Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Иргит Алдынай Лебенчуковна

Цели урока:

Образовательные: дать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формировать умение находить обобщающее слово; познакомить обучающихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Развивающие: совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом, однородными членами предложения; совершенствовать навыки правописания, слов проверяемой и непроверяемой гласной в корне; развивать культуру речи обучающихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и родному языку; учить детей восприятию прекрасного; воспитать ответственность за групповое решение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шуурмакская средняя общеобразовательная школа

МР «Тес-Хемский кожуун РТ»

Технологическая карта

урока русского языка в 8 классе по теме:

«Обобщающие слова при однородных членах предложения

и знаки препинания при них»

Разработка учителя русского языка и литературы

 Иргит Алдынай Лебенчуковны

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Цели урока:

Образовательные: дать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формировать умение находить обобщающее слово; познакомить обучающихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Развивающие: совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом, однородными членами предложения; совершенствовать навыки правописания, слов проверяемой и непроверяемой гласной в корне; развивать культуру речи обучающихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и родному языку; учить детей восприятию прекрасного; воспитать ответственность за групповое решение.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить обобщающие слова в предложениях, расставлять знаки препинания.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника. Формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по сложности заданиями.

Личностные: умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Организация внимания всех учащихся, эмоциональный настрой на урок

«Круг добра»

Соприкасайтесь пальцами рук:

Большой палец – желаю,

Указательный – успеха,

Средний – большого,

Безымянный – во всем,

Мизинцами – и везде

Ладонью – Здравствуйте!

Подготовка класса к работе

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Синтаксическая пятиминутка

Медленно и бесшумно она пересекла гостиную и взяла большую обрамлённую фотографию.

(пов, невоскл, простое, 2 сост, распр, полное, осл.  ОЧ)

  1. дать значение слова обрамлённую (по словарю Ожегова);

-  окружить как бы рамкой

  1. какая часть речи; (стр прич. пр. времени)
  2. разбор слова по составу; (обрамлённую,  обрамлять)

  1. способ образования слова; (приставочно-суффиксальный)
  2. объяснить орфограмму Н и НН а причастиях (есть суффикс, кроме НЕ)
  3. подобрать синонимы (окаймлять, окружить, оправить, обвести)

ОЧП являются синтаксическими средствами выразительности, позволяющие:

А) подчеркнуть различные качества чего-либо;

Б) увидеть динамику действия;

В) в  деталях увидеть, услышать, понять что-либо.

Выполняют задания

3

Постановка учебной задачи

Игра «Скажите  одним  словом»  (Найдите общее наименование данных слов)

  1. Лошадь, мышка, лев (животные)
  2. Глобус, книги, ранец (школьные принадлежности)
  3. Рисующий мальчик, читающий мальчик (совершение действия)
  4. Существительное, глагол, союз (части речи)

- Чем будет являться эти слова по отношению к этим словам?  (Обобщающим словом).

- Совершенно верно. Теперь Вы сами можете сформулировать тему нашего урока.
- Кто попробует? (Обобщающие слова и однородные члены).

- Откройте учебники § 44, стр. 146. Прочтите название параграфа. Ребята, как вы думаете, о чем мы не можем не упомянуть, изучая эту тему? (О знаках препинания)

(Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них).

Запишите тему урока в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя, устанавливают тему урока.

4

Постановка целей и задач урока

Скажите, эта тема нам знакома? (Да)
- Верно. Мы познакомились с ней еще в пятом классе.
- Если она нам знакома, зачем её учить? (Чтобы повторить).
- Верно. В 5 классе мы уже работали с предложениями, в которых есть обобщающие слова. Сегодня мы расширим  наши знания.

- А зачем нам с вами необходимо изучать эту тему?

Формулирование целей урока.

Отвечают на вопросы. Устанавливают цель и задачи урока.

5

Изучение материала

     В предложении обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем.

     Наличие обобщающего слова в предложении и его место по отношению к однородным членам – это условие, от которого зависит постановка знаков препинания.

Безмолвие царствовало всюду: в поле, в роще, над рекой.

Схема:

В поле, в роще, над рекой – всюду царствовало безмолвие.

Схема:

Всюду: в поле, в роще, над рекой – царствовало безмолвие.

Схема:

     По данным предложениям сформулируйте правила постановки знаков препинания.

Найдите ошибки в употреблении однородных членов.
Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.
На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.
Духота целый день – это предвестник грозы, грома и сильного дождя.

-В чем заключ.ошибка в употр.однор.членов?
(среди однор.чл.встреч.слова с широким и узким значением,которые логически неоднородны)
Из ряда слов выберите слова, обозначающие более широкие родовые понятия.
Щука, карась, ёрш, рыба, окунь.

Запятая, двоеточие, точка, тире, знаки препинания, скобки, кавычки.
К видовым понятиям подберите обобщающие.

Стул, стол, скамья…-

Карандаш, резинка, линейка…-

-Как называются слова с более широким,общим значением,а с более узким значением.(обобщающие (родовые) и видовые)

Работа над  стихотворением. Прочитайте стихотворение  С.Маршака. Найдите однородные члены. Чем  первая часть  отличается от второй части?

Дама  сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую  собачонку.

Готово, уложен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И  маленькая  собачонка.

6

Закрепление материала

  1. Сделайте синтаксический разбор предложений и схему, объяснить знаки препинания.

Раз в крещенский вечерок 
   Девушки
гадали: 
За ворота башмачок, 
   Сняв с ноги,
бросали
Снег
пололи; под окном 
  
 Слушали; кормили 
Счетным курицу зерном; 
   Ярый воск
топили; 
В чашу с чистою водой 
Клали перстень золотой, 
   Серьги изумрудны; 
Расстилали белый плат 
И над чашей
пели в лад 
   Песенки подблюдны.

Учащиеся выполняют задания и сами проверяют работы.

Взаимопроверка

Физминутка

Упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения
и расслабления мышц глаз

Выполняется сидя.

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 с (считать медленно до 5–7).

2. Открыть глаза на  такое же время. Повторить 6–8 раз.

3. Быстро моргать в течение 1–2 минут

7

Работа с учебником

2.Работа с учебником

1) Упражнение № 266  (по вариантам) – отработка умения выделять все члены предложения, расставлять знаки препинания.

2)  Проверка понимания темы. (Для контроля параллельно используется доска).  Графический диктант.

Учитель читает предложения, а ученики записывают схемы этих предложений.

  1. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов.)
  2. И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов.)
  3. Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н.Рыленков.)

4. Три вещи нельзя  скрыть огонь любовь  и  кашель.

Выполняют упражнение

8

Проверочный тест

Тест по теме

«Обобщающие слова при однородных членах предложения»

1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

2. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

б) Дни стояли синеватые пасмурные.

в) Туча росла и захватывала запад и восток

3.Укажите, в каком предложении с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

а) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

б) Восход осыпал потоками золотой пыли все - сосну, утес, реку, облака

в) На полях и в лесных просеках – везде пар поднимался от земли.

Выполняют проверочный тест

Самопроверка.

9

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал …
Работать мне было…, потому  что …

 Помогал мне …
Мешал мне ...
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было …

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы.

10

Домашнее задание

  1. Написать сочинение-описание «Февраль», используя ОЧП с обобщающим словом.

     2. Составление предложений по схемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

Цель урока: научить находить в предложении с однородными членами обобщающие слова; познакомить с постановкой знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"

Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них" в 8 классе.  Тип  урока: урок открытия новых знаний по УМК под редакцией  С.И. Львовой, В.В. Львова....

Разработка урока "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них".

Данный урок предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе на изучение и закрепление нового  материала...

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения....

Открытый урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"

ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХЦЕЛЬ:1) Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления понимания обобщающих слов при однородных членах и расстан...