? кем?

Слайд 12

Запишите предложения! За полем расположена усадьба, заросшая цветами . Усадьба, заросшая цветами , расположена за полем. За полем расположена заросшая цветами усадьба. X X X п.о . п.о п.о. какая? какая? какая?

Слайд 13

Физ.минутка Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем

Слайд 14

Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении Снег, лежавший на деревьях и крышах , растаял. X какой? п.о.

Слайд 15

Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо: 1.Найти в предложении причастие ( и подписать над ним : прич. ). 2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик Х ). 3. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия. 4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон . 5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ. Образец: Снег, лежавший на деревьях и крышах , растаял. X какой? п.о.

Слайд 16

Домашнее задание Параграф 14, Упр.89, стр.47.

Слайд 17

Рефлексия Осмыслили, что такое причастный оборот. Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот. Научились находить и выделять причастный оборот.

Слайд 18

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Чтобы оборот не взял в оборот"

В статье поднимается вопрос о разграничении причастных и деепрчастных оборотов....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....