Урок-путешествие по теме «Словообразование»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Пузикова олеся Казимировна

Урок-путешествие по теме «Словообразование» в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект82.75 КБ
Файл презентация2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по теме «Словообразование» в 5 классе.

Цели урока:

         1.Повторить:

              - что такое словообразование;

              -изученные по теме орфограммы.

         2.Продолжить работу над формированием умений:

              -находить однокоренные слова;

              -отличать формы слова и родственные слова;

              -определять грамматическое значение слова по окончанию;

              -выделять части слова и проводить морфемный разбор;

              -правильно записывать слова на изученные орфограммы;

        3.Работать над формированием коммуникативных и творческих умений учащихся.

        4.Развивать творческую активность и познавательный интерес учащихся к предмету.

Ход урока.

1. Организационный момент. (Мобилизующий этап)

 Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением! Ребята, обратите внимание на елочку у нас на доске (на доске прикрепленапустая елка). У каждого из вас есть шарики разного цвета (лежат на парте). Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь украсить нашу елочку.

После того, как ребята прикрепили шарики:

- Тех, кто выбрал

Желтый шарик, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный шарик - желают общаться.

зеленый шарик– проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Елочка преобразилась, с помощью вас она окрасилась в разные цвета.

Красота еезависела от вас, ваших стремлений и ожиданий.

А красота выполненной работы сегодня на уроке будет зависеть от вас

Надеюсь, что вы приложите максимум старания, фантазии при выполнении работы. Желаю вам всем получить пятёрки сегодня на уроке!

Итак. За дело!

Открываем тетради, записываем число, классная работа.(Слайд1)

            Работа с тетрадями: запись числа, классная работа

2.Обратите внимание на экран (2 слайд):

Слово делится на части, ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей делать слово из частей,

На конце любого слова окончанье ищет Вова.

Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.

Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,

И при помощи приставки образуются слова.

После корня он стоит, перед окончанием

Если его заменю, другое слово получу.

Обозначу уголком, называю суффиксом.

-Чем мы будем сегодня заниматься? (Словообразованием.)

- Давайте вспомним, что изучает раздел «Словообразование». (От чего и с помощью чего образованы слова)

-Ребята, скажите, пожалуйста, чем отличаются слова шумный и бесшумный? (значением слова,в слове бесшумный есть приставка)

-А чтобы определить какую приставку написать бес или без   что нам поможет? (правило)
- Получается с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема (с орфографией)
- Что изучает орфография? (правильное написание слов)
- Для чего нужна орфография? (чтобы правильно, без ошибок, писать слова)
- Каким образом связано словообразование с орфографией? (мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания)

У нассегодня последний урок по этой теме.

- Что мы должны сделать сегодня на уроке? Какие задачи поставим?

                          Ответы учащихся, 2 слайд

- Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Словообразование»

- Повторить орфограммы, изученные в разделе;

- повторить разбор слова по составу;

- подготовиться к контрольной работе.

Групповая работа.

-Итак, мы вспомнили, что словообразование –это раздел, изучающий способы образования слов, а теперь посмотрим какие это могут быть способы и как от одного слова могут образовать множество слов, образуя словообразовательные цепочки

1. Птенцы выпали из гнёзд. Слайд 3

- Сегодня ночью был сильный ветер, он так качал верхушки деревьев возле нашей школы, что маленькие птенцы, которые только научились летать не удержались на веточках. Пожалуйста, помогите им вернуться назад! (На каждой бумажной птичке написано слово, необходимо сгруппировать их по словообразовательным цепочкам)

 (Собрать на столах, а потом прикрепить на доску) Выделить в них морфемы

1 гнездо: вода, водный, водяной, подводник.

2 гнездо: берег, бережок, побережье, набережная.

А теперь у каждого на столах в карточке такое же задание, распределите в правильном порядке слова и запишите их в тетрадь, выделите морфему, которая добавилась в слове и запишите способ образования (выполнение задания самостоятельно)

Микроитог

Слайд5

Мы уже знаем, что слово состоит из морфем, а морфемы — это значимые части слова. И значит, нам интересно – какие именно морфемы присутствуют в этом конкретном слове. То есть, какой у слова состав.

Состав слова нам помогает прояснить морфемный разбор.А понять, как образовалось слово, нам помогает словообразовательный разбор. При словообразовательном разборе мы как бы вынуждаем слово рассказать нам, как оно получилось и какие слова были его предками.

Давайте, вспомним как вы умеете делать морфемный разбор слова, а затем словообразовательный. Слова записаны на доске с пропусками.

-Слова взяты из диктанта, который нам с вами предстоит написать. (1 учащийся у доски)

Задание

Вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограмму, сделать морфемный разбор.

Заросли, бесшумный, листьях, расположить, избушка.

Произведем словообразовательный разбор слова избушка

1.Избушка-изба +ушк(а)-суффиксальный способ.

2.Расположить-рас+ положить-приставочный способ.

Микроитог

2.Соберите рассыпанные слова.

- Ребята! В нашу школу пришло письмо от профессора Ардалиона ПафнутьевичаВсезнайкина. (Учитель показывает конверт с письмом). Вот что он пишет:

SOS! Спасайте! Помогайте!  Выручайте!

Дорогие ребята!

Пишет вам профессор Всезнайкин. У меня случилось большое несчастье. Я уронил на пол толковый словарь русского языка, и все слова из него рассыпались. Но некоторые слова я все - таки собрал, а некоторые потерялись среди других слов и очень умело замаскировались. Я обращаюсь, великие знатоки русского языка, подрастающие академики! Выручайте! Умоляю, найдите замаскированные слова. Высылаю их приметы:

Давайте поможем, ребята!

(Читают получившиеся слова по группам, открывать слайд с разгаданным словом, все выделить .)

  1. приставка как в слове подсолнечный,

      корень как в слове осинка,

суффикс как в слове малиновый,

суффикс как в слове домик

      окончание как в слове стол. (Подосиновик)Слайд 6.(приставочно- суффиксальный)

Давайте запишем эти слова в тетрадь, выделив все морфемы и записав способ образования

2. От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружоксуффикс.

Окончание как в слове слон

 Какое слово получилось?  (подарок)

3 корень как в слове воздух,

соединительная гласная О,

корень как в слове плавание,

суффикс как в слове кусать,

     суффикс как в слове учитель,

окончание как в слове кот. (Воздухоплаватель). Слайд 8. (Сложение основ+ суффикс)

4 корень как в слове мышиный,

 соединительная гласная Е,

     корень как в слове подловить,

суффикс как в слове приманка,

     окончание как в слове бусинка. (Мышеловка). Слайд 9.(Сложение основ+ суффикс)

-Ребята,а как называются два последних слова, что мы разгадали? (Сложными)

-А почему? (состоят из двух слов, из которых взяли основы и соединили). Приведите примеры таких же слов(ответы детей).

Молодцы, ребята!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 10, со звуком моря)

Море волнуется - раз,

море волнуется - два,

Море волнуется - три,

Фигура КОРЕНЬ – замри (учащиеся показывают фигуру КОРЕНЬ, то же самое с фигурами ОКОНЧАНИЕ, ПРИСТАВКА и т.д.)

-Продолжаем наше путешествие.

- Давайте еще раз вспомним, что такое орфография?

- Докажите, что большая часть орфограмм связана с словообразованием.

/Ответ: чтобы правильно написать слово необходимо знать его состав: приставку, корень, суффикс, окончание/

Вспомним, какие правила правописания мы изучали в разделе «Словообразование»СЛАЙД 11

- правописание неизменяемых приставок,

- правописание приставок на З и С,

- правописание корней с чередованием ЛАГ – ЛОЖ,

- правописание РАСТ, РАЩ – РОС,

- правописание О-Ё после шипящих.

Я предлагаю Вам сыграть в прятки с буквами З и С.

Ребята! Буквы З и С, как вы видите, уже спрятались. Вам нужно найти их и вставить в слова.

- Но сначала давайте вспомним, в каком случае в приставках пишется буква З, а в каком С?

-В каких словах нет приставки, и они начинаются с З? (здесь, здоровье, здание).

Перед вами карточка, вы вставляете пропущенные буквы, выделяете орфограммы.

 Делают самостоятельно.

Карточка 1

Бе…жалостный, и…портить, в…дыхать,ра…жимать, в…порхнуть, ра…носить

Карточка 2

Бе…шумный, бе…цельный, и…кусать, ра…гадать, …дание, и…чезать.

Проверка на экране, исправление ошибок.Слайд12

-Поднимите руки у кого не было ни одной ошибки?

-У кого было две ошибки?

-У кого три?

-А кого больше?

-Повторите дома правило, чтобы в контрольной работе не допустить ошибок.

-Мы вспомнили правописание приставок, а теперь давайте вспомним правописание корней.

Слайд 13

- Корни лаг и лож? (ответы детей)Искл.: полог

-Раст, ращ, рос? (ответы детей) Искл.: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль.

Слайд 14

Работа с текстом

-У вас на столах лежит текст-письмо, друзей д. Федора из мультфильма «Простоквашино»,почтальон Печкин ничего не понял в нем, так как там допущено много ошибок, помогите Печкину. Найдите ошибки и исправьте их. Исправляем прямо в листках.

(текст распечатан)

«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным поругались, не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предлогаетслогать. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»

Проверка по словам от каждой группы по слову,устно.

Слайд 15 .В гостях у добрых бабушек О и Ё.

-Ребята, вы потрудились, устали. Предлагаю вам пойти в гости на чай к добрым бабушкам О и Ё.Решите, к какой бабушке вы идете. Вытянуть лист с буквой.Но не с пустыми руками, с пирожками! Я их уже испекла. Та команда, которая идет к бабушке О, ищет пирожок со словами с О, а та, что идет к бабушке Ё, словами с Ё.Выходим по одному, выбираем, вставляем букву и прикрепляем к корзине.

-Каким правилом вы будете пользоваться?

На экранеслова, на столах пирожки со словами вписать букву, пирожок прикрепить к корзине на доске.

Слова:1. Уч..ный, в..рстка, ч..рточка, капюш..н, печ..нка, ш..рох, ж..луди, пч..лы, ш..ссе, сч..т, маж..р ш..лк, ш..в, ш..колад, уч..ба,  расч..ска, трущ..ба,тяж..лый, ж..сткий, ш..рты,щ..ки, крыж..вник

Картинка 29 из 14402

Микроитог

Если останется время сделать задание из резерва.

Рефлексия.

Посмотрите, ребята, чего под нашей елочкой не хватает? (подарков). Правильно. Подумайте все ли на нашем уроке у вас получилось,если все было понятно- ваш подарок зеленого цвета, если остались моменты, которые были непонятны- ваш подарок желтого цвета, а если тема так и осталась вам непонятна -красного цвета. Расположите вашподарок под елочкой.

- Сегодня мы говорили о словообразовании и о частях слова и показали свои знания по этим темам.

-Помните, чтобы понять, как образуются слова в русском языке, надо знать его состав, т.е. из каких частей оно состоит.

Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

А теперь, внимание,

Слайд 16

Домашнее задание:Те, кто выбрал подарок зеленого цвета выполняют задание 1

Сочините дома сказку «В некотором царстве, в Словообразовательном государстве…»

Те, кто выбрал подарок желтого цвета выполняют задание на карточке №1

Те, кто выбрал красный цвет подарка, выполняют задание на карточке №2

Резерв:

Задание: если в корне “А” - хлопаем в ладоши, если в корне “О” – топаем ногами, буква Ё- молчим

  • Прил…гать усилия
  • Сл…жить вещи +
  • Р…сти крепким
  • Аккуратный ш..в
  • Отл…жить празднование +
  • Возл…гать надежды
  • Предл…жить блины +
  • Выр…щенный ребятами
  • Вкуный ш.. колад
  • Безотл…гательное дело
  • Зар…сли сирени +
  • Р…стительное масло
  • Радостное предпол…жение +
  • Красивое растение
  • Шумная трещ..тка,
  • Задумчивый ш.. фер,
  • Ч.рный угол


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцатое ноября. Классная работа.

Слайд 2

Слово делится на части, ах, какое это счастье! Может каждый грамотей делать слово из частей, На конце любого слова окончанье ищет Вова. Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет. Перед корнем есть приставка, слитно пишется она, И при помощи приставки образуются слова. После корня он стоит, перед окончанием Если его заменю, другое слово получу. Обозначу уголком, называю суффиксом.

Слайд 3

Задачи урока - Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Словообразование» - Повторить орфограммы, изученные в разделе; - Повторить разбор слова по составу; - Подготовиться к контрольной работе.

Слайд 5

Тридцатое ноября. Классная работа.

Слайд 6

ПОДОСИНОВИК

Слайд 7

ПОДАРОК

Слайд 8

ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ

Слайд 9

мышеловка

Слайд 11

Тридцатое ноября. Классная работа.

Слайд 12

1. Правописание неизменяемых приставок. 2. Правописание приставок на З и С. 3. Правописание корней с чередованием ЛАГ – ЛОЖ. 4. Правописание РАСТ, РАЩ – РОС. 5.Правописание О-Ё после шипящих.

Слайд 13

Бе з жалостный, и с портить, в з дыхать, ра з жимать, в с порхнуть, ра з носить Бе с шумный, бе с цельный, и с кусать, ра з гадать, з дание, и с чезать.

Слайд 17

«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным поругались, не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли . Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предлогает слогать . Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить . Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»

Слайд 20

Домашнее задание: Зеленый подарок Желтый подарок Красный подарок Сочините дома сказку «В некотором царстве, в Словообразовательном государстве…» Карточка №1 Карточка №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – путешествие по математике Тема урока: «Сложение двузначных чисел в пределах 20 без перехода через разряд». 2 класс

Урок – путешествие по математике. Тема урока:«Сложение двузначных чисел в пределах 20 без перехода через разряд». 2 класс....

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок-путешествие+презентация на тему "Летний отдых"(7 класс).

Дети в форме игры-соревнования совершают путешествие в Шотландию, к замку, где живёт шотландская королева....

Урок « Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография»)( не ФГОС)

« Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография») Дети любят приключения, и именно это их ожидает на данном уроке. Задания простые, доступные каждому учени...

Урок – путешествие. 5 класс. Тема « Глагол. Обобщение пройденного».

Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе....

Урок -путешествие "Словообразование"

Данная форма урока выбрана с целью повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. Ресурс  включает методическую разработку, презентацию, дидактический материал: ...

Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Урок-путешествие. Повторение по теме «Имя существительное».

В игровой форме повторить все об имени существительном. Узнать, что называется функциональной грамотностью....