Увлекательные уроки русского языка и литературы (метод.разработка)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Христюк Екатерина Анатольевна

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги в изучении предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Увлекательные уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников

(методическое пособие для учителей-словесников)

Пояснительная записка

Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком

 лишь тогда, когда он играет.

Ф. Шиллер

Приоритетная задача современной школы - воспитание личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.  

Достижение высоких результатов в образовательном процессе можно осуществить через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги в изучении предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

 Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая даётся изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы или осмысления. Во всём мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объём сведений. Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игровые технологии используются  для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

I. Психологическое обоснование роли игры в жизни ребёнка.

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени? Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет   Л. С. Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил... В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие, умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка».

Также психологи отмечают, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. По их мнению, лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания.

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

II. Функции игры.

Игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Таким образом,  можно сделать такие выводы:

1)        Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2)        Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3)        Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4)        Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5)        В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Виды уроков с использованием игр:

1)        Ролевые игры на уроке (инсценирование);

2)        Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3)        Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4)        Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5)        Различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Краткая характеристика видов игр

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

Приведу конспекты и фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать эту встречу с незнакомым не пугающей, без разочарований, что будет способствовать возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными? Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Фрагменты уроков, описание игр, дидактические материалы

«Выбери три слова» (ЛОТО)

 (можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.

I         рыбка         вьюга         чулок         

II         подъезд         склад         ворона

        дубки         варенье         чучело                 съемка         град         ворота

        гриб         ручьи         чум                 подъем         клад         воробей

* * *

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород         парк         море         школа         столовая         зоопарк

гря-ки         доро-ки         пло-цы         кни-ки         хле-цы         кле-ка

кали-ка         бере-ки         фла-ки         обло-ки         пиро-ки         марты-ка

реди-ка         ду-ки         ло-ки         тетра-ка         сли-ки         тра-ка

морко-ка         ли-ки         остро-ки         промока-ка         голу-цы         реше-ка

Задания:

1.        Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

2.        Составить предложения, используя данные слова.

* * *

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил         ански         кьоинк

лыжи         санки         коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1.        Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

2.        Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

3.        Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК 

РОМАШКА 

РОЗА 

ЛУК

КОШКА 

СОБАКА 

ВОРОБЕЙ 

КОРОВА

БЕРЕЗА 

ДУБ 

МАЛИНА 

ОСИНА 

КОРОВА 

ЛИСА 

ВОЛК 

МЕДВЕДЬ 

Задания: Подчеркни « лишнее» слово по горизонтали. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

  • Заменить словосочетания одним словом:
  • - промежуток времени в 60 минут,
  • - военнослужащий, стоящий на посту,
  • - ребенок, любящий сладкое,
  • - очень смешной фильм.
  • Распредели слова на две группы.
  • Найди родственные слова. Выдели корень.
  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..

  • Составь рассказ по опорным словам:
  • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Это лишь малая толика того количества игр и заданий (шарады, кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью разнообразить учебный процесс.

* * *

Лексические игры

При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки. Давайте и мы попробуем их отгадать:

Право, я прическа – чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.   (коса)

 Я и шуба длинная до пят,

И в фигурном катанье меня

Всякий увидеть рад. (тулуп)

 Я и приправа хорошая к столу

И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

 Таким образом у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

Заключение

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что игра имела огромное значение в обучении школьников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Сегодня популярны олимпиады, творческие конкурсы, конференции и т.п. Исходя из своего опыта работы, могу уверенно сказать, что применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, повышает интерес к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

Игры необходимы для современной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности школьника, с помощью которого можно повысить интерес к предмету и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. Игра – это есть учение с увлечением.

Литература

Азаров Ю.Л. Игра и труд. — М., 1993.

Азаров Ю.Л. Искусство воспитывать. — М., 1999.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 2002.

Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 2004

Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 2006.

Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 2007.

Интернет-ресурсы

nsportal.ru›Школа›…-urokah-russkogo-yazyka

rus.1september.ru

openclass.ru›node/211094


Приложение.

Конспект урока

Тема. Повторение и систематизация изученного.

Цель. Закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися в течение года;

Ход урока.

На видном месте висит плакат со словами: «Отправляемся в путешествие». Доску украшает красочно выполненная карта страны Лингвинии.

После звонка на урок на пороге класса появляется ученик с большим конвертом в руках.

Ученик. Вам письмо.

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно. (Распечатывает конверт.) Это письмо от короля Русского Языка из сказочной страны Лингвиния! Слушайте:

«Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что весь год вы по учебнику знакомились с моим королевством, с обычаями, нравами, традициями и законами городов Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса, Словообразования. Мне интересно знать: каковы же  ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты Лингвинию?» победители получат звание «Лучший знаток Лингвинии - 2006» и приз. С уважением, король Русский Язык».

Ого! Здесь целый пакет с заданиями и условиями конкурса. Согласны принять предложение короля?

Ученики. Да!

Учитель. Тогда отправляемся в заключительное турне по стране Лингвинии.

Делит класс на команды (по 4,5 человек), выбирает капитанов. Можно выбрать жюри.

На столе учителя разложены красочные конверты с заданиями по разным разделам. Каждое задание помещено на небольшой карточке. С чего начать?

На доске висит подобного вида плакат:

Морфология        Синтаксис        Словообразование

Фонетика

Орфография        Орфоэпия        Лексика

 

 

Каждая клеточка закрыта листом ватмана с изображением забавной рожицы                 или цветка.

Представители команд по ходу урока открывают любую клеточку на выбор. Характер задания будет соответствовать названию раздела.

После открытия окошка команды должны расшифровать название города королевства Лингвинии (раздела). Очко присуждается за быстроту и правильность ответа.

Каждое задание - 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Задания.

Данные задания не объединены общей темой, не связаны между собой. Каждое из них может быть включено в систему упражнений, предлагаемых для проведения итогового урока по тому или иному разделу. Разноплановость этих заданий предполагает быструю смену деятельности учащихся, что, на мой взгляд, обеспечивает устойчивый интерес на протяжении всего урока.

1.         Карточка - тест.

Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов.

Данные сочетания слов являются словосочетаниями:

1)         осенний день;

2)         урок начался;

3)         купить книгу;

4)         в лесу.

    Ответ: 1); 3).

2.         Карточка – тест

Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа.

К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение:

1)         Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)

2)         Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.)

3)         Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.)

4)         Приятно пахнет снегом, соломой и дымком.

    Ответ: 3).

(Варианты: найти предложение с однородными дополнениями, определениями и т.д.)

3.         Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп...ртивный        з...лёный        ст...лбовая

дес...ть        цв...тной        ш...рстяной                

бе...заботный                ра...свет                     бе...цветный

рису...шь                        пиш...шь                      чита...шь

к...пуста                        т...атр                     ап...льсин

5.         Карточка.

В каком примере неправильно названа буква?

1)         Книга - кэ, эн, и, гэ, а.

2)         Палец - пэ, а, эль, е, цэ.

3)         Марка - эм, а, эр, ка, а.

Ответ :1 - кэ

6.         Карточка. Игра «Справочное бюро»

    Использовать словарь.

    Выбери слово, соответствующее лексическому значению.

    Колорит,  компонент, комфорт, компромисс. («Составная часть чего-либо»).

7.         «От каждой буквы - столбик - слово»

    Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово.

Условия:

1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;

2) Слова не должны повторяться;

3) Слова должны быть написаны правильно.

К о р п у с      к о р п у с          к о р п у с

р к о у к у      р б а о с а          о р е у р ю  

о н г с р г      а р з л п п          с е к л о р

т о   к о р      н ы б ё е о          т х о ь к п

        п о        в о т х г          ю   р т   р

          б          р                м   д     и

                                                з

* * *

"Лингвистическое путешествие"

(Обобщающий урок в конце года. 5 класс)

Оборудование:

 карта путешествия;

карточки с заданиями;

воздушные шары с морфемами;

толковые словари для каждой команды

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов, и в некоторых из них мы с вами побываем. Чтобы перейти из одного города в другой вам нужно будет выполнить задания, которые приготовили жители этих городов. Страна Русского Языка содержит много интересных достопримечательностей и особенностей. Все города этой страны связаны между собой и об этом не стоит забывать. Совершать лингвистическое путешествие мы будем на 2-х вагончиках   ( 1 и 2 команды ). А какой вагон у нас самый главный, ведущий и умный мы узнаем в конце нашего путешествия. И, конечно же, победившие получат пятерки по предмету.                          За каждый правильный ответ вы будите получать 1 жетон, за неполный ответ – полжетона. За нарушение дисциплины - штраф 1 жетон. В конце мы подсчитаем жетоны и объявим победителей.

Итак, начинаем наше лингвистическое путешествие.

А начнем мы его с представления наших вагончиков (название, девиз, эмблемы, капитан).

Представление команд закончено и теперь можно смело двигаться вперед!

1. Чтобы нам войти в страну Русского Языка, нужно справиться с небольшим препятствием : отгадать загадки. Кто вперед?

•        Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)

•        Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )

•        Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )

•        Буквы значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется….. (Алфавит)

•        Все загадки связаны с алфавитом и буквами, как вы думаете почему? (Потому что мы входим в страну Русского языка)

- Вот теперь- то мы можем зайти в страну Русского Языка.

Заходя туда, мы видим на воротах замечательную надпись (учитель читает выразительно):

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет, наших спутников и ракет.

На совете, за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой!

И вот на пути, перед нами                      

ГОРОД МОРФОЛОГИЯ.

А встречает нас один из жителей этого города (выходит один ученик и читает приветственное слово гостям, затем отдает конверт с заданиями):

Ученик:

Части речи, как чудесно,

Знать, что вы со мною вместе,

Что всегда вы рядом, здесь,

Благодарности не счесть.

Существительное – школа, просыпается – глагол,

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Учитель: - Какие же задания приготовили нам жители этого городка?..

1 ЗАДАНИЕ: отгадать, о какой части речи говорится в стихах и рассказать о ней.

1 команда

– Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.  (Наречие).

2 команда

– Мы самые главные,

Мы самые умные,

Мы называем предметы, людей

И отвечаем на вопросы простых падежей! (Существительное).

1 команда

- Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!  (Прилагательное )

2 команда

- Прошедшее время -

То, что прошло:

“Вчера мы писали,”

“Солнце ушло”

Настоящее время –

Проходящее теперь:

“Мою окно”,

“Закрываю дверь”.

А в будущем:

“Я полечу на ракете,

Хочу побывать

На далекой планете”. (Глагол )

2 ЗАДАНИЕ: “Четвертый лишний”

(Найти лишнее слово и объяснить почему).

(1 человек от команды).

1 команда – существительное, наречие, сказуемое, предлог.

2 команда - частица, предлог, наречие, союз.

3 ЗАДАНИЕ: Конкурс капитанов.

Определить часть речи у данных слов и распределить их на группы по определенному признаку.

1 команда – парты, занятия, урок, полет, походы, огурец.

(По числу –2 группы )

2 команда – книга, тетрадь, портфель, перо, пенал, знание.

(По родам –3 группы ).

Учитель: - Итак, успешно вы преодолели препятствия в чудесном городке,

Но так же смело будете ходить в В ОРФОГРАФИЧЕСКОМ ЗАМКЕ,  в который мы сейчас и отправимся.

Нас приветствует мэр этого города (выходит 1 человек – мэр с короной на голове, где написано орфография и приветствует участников):

ОРФОГРАФИЯ.

 

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

“зуб” на “зубы”, “лед” на “льды” –

Будешь грамотным и ты.

 

(Вручает конверт с заданиями ).

Учитель: - Что же ждет нас в этом городе ?

1 ЗАДАНИЕ: отгадать загадку, указав в отгадке орфограмму, как ее  проверить?

1 команда

- Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (Гроза ).

2 команда

- Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко-

Не пролезет даже кошка. (Скворечник ).

1 команда

- Лежит веревка,

Шипит,плутовка

Брать ее опасно-

Укусит. Ясно?  (Змея ).

2 команда

- В лесу темно,

Все спят давно.

Одна птица не спит

На суку сидит,

Мышей сторожит.  (Сова ).

2. ЗАДАНИЕ: Найти и исправить ошибки в предложениях,  аргументировать свой ответ.

“Сова жила в великом замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком.

Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные

Кристофером Робином”. Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления, исправьте ошибки, если они есть.

1 команда - Прашу ножать если незапускают.

2команда - Прошу падергать если ниаткрывают.

3. ЗАДАНИЕ: “Кто быстрее” (Ответить на вопрос ).

А) В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

Б) Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Алла, Анна).

В) Какие буквы всегда маленькие?

 

Сказала Й сестре родной :

- Вот ты, сестра, соседка,

Бываешь часто прописной,

А я - ужасно редко.

- Ну, редко – это не беда,

Иные буквы - никогда!

И много их?

-Да целых три:

Сестра и с ней 2 брата.

Зовут их так……

- Не говори………

Скажите вы , ребята ! ( _ъ и _ь , _ы ).

 

Г) Чем оканчиваются день и ночь? ( Ь)

Д) Что стоит посредине земли? ( М)

Е) Чем кончается лето и начинается осень? ( О)

Ж) Может быть в слове 100 одинаковых букв? ( Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к)

Учитель:-Лихо замок орфографии, вы сумели обойти, но скажите, так же прытко, синтаксис и пунктуацию вы сможете пройти ?

Давайте посмотрим. (Выходят 2 ученика с коронами “Синтаксис” и “Пунктуация” )

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

С:

Cинтаксис и пунктуация рядышком идут,

Держатся за руки, песенки поют.

П:

Словно две подружки не разлей -вода

И об этом помнить нужно вам, друзья!

1 ЗАДАНИЕ:

Учитель:

Заблудились слова в беспорядке,

Потеряли места в суете,

Так давайте же, ребята, поможем,

Им в нелегкой и грустной судьбе.

Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу).

1 команда- дерево, хвойных, семейства, сосна.

2 команда - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.

2 ЗАДАНИЕ: “Кто больше!”.

Составить словосочетание из предложения, указать тип связи - подчинительный и сочинительный.

Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.

(1 уч-к из команды выходит с листом и читает, что получилось).

- маленький котенок,

- пушистый котенок,

- гулял по крыше,

- громко мяукал,

- гулял и мяукал.

Учитель:

-Прекрасный город!,

Там все знаки препинания,

Все члены предложения дружны между собой.

Прощаясь с нами,

Кричат нам: “ До свидания!”.

И машут весело рукой.

А мы уходим, но вернемся в этот город обязательно,

Когда диктанты станем все писать,

И расставляя знаки препинания,

Заглянем в синтаксис и пунктуацию опять.

Учитель: А сейчас мы переходим в другой город.

ГОРОД “М О Р Ф Е М И К А”

Ученик:

Слово делится на части, ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей делать слово из частей

На конце любого слова окончанье ищет Вова.

Изменяемая часть с другим словом держит связь.

Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.

Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,

И при помощи приставки образуются слова.

После корня он стоит, перед окончанием

Его я если заменю, другое слово получу.

Обозначу уголком, называю суффиксом.

(Житель города передает конверт с заданиями).

1 ЗАДАНИЕ: составить слово из морфем, указать лексическое значение этих слов.

(Карточки могут остаться лишние). (Карточки находятся в воздушных шарах. Шар необходимо лопнуть так, чтобы задания не разлетелись, не потерялись! 1 ученик из команды.)

1 команда - приготовить.

ПРИ- , - ИТЬ , - ГОТОВ - , О- , -ЕТЬ - , -БЕЖ - , - УТ ;

2 команда - расписка

РАС - , - ПИС - , К , А , У , -ЛИС - , - ИТЬ - .

2 ЗАДАНИЕ: Отгадать слова.

1 команда

- Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале. ( Оценка ).

2 команда

- В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете. ( Расписание ).

3 ЗАДАНИЕ: “ Кто больше”

Составьте из одного большого слова: предпринимательство новые слова за 30 секунд.

( 1 человек зачитывает).

Учитель: Преодолев препятствия, покидаем этот город, и нас приветствует новый город:

ГОРОД “Л Е К С И К А”

Учитель:

- Жители этого города изучают словарный состав языка.

И они приготовили вам немало испытаний.

СЛОВАРЬ.

Ученик:

 

Усердней с каждым днем гляжу в слова,

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались не даром человеку.

Читаю: “Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой….”

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, ни словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(Мэр города дает конверт с заданиями и словари).

 

1 ЗАДАНИЕ Найти значение слов (кто быстрее).

1 команда - предложение

2 команда - лавка

-Вы видите, что эти слова имеют не одно значение, а несколько. Значит это какие слова? (многозначные)

2 ЗАДАНИЕ: Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки.

( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).

Учитель:  Итак, это последний город, в котором мы с вами сегодня побывали, но в стране русского языка, еще есть много других городов, и их мы с вами обязательно посетим, но не сегодня. А сейчас, выходя из ворот, ведущих в эту чудесную страну, хочется прочитать вам такое стихотворение.

   

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Спросят меня: что похоже на море?

-Русский язык,- не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет землю,

Свежесть подарит засушливым летом,

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом,

К людям хорошим в дальние страны,

Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова,

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово…

В сад прихожу под зеленые своды,

Как здесь отрадно, красиво и ново:

Если ж в саду и садовник отменный,

Кажется - в мире нет счастья иного!

Так же и в класс мой пришел я когда-то

Он был подобен зеленому своду;

Русская женщина с доброй душою

Не уступала ни в чем садоводу…

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую звонкую воду;

Сколько бы влаги живой ни вбирал я –

Жажда сильнее была год от году.

Русский язык! Cловно горы и воздух,

Словно огни городов и селений.

Русский язык! В нем как в море бездонном,

Черпаю силы для смелых решений.

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Увлекательные уроки русского языка и литературы (методическое пособие для учителей-словесников)

Увлекательные уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство развития познавательной активности школьников  (методическое пособие для учителейсловесников)...