Определение как второстепенный член предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок "Определение как второстепенный член предложения" входит в систему уроков раздела"Второстепенные члены предложения"в 8 классе. На разных этапах урока подобраны формы и методы преподавания. Задания подобрались разного уровня с учетом индивидуальных особенностей учащихся. На уроке были использованы элементы технологии развития навыков текстообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  на тему «Определение как второстепенный член предложения» в 8 классе.

Цели урока:  а) углубить в знаниях учащихся понятие об определении; подготовить учащихся к ЕГЭ; б) формирование умений: различать согласованные и несогласованные определения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления; в) правописание сложных прилагательных (через дефис), не с полными причастиями, причастный оборот; г)  воспитание интереса к природе.

Оборудование  урока. Учебник «Современный русский язык», Учебное пособие (авторы  Д. Э. Розенталь и др.); «Толковый словарь русского языка» (С. И. Ожегов); таблицы; иллюстрации осенних пейзажей; индивидуальные задания в виде карточек; эпиграф: «С русским языком можно творить чудеса». (К. Паустовский)

План урока.

  1. Что такое определение?
  2. Виды определения: а) согласованные; б) несогласованные.
  3. Способы выражения определений.
  4. Использование определений в художественном тексте.

                                         Ход урока.

 Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок немножко необычный. Сначала мы проведем с вами небольшую орфографическую работу, чтобы выяснить, насколько вы готовы к сегодняшнему уроку.  Перепишите примеры, раскрывая скобки, и объясните правописание не с полными причастиями; орфограмму-дефис в сложных прилагательных; причастный оборот. (Не)высохшие капли росы; ничем (не)прикрытая голова; (не)вспаханное поле; на (ярко) красном фоне; о(не)распустившемся цветке; цветок еще(не) распустившийся; (огненно)рыжий кот; маслята(облепленные хвоей).

Учитель. Сверьте ответы по следующей таблице.

Пишется слитно

Невысохшие капли росы, невспаханное поле, о нераспустившемся цветке

Пишется раздельно

Ничем не прикрытая голова, цветок ещё не распустившийся

Пишется через дефис

На ярко-красном фоне, огненно-рыжий кот

Запятая ставится

Маслята, облепленные хвоей

Учитель. С  какими трудностями вы встретились при выполнении этого задания?

 Ученица. Я затруднялась в слитном и раздельном написании не с полными причастиями.

 Учитель. Давайте вспомним, когда не с полными причастиями пишется слитно, когда – раздельно?

Ученица.  Не с полными причастиями пишется слитно, если нет пояснительных слов, если причастие без не не употребляется;  не с полными причастиями пишется раздельно, если причастие имеет при себе зависимые слова, когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, ничуть не, вовсе не. Учитель. Хорошо, спасибо. А сейчас объединимся в группы и выполним следующие задания. Первая группа повторяет знаки препинания при причастном обороте. В каких предложениях верно поставлены знаки препинания?

1. Шелестит камыш, чуть колеблемый ветром.

2. Чьи-то голоса слышимые издалека, гулко раздаются в ночной тишине.

3. Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю.

4. Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты лежавшие уже наготове.

Ученик. Я считаю, что в1и в 3 предложениях.

Учитель. Почему вы так думаете? Объясните.

Ученик. Запятая ставится в 1 и 3 предложениях, потому что причастный оборот стоит после определяемого слова.

Учитель. Вторая группа повторяет не с полными причастиями.  В каких предложениях не со словом пишется раздельно?

1. Виднелись еще (не) убранные поля.

2. Они шли по (не) освещенной дороге.

3. Ни с кем (не) простившийся товарищ.

4. (Не) прочитанная книга лежала на столе.

Ученики. Я думаю, что в этом задании верный ответ 1 и 3 .

Учитель. Почему? Объясните.

Ученик. Не пишется раздельно с полными причастиями  при наличии зависимых слов.

Учитель. Третья группа работает над правописанием дефисных написании сложных прилагательных. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. Самолето( строение), (грам)запись,  (в)доволь.

2. (Кое) куда, (инженерно) строительный, (электро) провод.

3. (Гос) комитет, по (волчьи), (анти) народный.

4. (Темным) темно, (иссиня) черный, (северо) западный.

Ученики. В 4 ряду все слова пишутся через дефис, потому что они обозначают оттенки цветов и слово (северо-западный ) образовано от сложных существительных.

Учитель: А теперь обсудим нашу тему. Перед вами план нашего урока. Итак, первый вопрос: «Что такое определение?»

Ученики:

         1.Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Например: « Скорый дождь льется сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом».

Учитель. А как толкуется это слово в словаре Ожегова?

Ученики. По сравнению с первым - определение у Ожегова в  грамматике: второстепенный член предложения, обозначающий качество, свойство или другой признак предмета.

Учитель. Какие виды определений вы знаете?

Ученики.  Согласованные и несогласованные. Согласованные определения согласуются с  именами  существительными в роде , числе и падеже. Например:   «Желтые листья плыли островами, цеплялись за коряги, останавливались.» Определение, связанное с поясняемым словом по способу примыкания и управления, называется несогласованным.  Например: «Темнело быстро, и шел дождь по- осеннему».

Учитель: Ребята, а сейчас расскажите  о способах  выражения определений. Свои ответы подтвердите примерами из доски.

  1. Ученики 1. Согласованные определения могут быть выражены прилагательными; например: « Уже безмолвие  лесное налетом ветра смущено»,
  2. Ученик 2.Причастиями; например: « Не тронутая  даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах».
  3. Ученик 3.Причастным оборотом; например: « В мещерском крае можно увидеть болота, покрытые ольхой и осиной», порядковым числительным; например: « Первый снег к лицу земле»;

Ученик 4.  Несогласованные определения выражаются существительными в косвенных падежах, именами прилагательными в сравнительной степени. Например: «Небо за высотой все время меняло окраску, наливалось плотной багровостью. Среднесибирское плоскогорье – одно из крупнейших в мире».

Учитель.  Как вы думаете, для чего употребляются определения в художественном тексте? В роли какого выразительного средства выступают определения в тексте, который лежит перед вами? Подтвердите свои ответы примерами из этого отрывка.

Лиственницы уже облетели. Их хвоя – тонкая, как короткие золотые волосы, все время сыпались сверху, хотя ветра и не было. По крутым  берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, и на отдельных осинах висел желтый хмель, будто кто-то развесил сушить на солнце новые рогожи. Облетевшему, озябшему клену некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Ученики. Определения в художественном тексте употребляются для украшения, выразительности, образности. Они чаще всего выступают в роли эпитетов. Например: золотые волосы, бесприютной, ветреной ночи, серой стеной, новые рогожи.

Учитель: А что такое эпитет?

Ученики: Эпитет– это эмоционально – окрашенные слова.

Учитель: Любое ли определение является эпитетом? Объясните, почему?

Ученики: Не каждое определение эпитет. Прилагательные, которые сообщают определенные сведения, нужные для понимания смысла, но не создающие художественного образа, эпитетами не являются.

Учитель: Ребята, давайте закрепим полученные знания, выполняя следующее задание на карточках. Несогласованные определения переделать в согласованные определения. Свои ответы сверьте с доской.

а) золото берез - …………………….          

б) краски  осени - …………………...                  

в) ржавчина осени - ………………...            

г) багрец лесов - …………………….            

д) крик журавлей - ………………….          

е) ковер листьев - ……………………          

- Согласованные определения переделать в несогласованные определения:

а) от журавлиной стаи - ……………..

б) птичьего крика - ………………….

в) хрустальные небеса - …………….

д) осеннему урожаю - ………………..

Ученик.        

 а)золотые березы                                       а)стаи журавлей

 Б)осенние краски                                      б)крик птиц

 В)осенняя ржавчина                                 в)хрусталь небес    

 Г)багряные леса                                       г) урожай осени

 Д) журавлиный крик

Е) лиственный ковер

Учитель. Ребята, у нас на каждом уроке идет подготовка к ЕГЭ.А сейчаспоработаем над этими заданиями. Задание к 1варианту. Прочитайте и  найдите во втором абзаце согласованные определения. 2 варианту найти несогласованные определения в третьем абзаце.

Ученик 1.  Согласованные определения – за изветренную кожу, за отломанные сучки, ко встречным листьям, недоверчивой бабочкой, невесомой плотью, уловимой горечью, последней каплей.

Ученик 2. Несогласованные определения- место в лесу, её листок, со всеми листьями, частицей мира.

Учитель. А сейчас выполняем задания А 29-А 31.

Падение листа

(1)Я шел лесом, в петлях троп и дорог. (2) Впереди, чуть выдавшаяся к дороге, стояла некрупная, кленом изогнутая, черно-пегая береза, вся прошитая солнцем, трепещущая от тепла, истомы и легкого, освежающего дуновения, происходящего в кроне. (3)горькой струей сквозящую печаль донесло до меня – и я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе и носимый воздухом березовый листок.

        (4) Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветви, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям. (5) Я подставил руку. (6) Словно учуяв тепло, лист зареял надо мной и недоверчивой бабочкой опустился на ладонь. (7) Растопорщенный зубцами, взъерошенный стерженьком, холодящий кожу почти невесомой плотью, лист всё ещё боролся за себя, освежал воздух едва уловимой горечью, последней каплей сока, растворённой в его недрах.

(8) Как он пробудился и занял своё место в лесу? (9) Не замерз весною, не засох в июльской жаре? (10) Сколько сил потратила береза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел веселым шумом вместе со всеми листьями, стал частицей того мира, в котором с таким трудом прорастает и утверждается всё доброе, нужное, а злое является вроде бы само собою и существует, совершенствуется в силе и наглости.

(11) Даря земле, тайге, березе и себе радость вечного обновления, он расцветом и сгоранием своим продолжался в природе. (12) Увядание его – на смерть, не уход в небытие, а всего лишь отсвет нескончаемой жизни. (13) Частица плоти, тепла, соков и этого вот махонького листа осталась в клейкой почке, зажмурившейся скорлупками ресниц до следующей весны, до нового возрождения природы.  

(14) Падает лист, маленький, бледный. (15) Наступает ещё одна осень, всегда пробуждающая потребность в самоочищении. (16) Нам захочется остановиться, побыть наедине с собой, заглянуть в глубину себя. (17) Но и это робкое желание невыполнимо. (18) Остановиться уже невозможно. (19) Мы мчимся, рвем, копаем, жжём, хватаем, говорим пустые слова, много, очень много самоутешительных слов, смысл которых потерян где-то в торопливой, гомонящей толпе, обронён, будто кошелек с мелочью.

(20) Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, древнюю, девственную тишину, проникнуться светлой грустью бледного лист – предвестника осени, ещё одной осени, ещё одного кем-то означенного круга жизни, который совершаем мы вместе с нашей землёю, с этими горами, лесами, и когда-то закончим свой век падением, скорей всего не медленным, не торжественным,  а мимоходным, обидно простым, обыденным -  на бегу вытряхнет из себя толпа ещё одного спутника и умчится дальше, даже не заметив утраты.

(21) Притихла земля. (22) Притихли леса и горы. (23)  Воссияло всей глубиной небо, чтобы отражение листа в нем было нескончаемо, чтоб отпечатался его лик в беспредельности мироздания, чтоб сама земля, приняв форму листа, похожего на слабое человеческое сердце, легко и празднично кружилась среди звезд, планет и там продолжилась в стремительном движении неведомых нам миров.                      

                                                                                     (По В. Астафьеву)

Учитель.

А 29. Укажите номер предложения, в котором автор говорит о том, как он воспринимает увядание природы.

  1. 3                2)7           3) 10                      4)12

А30. Определите стиль и тип речи в предложениях 14-23

  1. художественный, описание
  2. художественный, описание и повествование
  3. публицистический, рассуждение
  4. разговорный, описание

А31. В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

  1. Скорлупками сердец (предложение13)
  2. Кошелек с мелочью (предложение19)
  3. Толпа вытряхнет (предложение 20)
  4. Притихли горы (предложение22)

Ученики: Я думаю, что в 12 предложении автор говорит о том, как воспринимает  увядание природы. По заданию А 30 стиль – публицистический, тип речи – рассуждение. В задании А 31 верный ответ -2 оба слова употреблены в прямом значении (кошелек с мелочью).

Выводы. Итак, ребята, наш урок подходит к завершению. Какие выводы можно сделать?

Ученик 1. Определение является второстепенным членом предложения.

Ученик 2. Определение украшает текст, придает ему выразительность и образность.

Ученик 3. Для того чтобы быть грамотным, нужно уметь согласовывать определения с определяемым словом.

Учитель. Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Закружилась листва золотая», используя разные определения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Второстепенные члены предложения. Определение

Урок - презентация; урок знакомит учащихся с новым понятием – определение, позволяет выявить основные способы выражения определений, их роль в речи. Ученики приобретают умение находить определение в п...

Второстепенные члены предложения. Определение

Урок русского языка  Второстепенные члены предложения .  Определение. Русский язык. 8 класс...

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.

                                              Ход урока  I.Организационны...

Второстепенные члены предложения.( Определение).

Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди»....

Второстепенные члены предложения. Определение.

Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Определение"...

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ.5класс

Работа содержит конспект урока, схему-конспект и презентацию по теме. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение. Цели урока: Воспитательные : -воспитывать чуткое отношение к родно...