Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Езеева Эльза Тамбиевна

Формировать интерес к русскому языку, оценивать свою учебную деятельность, свои достижения, умения формировать суждения. Основное содержание темы: повторить орфографические правила, закрепить полученные знания о существительном на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Класс

6

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №2 г. Дигоры

Педагогические цели

Создать условия для систематизации и обобщения по изученным темам. Повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Тип урока

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Планируемые  УУД:
Предметные результаты

Обобщить ЗУН по теме «Имя существительное»

Личностные
результаты

Формировать интерес к русскому языку, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; умение формировать суждения.

Метапредметные

результаты

Регулятивные:  сохранять и принимать учебную задачу; проявлять самостоятельность и инициативу.

Познавательные:  поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:  уметь вести диалог с учителем и сверстниками, уметь высказывать свободно и точно свое мнение в соответствии с задачами.

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Повторить орфографические правила, изученные по данной теме; закрепить полученные знания о существительном на практике.

Образовательные
ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

(Слайд 1)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы, методы,

методические

приемы

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

II. Постановка учебной задачи

Добрый день, ребята. Давайте мы подарим друг другу улыбку и начнем наш урок. Сегодня у нас ответственный урок: мы о многом должны поговорить, много работы выполнить. Чтобы перейти к нашему уроку, давайте сформулируем тему урока и его цель. Для этого я хочу использовать слова Константина Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Скажите, как вы понимаете  эти слова и о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Верно, это имя существительное! Давайте запишем число и тему урока:  Повторение и обобщение по теме « Имя существительное». Мы с вами закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. И сегодня мы должны сказать по возможности все об этой части речи! Мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.

 А знаете, ребята, ученые установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Получается на 100 слов 40 существительных. Ребята, какие задачи поставим перед собой?

У вас на партах лежат слова: гореть, зажигать, сам, другие. Составьте из них предложение, правильно связывая слова грамматически и по смыслу. Можете обсудить в  парах. Запишите в тетрадь. Что у вас получилось? Как вы понимаете это выражение? Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока. Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Этим мы будем заниматься и на сегодняшнем уроке.

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока и цели урока.

Ответы детей (обобщить знания по теме: повторить грамматическое значение существительного, морфологические признаки, синтаксическую роль).

Записывают предложение: « Гореть самому – зажечь других».

Чтение предложения и ответы на вопрос. (Не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером).

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя, беседа.

III. Актуализация  знаний.

Запишите, пожалуйста, предложение: « Существительное – дирижер грамматического оркестра». Выпишите одно существительное и сделайте морфологический разбор слова, чтобы мы вспомнили и морфологические, и синтаксические признаки. Молодцы, ребята, а кто объяснит постановку тире в предложении? Мы к этому выражению еще возвратимся, а сейчас переходим к следующему заданию.

Ответы детей.

Индивидуальная.

Практический. Письмо.

Проблемная ситуация.

Когда вы делали морфологический разбор существительного, я заметила,  что некоторые из вас забыли о важном постоянном признаке существительного. А давайте вспомним, какой же это признак? Умницы, значит, вы без труда скажете, на сколько групп поделены жители этой части речи. Распределяем. Не забудьте выделить ту морфему, по которой вы слово отнесете к тому или иному склонению. Что это за морфема такая важная? ( Страна, озеро, площадь, словарь, вещь, Ваня, малыш)

Ответы учеников. (Склонение, изменение слов по падежам и числам)

Ответы учеников ( На три)

Самостоятельная работа в тетрадях.

Распределяют существительные в три столбика.

IV. Применение полученных знаний на практике.

Игра «Четвертый лишний»

А теперь, ребята, ваша любимая игра « Четвертый лишний». Я диктую существительные, вы определяете лишнее слово, вспоминаете, что нового узнали о склонении в 6 классе?  Время          Семя

Знамя           Племя

Пламя          Фамилия

Свеча           Имя

А какую орфограмму вы еще должны вспомнить?

Верно, запишите словосочетания: язык пламени костра, прикасаться к стремени, до поры до времени, нога в стремени. Ребята, как вы думаете, для чего я заставила вас записать эти словосочетания?

Ответы учеников ( Это разносклоняемые существительные, 10 на мя, и путь).

Ответы учеников (У сущ. на МЯ в род. , дат., твор. и предлож. пад. в ед. числе и во всех падежах во мн. числе к корню прибавляется суффикс ен- (ен). В словах семя, стремя в род. пад. мн. числа к корню прибавляется суффикс ян

Чтобы вспомнить правило: в безударном суффиксе -ен- существительных на мя пишется буква е.

 Игра «Исправь  ошибку»

 Физ.минутка

Фотодиктант с взаимопроверкой.

Работа с текстом.

Следующее задание еще интересней! Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгура  в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит там за доминой

С шимпанзой и какадой.

Выполняете в парах: один исправляет ошибки, другой определяет падеж слов.

Ребята, какие же вы молодцы.

А теперь внимательно посмотрели на слайд и скажите о каком морфологическом признаке мы забыли поговорить?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Кто автор стихотворения? Найдите существительные и определите род! Как вы это сделали?

Молодцы, но есть такие существительные, которые не могут определиться с родом. Поможем им?( Неряха, злюка, молодчина, работяга, умница)

Ну, к какому роду можно отнести эти слова? Почему?

Совершенно верно, эти слова общего рода.

Так, ребята, переходим к очень важной теме. На слайде записаны пословицы, кто их зачитает?

(Не)ножа бойся, а языка.

Друг познается в (не)счастье.

(Не)топор тешет, а плотник.

Видно (не)ряху по грязной рубашке.

Ребята, всем понятны значения пословиц? Ну тогда скажите, чему учат эти пословицы?

Предлагаю списать пословицы, раскрыть скобки и объяснить правописание НЕ с существительными. Кто быстрее?

Ребята, мне нравится, как вы работаете. Вы молодцы!

На сегодняшний урок осталось разгадать последнюю тайну!

Ну пока отдыхаем!

Продолжим нашу работу. Сейчас нам предстоит раскрыть тайны суффиксов существительных. По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите.

Кто ремонтирует фонари?

Кто ходит в разведку?

Кто работает в забое?

Кто переписывает бумаги?

Кто делает доклад?

Кто кладет камни?

Кто работает в бане?

Кто ремонтирует водопровод?

Кто занимается резкой стекол?

Ну,  какой же секрет мы раскрыли?

Молодцы, умеете вы это делать! Правописание последнего слова вас не затруднило, ребята?

Дальше еще интереснее работа. Назовите животных, изображенных на фотографиях, ласково используя суффиксы.

Какие суффиксы вы использовали? Запишем и объясним по какому принципу надо писать эти суффиксы. Ребята,  а может кто-то вспомнит лингвистическую сказку, которую я вам рассказывала.

Молодец, вспомнил! Потихоньку мы вспоминаем секреты суффиксов. Мы должны раскрыть последний секрет суффикса существительного. Вы готовы? Тогда продолжим. Работа с текстом.

Потемневший за осень луг покрыт великолепным белым ковром. Метелица посеребрила прическу сосны. Ее макушку теперь украшает маленькая снежная шапка. Белка на ветке с хрустом грызет орех. Вот заяц сел на пень и испуганно смотрит по сторонам.

Как изменилась природа зимой!

Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его. Какова основная мысль текста?

Замените выделенные имена существительные однокоренными с   уменьшительно- ласкательными суффиксами. По какому принципу вы выбираете суффиксы?

        

Выполняют задания.

Ответы учеников( Некоторые сущ. не изменяются по падежам , они называются несклоняемые).

        

Выполняют устно задание.

Ответы на вопросы.

Расширяют свои знания о языке.

Ответы на вопросы.

Дети выполняют задание, отвечают на вопросы. (Жить, воспитывают в нас смелость, трудолюбие, аккуратность, честность)

Дети выполняют задание, отвечают на поставленный вопрос (ЧИК пишется после д-т, з-с, ж, в остальных случаях пишется щик суффикс).  (Нет, после  Л перед суффиксом пишется ь ).

Отвечают дети на вопросы. (Бегемотик, котик, зайчик, слоник, львеночек, тигреночек, котеночек, зойчоночек, слоненочек).

Ученик вспоминает сказку. (Жили-были два брата- уменительно- ласкательные суффиксы –ЕК- ИК-. Суффикс – ЕК- всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет голову в песок, и ее не видно на поверхности, так и суффикс –ЕК- при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочек,замочка, замочку, замочком, о замочке. Слабая, пугливая, неустойчивая,полукругленькая буква Е все время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты именительного падежа.  Суффмкс –ИК- имел твердый характер. Стойкая, смелая буква И в нем крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог ее сдвинуть с места. Поэтому, как слово не изменяют, суффикс –ИК- крепко сидит в нем и постоянно икает: ключик, ключика, ключику, ключиком, о ключике. Вот они такие разные  уменительно- ласкательные суффиксы –ЕК- ИК-.          

Читают текст,отвечают на вопросы.  

Выполняют задание.( Лужок,шапчонка, бельчонок, орешек, зайчонок, пенечек).     

Ответы детей.( После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква О,  без ударения – буква Е).                 

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа.

Фронтальная. Словесный.

Чтение, письмо.

Беседа по вопросам, письмо.

Беседа,письмо.

Чтение,письмо.

  V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Возвращаемся к началу урока.Вспомните предложение,  из которого вы выписали существительное и делали морфологический разбор. Это слова В.Ветлицкого- знаменитого лингвиста. Скажите, как вы понимаете его слова и согласны ли вы с ним?

Правильно вы поняли это высказывание, потому что, действительно,  существительно- основа языка, без него мы бы не понимали, о ком или о чем идет речь, а остальные части речи дополняют его и подстраиваются под него. В. Ветлицкий точно об этом сказал.

Мы проделали на уроке огромную работу- повторили основные теоретические сведения об имени существительном.

Подведем итог:

Какую цель мы ставили на уроке?

Добились поставленной цели?

Чем полезным для вас оказался сегодняшний урок?

Какие задания было выполнять легко, а над какими пришлось попотеть?

Оцени свою работу на уроке.

Спасибо за урок! Оценки за урок получают…

Ответы детей : « Существительное- дирижер грамматического оркестра».

Ответы детей: ( Существительное играет главную роль в грамматике русского языка, а все остальные части речи лишь дополняют его).

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока.

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя.

VI. Домашнее
задание.

Составляем самостоятельно  кластер по теме « Имя существительное» на А4, комментируем, даем друг другу рекомендации.

Составление кластера.

                                                                                                                                                                 

Заместитель  директора  по УВР……………………………Тахунова  Э.Т.

 

Приложение 1

На партах лежат слова: гореть, зажигать, сам, другие.

Составьте из них предложение, правильно связывая слова грамматически и по смыслу.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)

   Образовательными целями урока является  уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной сини косматое солнце…енные, дьявольские силы...

Конспект урока. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

Урок-практикум в системе личностно-ориентированного обучения....

Урок русского языка в 5 классе Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Урок русского языка  в 5 классеТема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»...