Урок русского языка в 5-м классе "Прошедшее время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Комбинированный тип урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Прошедшее время глагола»
Тип: комбинированный урок.
Задачи урока: познакомить учащихся с признаками глаголов прошедшего времени
Цели урока:
- повторить сведения о глаголе как части речи, повторить тему «Корни с чередованием», выявить способ образования глаголов прошедшего времени,
- определить постоянные и непостоянные признаки глаголов прошедшего времени, находить в текстах глаголы прошедшего времени,
- развивать речь, используя данные глаголы, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, развивать навык оценивания,
- воспитывать патриотизм.
Оборудование: проектор
Ход урока:
1.Оргмомент.
Задание1. Прочитайте текст, определите и запишите его тему и основную мысль.
Над Петербургом разгорелась утренняя заря. Яркие лучи прикоснулись к бл..стящим куполам соборов и церквей. Белый туман еще клубился в зар..слях кустарника, когда подр..стающие тополя поклонились солнцу. Расст..лившийся над Невой туман исчез. Заж..гательно затанцевали веселые струйки воды в фонтанах. Город, озаренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа наполнилась теплом. Сердце зам..рло от восторга.
Определите и запишите стиль речи и тип текста.
Обсуждение.
2. Повторение изученного.
Задание2. Спишите слова с пропущенными орфограммами, графически их объяснив.
Самопроверка с комментариями.
Задание3. Спишите предложение для синтаксического разбора(4).
Работа у доски с комментариями.
Задание4. Выпишите глаголы из 1-3 предложений, определив их вид:
1. Над Петербургом разгорелась утренняя заря. 2. Яркие лучи прикоснулись к бл..стящим куполам соборов и церквей. 3. Белый туман еще клубился в зар..слях кустарника, когда подр..стающие тополя поклонились солнцу.
Взаимопроверка с комментариями.
3. Переход к изучению нового
Учитель:
-Какое можно выполнить задание, чтобы определить особенности глаголов прошедшего времени?
Ученик:
-Выделить суффиксы –л-.
Графическая работа. Выделение постфиксов с комментарием того, чем отличается постфикс от суффикса (стоит после окончания-ответ учеников).
Учитель:
- Выделите окончания глаголов прошедшего времени.
Самопроверка.
-На что указывают эти окончания?
Ученики:
-На число и род.
Учитель:
-Как же меняются глаголы прошедшего времени?
Ученики делают выводы, высказывают предположения.
4. Работа с учебником.
А теперь откройте учебник на стр.145. Прочитайте правило и скажите, обо всём мы узнали?
Чтение правила с комментариями.
Работа со словарем-запись теории в словарь.
5. Подведение итогов.
-Что нового узнали? Чему научились? Что кажется сложным в освоении этой темы?
6. Домашнее задание.
Выучить теорию по теме «Прошедшее время глаголов».
С глаголами «зам..рать», «ст..рать», «соб..рать», «расст..лить» составить и записать предложения на одну тему, поставив глаголы в пр.вр.
Выделить орфограммы «корни с чередованием», подписать число и род гл.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание2. Спишите слова с пропущенными орфограммами, графически их объяснив. Над Петербургом разгорелась утренняя заря. Яркие лучи прикоснулись к бл .. стящим куполам соборов и церквей. Белый туман еще клубился в зар .. слях кустарника, когда подр ..стающие тополя поклонились солнцу. Расст ..лившийся над Невой туман исчез. Заж .. гательно затанцевали веселые струйки воды в фонтанах. Город , озаренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа наполнилась теплом. Сердце зам.. рло от восторга.
Самопроверка: бл е стящим зар о слях подр а стающие расст е лившийся заж и гательно зам е рло.
бл е стящим зар о с лях подр а ст ающие расст е лившийся заж и г а тельно зам е рло.
Задание3. Спишите предложение для синтаксического разбора(4). Над Петербургом разгорелась утренняя заря. Яркие лучи прикоснулись к бл .. стящим куполам соборов и церквей. Белый туман еще клубился в зар .. слях кустарника, когда подр ..стающие тополя поклонились солнцу. Расст ..лившийся над Невой туман исчез. Заж .. гательно затанцевали веселые струйки воды в фонтанах(4). Город , озаренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа наполнилась теплом. Сердце зам.. рло от восторга.
Выпишите глаголы из 1-3 предложений, определив их вид: 1. Над Петербургом разгорелась утренняя заря. 2. Яркие лучи прикоснулись к бл .. стящим куполам соборов и церквей. 3. Белый туман еще клубился в зар .. слях кустарника, когда подр ..стающие тополя поклонились солнцу.
Самопроверка: 1. разгорелась – что сделала?- сов.вид 2. прикоснулись –что сделали?- сов.вид 3. клубился-что делал?- несов.вид поклонились –что сделали?- сов.вид .
Прошедшее время глагола 1. разгорелась 2. прикоснулись 3. клубился
Прошедшее время глагола 1. разгоре л ась 2. прикосну л ись 3. клуби л ся Суффикс -Л- является показателем прошедшего времени глаголов, в основу не входит!
Прошедшее время глагола 1. разгоре л ась 2. прикосну л ись 3. клуби л ся
Прошедшее время глагола 1. Разгоре л ась 2. прикосну л ись 3. клуби л ся
Прошедшее время глагола 1. Разгоре л ась – ж.р . 2. прикосну л ись- мн.ч . 3. клуби л ся- м.р . Глаголы прошедшего времени меняются по числам и родам в единственном числе.
Домашнее задание: Выучить теорию по теме «Прошедшее время глаголов». С глаголами « зам..рать », « ст..рать », « соб..рать », « расст ..лить» составить и записать предложения на одну тему, поставив глаголы в пр.вр . Выделить орфограммы «корни с чередованием», подписать число и род гл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе на тему: " Глаголы совершенного и несовершенного вида"
Данный урок проводился в 6 классе (Программа В.Бабайцевой).Весь урок построен на основе стихотворений Лежневских поэтов. На уроке использовалась презентация....
День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»
День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...
Урок русского языка в 10 классе по теме "Глагол".
Урок повторения и закрепления пройденного материала....
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....
Урок русского языка в 5-м классе «Время глагола. Лицо и число»
Цели урока: углубить знания учащихся о времени, лице и числе как непостоянных морфологических признаках глагола; познакомить с образованием форм настоящего и будущего времени глагола; формировать учеб...
Урок русского языка в 5 классе "Настоящее время глагола"
Тип урока: закрепление знаний по теме "Глагол", "Настоящее время глагола". На уроке обеспечивается развитие творческих способностей и заинтересованности учащихся к изучению пр...
Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"
Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...