конспект урока по русскому языку 5 класс на тему «Буквы и-ы после ц»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Каленкова Регина Минтагировна

Урок русского языка в 5 классе "Буквы и-ы после ц". Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества,принципа обоснованного ответа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:«Буквы и-ы после ц»

                в 5 классе 

Цели:

обучающая: изучение условий выбора букв И-Ы в корнях слов после Ц,

 закрепление правила на практике;

развивающая: развивать речь, память, воображение;

воспитательная: прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать самостоятельность.

Форма урока: игра

Оформление: презентация, карточки для индивидуальной работы, правило-шифровка. Компьютеры, проектор

 

Ход урока.

I.                  Организационно-психологический момент.

 

- Запишите дату, «Классная работа». Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока. Вижу, оно у всех отличное. Как вы думаете, что нужно на уроке, чтобы настроение не испортилось? (интерес, знания, дисциплина (слайд!), активность, желание работать). У нас есть эти качества.

II. Повторение

Вспомните правило. Каждому из вас прислали шифровки. Попробуйте расшифровать.

 

Шифровки-карточки

1.     Части слова

2.     В корнях слов чередуются гласные О-А. Их написание зависит от букв С, Щ или СТ. Какое правило зашифровано?

 

3.  Для правильного написания гласных пред буквами Г-Ж надо обратить внимание на суффикс «а» после корня. Что это за правило?

 

4. Правило связано с выбором букв о-ё после шипящих в корне слова. Что это за правило?

 

Да тут еще одно задание: таблица для буквенного диктанта с самопроверкой.

Пошёл, крыжовник, решётка, щётка, шорох, чёрный,

Жокей, шёлковый, жёлтый, дешёвый.

 

- Молодцы, справились. Поставьте отметки за работу на полях тетради.

 

III. Объяснение нового материала

- Внимание, ребята!  

Слайды - словарная работа:

Нарцисс Цинга  Акация  Цыплёнок  Ножницы

- Что общего в этих словах? Что слышится и что пишется после Ц?

Нам предстоит вынести право выбора  букв Ы и И по отношению к букве Ц. Эти гласные совершенно запутали бедную Ц, и она не знает, с какой из букв ей нужно стоять: с И или Ы.

- Какова же тема нашего урока? (Запишем её)

- Какую цель себе поставим?

 

- Итак, работа  продолжается... Предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с правилом.

(Читаем правило в учебнике, стр. 53)

- Каковы ваши версии? Когда после «ц» пишется «И»?

- Когда после Ц пишется ы? (слайд)

-Назовите слова-исключения.

 

Эксперимент: попробуйте составить предложение из слов-исключений, чтобы было легче их запомнить.

 - Внимание на экран. Запись предложения с исключениями. Однокоренные слова.

(презентация)

IV. Закрепление

-Алгоритм применения правила

 

- Упражнение учебника 446 (каждый 2 слова у доски, объяснение, выделение орфограммы, далее самостоятельно).

 

- Работа с сайтом «Школьный помощник» (самостоятельно в парах, взаимопроверка).

 

Физминутка: (Цирк).

Раз, два, три — шагаем дружно.

В цирк, друзья, попасть нам нужно.
Там головой качает слон.

Клоун отдает поклон,

Лев на цыпочках шагает

И жонглёры выступают.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

 

- Задание  «Цыпленок», взаимомопроверка

  

Индивидуальная работа (сигнальные карточки) подготовка ДЗ

Страницы, иллюминация, цыганский, циркуль. ц..нга, овц.., акац..я, секц..я, цыкать, панц..рь, редакц..я, падчериц..н, милиц..я, ц..кл, круглолицый, по-цыгански, делегация, молодцы, ученицын, дисциплина, циклон, борцы

 

Работа с текстом

- Вновь вы самостоятельно изучаете материалы дела. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Кто первый выполнит – объяснит орфограммы.

 

Города не было. Нильс увидел, как погружается в морскую пучину ц…ферблат башенных часов. Стрелки их сошлись на ц...фре "12". Мелькнул купол городского ц…рка. Панц…ри воинов на крепостной стене сверкнули               в последний раз, и всё исчезло. Нильс уц..пился за камень и встал на ц…почки, чтобы посмотреть, не  уц.лело ли что-нибудь. Но было уже поздно. Как театральная декорац…я уезжает за кулисы, город ушёл под воду.

 

   - Все ли слова в этом упражнении объясняются нашим правилом? Слова уцепился - цепь, уцелело - целый.

 

Работа по учебнику -  упр.84

- Выписать слова, которые не соответствуют орфограмме «Буквы И-Ы после Ц». Обоснуйте выбор.

 

Тест

 

IV. Рефлексия.

- Материалы изучены. Сделаем вывод: когда же надо писать И, а когда Ы после Ц? (ответы)

- правило запомнили. Цель достигнута.

-Ребята, нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который соответствует вашему  настроению сейчас.

V. Домашнее задание, итоги урока

   Упр. 85, правило стр. 53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы ы-и после ц"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной ра...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Буквы ы и после ц"

Урок открытия нового знания. Ведущая цель урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счёт изучения орфограммы "Буквы ы-и после ц&qu...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...