Урок -путешествие "Словообразование"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Данная форма урока выбрана с целью повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. 

Ресурс  включает методическую разработку, презентацию, дидактический материал: тест  «Корни с чередованием», тест «Правописание приставок».

Данный урок является завершающим в разделе «»Словообразование. Орфография».

Форма путешествия позволяет охватить  максимальное количество изученных орфограмм и качественно подготовиться к  контрольной работе по разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc376.5 КБ
Файл urok-puteshestvie_slovoobrazovanie.rar2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Фисивная Любовь Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 16» г. Балаково Саратовской области

Урок-путешествие по теме « Словообразование. Орфография»

Данная форма урока выбрана с целью повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. 

Ресурс  включает методическую разработку, презентацию, дидактический материал: тест  «Корни с чередованием», тест «Правописание приставок».

Данный урок является завершающим в разделе «»Словообразование. Орфография».

Форма путешествия позволяет охватить  максимальное количество изученных орфограмм и качественно подготовиться к  контрольной работе по разделу.

Методическая разработка урока

урока русского языка для 6 класса.

Тема: Словообразование. Орфография.

Повторение изученного в разделе. (слайд 1)

             

Тип урока: повторение изученного в разделе.

Форма организации работы с учащимися:  урок – путешествие. (соревнование команд)

Дидактические материалы: тест  «Корни с чередованием», тест «Правописание приставок».

Цели:

1) образовательные: обобщить изученный материал по разделам русского языка (фонетика, морфемика, орфография); формировать умения применять полученные знания на практике; 
2) развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; 
3) воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
(слайд 2)

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Словообразования». Впереди нас ожидают самые необычные острова. Мы побываем в гостях у других племен, вступим в состязание с самозванцами, примерим враждующие племена, посетим далекие острова.

Но нам непременно нужно найти  остров «Словообразования, чтобы стать еще грамотнее и образованнее». (Слайд 3) 

Разделитесь  на команды. Будем помогать друг другу! И еще, на  протяжении всего путешествия  нам будет помогать  дипломат  - Правило. Отправимся мы с вами на корабле  «Знание».  За каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл. В конце урока мы посчитаем баллы и получим только отличные оценки!

Итак, в добрый путь.  

1. Дипломат Правило ведет нас на корабль. Как вы понимаете слово дипломат, а может дипломант? Как называются такие слова» (паронимы) . Входным билетом станет блиц-опрос.

1. Блиц – опрос. (слайды 4, 5,6) Проверка (слайд 7)

1 команда

2 команда

В какой разделе  науки о языке изучается, с помощью чего образовано слово. (словообразование)

как называется наука о языке, в которой изучается, из каких значимых слов состоит слово? (морфемика)

Какие морфемы изучаются в разделе «Словообразование»? Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Назовите неморфологические способы образования слов (переход слов из одной части речи в другую)

Назовите виды разбора слова. (морфемный, словообразовательный, этимологический)

Что относится к морфологическому способу образования? (приставочный,  суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ,  сложение целых слов, сложение начальных букв, сложение начальных звуков.))

Слайд 8 – карта.

  1. Остров корневых морфем. (слайд 9), проверка (слайд 10)

Приближаемся к острову Корневых морфем. Объединим враждующие племена. В приведенных словах представлены два омонимичных корня . Разбейте их на два гнезда по лексическому значению ( по 1 б за каждый правильный ответ)

1 команда           - вод -

2 команда              -гор-:

заводь,

горка,

водный,

 горец,

заводной,

загорелый,

проводка,

горение,

проводник,

горный,

вывод,

выгоревший,

подводить,.

гористый,

водяной,

горючий,

Безводный,

предгорье,

подводный,

пригорок,

водитель

пригорать

слайд 11 - карта

3. Посещение племени чередующихся гласных.

 (слайд 12 - 16), проверка (слайд – 17)

 Подъезжаем к племени Чередующихся гласных. На этом острове томятся заточение два племени: корни с чередование гласных о и а, «ослиные» корни. К нам на помощь пришел Правило. Освободим заложников, поможем им вернуться домой. Отгадайте загадки устно, выпишите  слова, в которых есть корни с чередованием: 1 команда    о – а, 2 команда     е - и

1. Постелю рогожку, посею горошку, 
пол
ожу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)

2.  Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)

3. Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром уст
илает. (Снег.)

4.  Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

5.  Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)

6.  Летают, кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают и тут пропадут. 
(Листья.)

7.  Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)

8.  Чудо с чудом сошлось кругом:
дыр много, а выск
очить некуда. (Решето.)

9.  Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)

10 ) Пришла из лесу птичница кур посчитать. (Лиса.)

Физкультминутка. (слайд 18, 19, 20)

Слайд 21 – карта.

Выбираемся из ловушки!  (слайд 22) Тест раздается на листочках по вариантам.

Корни с чередованием. В 1

1.

В какой строке во всех словах следует писать букву О?

пол..жить, заг..релся, к..сается

притв..ряться, уг..релый, з..ря

скл..нение, неук..снительно, р..стение

прик..снуться, отл..жить, подр..сли

2.

В какой строке во всех словах следует писать букву А?

пол..гаться, з..рница, р..сток

выр..щенный, приг..рело, з..рянка

отр..слевой, р..стениеводство, к..сательная

разл..жить, водор..сли, прил..гательное

3.

В каких  словах следует писать букву А?

перег..рели

оз..рять

отр..стить

отл..жить

притв..рить

4.

В каких  словах следует писать букву 0?

прил..жение

прик..саться

накл..ниться

з..рница

раств..ритель

5.

В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

обг..рел, под..рить, оз..ренный

пор..сль, откл..нение, предл..жение

выр..сший, неприк..сновенный, зап..сной

предпол..гать, р..сточек, упл..тнение

6.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

заг..родил, под..рожник, прил..гать

отр..сти, обр..мил, м..торный

ф..рфор, оз..рить,  неустр..шимый

м..роз, скл..нение, обл..ко

1.

Корни с чередованием. В 2

В каком ряду во всех словах нужно писать букву А?

Пл..вцы, изл..гать, скл..няться

Попл..вок, оз..ренный, заг..релый

З..рница, обм..кнуть, утв..рь

Прил..гательное, непром..каемый, откл..нение

2.

В каком ряду во всех словах нужно писать букву О?

Скл..няться, заг..реть, держать р..внение

Р..внина, пром..кашка, нар..стить

Изл..жить, нераств..римые, ск..чок

Прик..снуться, прекл..няться,  зар..внять

3.

В каком ряду во всех словах нужно писать букву А?

Сотв..рить, пор..сль, з..ря

Предпол..гал, пл..вучего, приск..кал

Оз..ренный, г..рел, р..внялись

Ур..вень, в зар..слях, ск..кал

4.

В каком ряду во всех словах нужно писать букву О?

Пл..вчиха, к..саться, отр..сль,

Р..внина, пром..кательный, уг..реть

Покл..ниться, р..сток, ср..внять

Р..весник, р..стовщик, предпол..гать

5.

В каком ряду пропущена одна и та же буква?

Пан...рама, тв...рить, р..сток

Зар..сли, к..сание, р...стовщик

Выр...щенный,  к..са, р..внина

Подр...стковый, заг...рел, утв..рь

6.

В каком ряду во всех словах  пропущена буква в корнях с чередованием?

Пол...жить, к..совица, изб..рательный

Усл..жнить, перег..реть, накл..нить

Выр..стает, г..ристый, нат..рать

Попл...вок, скл...нение, нач...нать

Слайд 23 – карта.

4. Самозванцы. (слайд 24, 25) , проверка (слайд 26)  

Благодарные племена проводили своих спасителей.  И вдруг, откуда ни возьмись самозванцы. Правило рассказал нам одну историю: не всегда легко определить самозванца. Однажды я встретился с двумя такими: угол – укол. Кто из них самозванец? Правило продолжил свой рассказ. Всю ночь я анализировал, рассуждал. Слово угол явно непроизводное, не образовалось же оно от слова гол! От него можно образовать целый ряд однокоренных: уголок, угловатый, треугольник... Продолжите сами, если захотите. А вот с уколом не все так просто. Ведь когда получается укол? Когда кто-то кого-то уколол, чаще всего врач больного. Получается, что укол – производное от глагола уколоть! Так ведь? Вот и найден самозванец.
Стали мешать нашему путешествию, но кто они эти самозванцы. Это те, которые только внешне кажутся непроизводными, а на самом деле очень даже производные. Найдем их!  
Маленькая подсказка. Будем рассуждать так: чтобы получился ход, надо сначала начать ходить; чтобы получилась тишь, нужно, чтобы сначала все стало тихим
Таким способом образуются обычно только существительные – от глаголов или прилагательных

Лед,

мелочь,

синь,

даль,

клев,

удар,.

мед,

доклад,

взгляд,

проход,

бег,

разбег,

рожь,

коготь,

сушь,

угон,

мена,

топь,

мир

выход

Слайд 27 - карта

5. Остров приставок. (слайд 28, 29), проверка (слайд 30)

У нас прекрасное настроение. Пребывая в хорошем расположении духа мы пристали к острову Орфография. На этом острове живут две сестрицы – приставки пре- и при-.

Правило рассказал нам историю их жизни.  Жили-были в стране Орфографии две сестры-приставки. Одну звали Пре, а другую – При. Жили они, поживали, но с самого детства они были очень разные.
Пре была очень жадной и хвастливой. Ей всегда хотелось все делать лучше всех. А от зависти к сестре она даже преграждала ей путь к знаниям. И, как каждая большая хвастушка, любила покрасоваться перед всеми своими успехами и достоинствами. 
В отличие от Пре, При была очень скромной и доброй. Из-за ее хорошего отношения ко всем окружающим все хотели все время быть с ней вместе, спрашивали у нее совета и просили помочь по хозяйству. Всегда все дела При доводила до конца и не стремилась быть первой. Была она вся в заботах, и времени у нее было очень мало.
Так жили они да жили, но вот настало время распределять между ними обязанности (ведь каждая морфема в стране Орфографии имеет свое значение). Так все договорились: Пре захотела употребляться в значении «очень» (и только потому, что была хвастливой). А так как она дружила с приставкой Пере, то для простоты запоминания сказала, что будет писаться и в тех словах, где вместо нее может стоять ее подружка.
Поскольку все «лучшие» возможности забрала себе Пре, сестра При согласилась, что будет указывать на приближение, действие, совершающееся в интересах кого-то другого. Но их мама объявила, что ей можно доверить и доведение дел до конца, и действия, сделанные совсем немного, чуть-чуть, а еще и совмещение двух действий.
Поможем сестрам найти слова-союзники.  А в корабельном дневнике опишем свой визит  к президенту этого острова.

1 команда выписывает  слова с приставкой при-, вторая команда выписывает слова с приставкой пре-


НА ПР_ЕМЕ У ПР_ЗИДЕНТА.

На приеме у пр_зидента было много пр_морских гостей. Пр_зидента пр_ветствовали пр_поднятыми руками. Пр_зидент пр_сел на пр_чудливый стул. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, переругивались, пр_вставали, пр_седали. Пр_зидент пр_кратил заседание. Оно возобновилось, когда все попр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_морским гостям за пр_стройку, которую они пр_делали к пр_зидентскому дворцу. Пр_морские гости захлопали так, что пр_зидент аж пр_вскочил со своего пр_восходного стула. Заседание пр_зидиума закончилось, все разошлись, и пр_зидент пр_лег отдохнуть на роскошном мягком-пр_мягком диване.

Слайд 31- карта.

6. Гавань сложные слова. (слайд 32, 33, 34), проверка – слайд 35

 Мы с успехом справились и с этим испытание, дальше наш корабль держит путь в гавань «Сложные слова» А там кого только нет! Все сказочные герои собрались в одном месте. И уже несколько дней ждут отплытия на Родину. Мы вызвались помочь и им. В каком направлении их отправлять? Для этого надо объяснить, почему их так зовут: Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?

1 команда

2 команда

1) Синеглазка;

2) Златовласка;

3) Белоснежка;

4) Черномор;

5) Мойдодыр;

 6) Мальчик-с-пальчик;

7) Золушка;

8) Жар-птица;

9) Незнайка;

10) Людоед;

11) Конек-Горбунок;

12) Снегурочка;

13) Дед Мороз

14) Красная Шапочка.

Слайд 36 – карта.

7. Острова Ы и И. (слайд 37, 38) проверка - 39

Попрощавшись с сестрами, мы отправились на острова Ы и И. Чтобы попасть на острова необходимо знать пароль. Если в слове после приставки пишется буква И , поднимаем  вверх правую руку, если нет – сидим с опущенными руками. Ошибающийся выбывает. Правильно прошедшие испытание ставят себе 3 балла. Графически покажите выбор орфограммы. От..скать квартиру, меж..нститутский турнир, роз..грыш лотереи, роз..ск, преступника, из..скания геологов, сверх..нтересное мероприятие, пред..дущий сезон. меж..здательский, сверх..мпульсивный, суб..нспектор, контр..гра, транс..орданский, дез..нфекция, супер..нтересный, пост..мпрессионизм, пан..сламизм об..скать, . Спорт..нвентарь, мед..нститут, фин..нспектор, пред..стория, меж..нтернатский, без..нициативный, спорт..гра, сверх..зобретатель.

Слайд 40 - карта

8.Острова словообразования. (слайд 41)

 Берем курс на Родину. Для этого нам нужно пройти таможню острова Словообразования. Для этого мы должны решить тест. Время 5 минут. Решение тестов по вариантам.

1В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града 
 бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать 
 о..далённый, на..треснутый, на..пиленный 
 из..мать, дез..нформация, от..граться 

 2В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 в …дании театра, не…доровый вид, бе…жизненный 
 пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление
 спорт...нвентарь, контр...гра, без…звестный 
 в...южный, с...ёмка, от…явленный 

 3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 пр…одолевать, пр…лежание, пр...беречь 
 с…митировать, без…мянный, с…грать 
 нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник 
 об…ективный, под...ем, интер…ер 

2 вариант

 1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 грузопод...ёмность, из…явить, в...юга 
 переи…дание, во…главил, ра…четливый 
 пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться 
 чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать 

 2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 и…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать 
 на пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание 
 меж…нститутский, без…мянный, из…скать 
 кинос..емка, раз..яренный, суб…ективный 

 3В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

 вз…мать налоги, без…нерционный, раз…скать 
 из…бличить, от…гнать, пр…дедушка 
 пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму 
 в …дании вокзала, ра…бираться, бе…компромиссный 

Подведение итогов.  Слайд 42Какое увлекательное путешествие у нас получилось. Где же мы побывали? Что нам запомнилось? Подведение итогов. Посчитайте количество баллов, набранных за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...