Второстепенные члены предложения.( Определение).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 5 классе.

Тема :Второстепенные члены предложения.( Определение).

Цели урока:

Воспитательные :-воспитывать у ребят чуткое отношение к родному языку, к красоте и выразительности речи, интерес к его изучению;

-прививать детям любовь к прекрасному (русские пейзажи);

Обучающие: -систематизировать знания учащихся об определении, полученные в начальной школе ;

-проверить орфографические навыки учащихся;

-проверить умения учащихся проводить синтаксический, морфемный разборы, транскрибирование слов;

-расширять словарный запас учащихся.

Развивающие: -разработать алгоритм нахождения определения в предложении( выполнение логических операций: сравнения ,синтеза; анализа, дедукции);

-развивать умение находить определение в тексте и употреблять его в речи;

-формировать навыки графического обозначения определения;

-формировать умения контролировать свою учебную деятельность;

-познакомить учащихся с согласованными и несогласованными определениями;

-познакомить со способами  выражения определения в предложении.

Оборудование и материалы:

-записи на доске, раздаточный материал для индивидуального опроса, оформление класса рисунками, лингвистическими сказками детей, смайлики для самооценки учащихся, презентация по теме и ТСО для обеспечения работы со слайдами, таблицы «Загадки членов предложения».

   

                            Ход урока.

Оргмомент.

Актуализация опорных знаний и умений.

Проведение фронтального опроса в нетрадиционной игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.

Игра «Крестики-нолики»

(р-та в тетрадях).

В строчку записываются цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения , называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3Обстоятельство -это главный член предложения.

4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).

5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.

7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

Слайд 1(ответы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

0

0

+

0

+

+

0

+

0

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

Самооценка выполненной работы-смайлики.

Слайд 2(эпиграф).

Чтение учителем эпиграфа к уроку.

«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».

                                                                                                         М.Ладур.

Действительно наш русский язык очень красив и выразителен, искренне надеюсь ,что сегодня  вы покажите себя  чуткими и умными по отношению к нему(ну и друг к другу, конечно). -Ребята, а что делает нашу речь «богатой, цветной»?

-Опираясь на текст эпиграфа, подумайте, что необходимо дописать в теме урока. (Определение).

Целеполагание.

-Как вы думаете, что мы сегодня должны за цели перед собой поставить для изучения данной темы? (Что обозначает О., чем выражено, его роль в предложении).

Слайд 3(2 текста для сравнения).

1текст.

(Читают уч-ки).

Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.

2текст.

Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.

-Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего? 

Учитель подводит к  выводу о значимости определения.

-Что вы уже  знаете об определении?

А теперь откройте учебники на стр.124,прочитайте материал в рамке про себя и ответьте на вопрос:

-Какая информация оказалась для вас новой? (М.б. выражены существительными).

Учитель дополняет цель урока, сформулированную ранее учащимися:

Узнать способы выражения определения, составить алгоритм  его нахождения в предложении, познакомиться с  термином «согласованные и несогласованные определения».

Закрепление материала.

Работа с учебником. Упражнение 231(по заданию). Один у-к у доски; комментирование.

Цель данной работы-выработка алгоритма нахождения определения. (Основа - вопросы к упражнению).

-Так как мы находим определение в тексте, каков алгоритм наших действий?

Слайд 4.(Алгоритм)

  1. Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
  2. Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?
  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
  4. Если есть, значит это определение.
  5. Подчеркну определение волнистой линией.

Вывод учителя. Чтобы найти определение, сначала находим слово, обозначающее предмет, т.е. возникает необходимость в  умении определять лексическое значение слов.

Слайд 5(Словарная работа-тест).

Тест на знание лексического значения слова. Работа дает возможность расширить лексикон учащихся.

1.Изумрудный.

А) сделанный из драгоценного камня ярко-красного цвета;

Б) сделанный из драгоценного камня голубоватого цвета;

В ) сделанный из драгоценного камня ярко-зеленого  цвета.

2.Мглистый.

А) затянутый дымом, туманом;

Б) имеющий запах меда;

В) мрачный, угрюмый.

3.Багровый.

А) цвет сирени;

Б) красный цвет густого, темного оттенка;

В ) розоватый оттенок.

Ответы:  1.В    2.А    3.Б

Надеюсь, ваш словарный запас увеличился и будет пополняться дальше.

 Предложение записывается под диктовку ( 1у-к у доски, комментирование  орфорграмм ).

Одинокий дуб сбрасывал багровую листву, готовился к зиме.

Сразу после написания предложения(одновременно)

2  у-к делает синтаксический разбор(вывод о том, что О.чаще всего выражены прилагательными)

3 у-к выполняет транскрипции слов (дуб, сбрасывал) (повторение процессов оглушения и озвончения)

 4 у-к выполняет морфемный разбор (листву, готовился)(вопрос чередования ТВ//Т ,нулевое окончание п/д  -ся).

Оценивание учащихся.

Физкультминутка.

По количеству вариантов(6) выдаются осенние  листочки.

Задание: придумать к листочку определение (повторяться нельзя). Листики передаются с 1 до последней парты, потом учителю.

Зачитываю написанное, анализирую.

Сведения опережающего характера.

На доске (тыльная сторона):

1.Дождевая капля упала в воду.

2.Капля дождя отвесно упала в воду.

Устное задание: назвать главное и зависимое слово, чем выражено зав.сл. (часть речи). Ребята, а еще определения могут быть согласованными и несогласованными. Например, дождевая капля – согл . опр. Как вы думаете

думаете, в чем его особенность? (согласование со словом, от которого зависит…)Значит несогласованные…Какой ЧР выражено нес.опр.?

-Чтобы не ошибиться , необходимо задавать  к зависимому слову  «разумный вопрос»,тот вопрос, который учитывает лексическое значение словосочетания.

-Заполните, пожалуйста , свои таблицы «Загадки членов предложения»,с учетом новых сведений, полученных на уроке.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Наречие

Подлежащее

+

+

Сказуемое

+

+

+

Определение

+

+

Дополнение

Обстоятельство

Загадки (физминутка).

Задание:

Я читаю загадки, вы их отгадываете и называете определения.

1.Падают с ветки золотые монетки. (Листья).

2.Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звука нет. (Колокольчики)

3.Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я (подосиновик).

Посмотрим, так ли вы разумны, при работе с новым материалом.

Слайд 6 (сведения опережающего характера).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Второстепенные члены предложения. Определение

Урок - презентация; урок знакомит учащихся с новым понятием – определение, позволяет выявить основные способы выражения определений, их роль в речи. Ученики приобретают умение находить определение в п...

Второстепенные члены предложения. Определение

Урок русского языка  Второстепенные члены предложения .  Определение. Русский язык. 8 класс...

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.

                                              Ход урока  I.Организационны...

Второстепенные члены предложения. Определение.

Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Определение"...

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ.5класс

Работа содержит конспект урока, схему-конспект и презентацию по теме. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение. Цели урока: Воспитательные : -воспитывать чуткое отношение к родно...

Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение"

Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение" для 5 класса (ФГОС)...