Урок русского языка в 5-м классе "Прошедшее время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Комбинированный тип урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Прошедшее время глагола»

Тип: комбинированный урок.

Задачи урока: познакомить учащихся с признаками глаголов прошедшего времени

Цели урока:

  1. повторить сведения о глаголе как части речи, повторить тему «Корни с чередованием», выявить способ образования глаголов прошедшего времени,
  2. определить постоянные и непостоянные признаки глаголов прошедшего времени, находить в текстах глаголы прошедшего времени,
  3. развивать речь, используя данные глаголы, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, развивать  навык оценивания,
  4. воспитывать патриотизм.

Оборудование: проектор

Ход урока:

1.Оргмомент.

Задание1. Прочитайте текст, определите и запишите его тему и основную мысль.         

        Над Петербургом разгорелась утренняя заря. Яркие лучи прикоснулись к бл..стящим куполам соборов и церквей. Белый туман еще клубился в зар..слях кустарника, когда подр..стающие тополя поклонились солнцу. Расст..лившийся над Невой туман исчез. Заж..гательно затанцевали веселые струйки воды в фонтанах. Город, озаренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа наполнилась теплом. Сердце зам..рло от восторга.

Определите и запишите стиль речи и тип текста.

Обсуждение.

2. Повторение изученного. 

Задание2. Спишите слова с пропущенными орфограммами, графически их объяснив.

Самопроверка с комментариями.

Задание3. Спишите предложение для синтаксического разбора(4).

Работа у доски с комментариями.

Задание4. Выпишите глаголы из 1-3 предложений, определив их вид:

1. Над Петербургом разгорелась утренняя заря. 2. Яркие лучи прикоснулись к бл..стящим куполам соборов и церквей. 3. Белый туман еще клубился в зар..слях кустарника, когда подр..стающие тополя поклонились солнцу.

Взаимопроверка  с комментариями.

3. Переход к изучению нового

Учитель:

-Какое можно выполнить задание, чтобы определить особенности глаголов прошедшего времени?

Ученик:

-Выделить суффиксы –л-.

Графическая работа. Выделение постфиксов с комментарием того, чем отличается постфикс от суффикса  (стоит  после окончания-ответ учеников).

Учитель:

- Выделите окончания  глаголов прошедшего времени.

Самопроверка.

-На что указывают эти окончания?

Ученики:

-На число и род.

Учитель:

-Как же меняются глаголы прошедшего времени?

Ученики делают выводы, высказывают предположения.

4. Работа с учебником.

А теперь откройте учебник на стр.145. Прочитайте правило и скажите, обо всём мы узнали?

Чтение правила с комментариями.

Работа со словарем-запись теории в словарь.

5. Подведение итогов.

-Что нового узнали? Чему научились? Что кажется сложным в освоении этой темы?

6. Домашнее задание.

Выучить теорию по теме «Прошедшее время глаголов».

С глаголами «зам..рать», «ст..рать», «соб..рать», «расст..лить» составить и записать предложения на одну тему, поставив глаголы в пр.вр.

Выделить орфограммы «корни с чередованием», подписать число и род гл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание1. Прочитайте текст, определите и запишите его тему и основную мысль. Над Петербургом разгорелась утренняя заря. Яркие лучи прикоснулись к бл .. стящим куполам соборов и церквей. Белый туман еще клубился в зар .. слях кустарника, когда подр ..стающие тополя поклонились солнцу. Расст ..лившийся над Невой туман исчез. Заж .. гательно затанцевали веселые струйки воды в фонтанах. Город , озаренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа наполнилась теплом. Сердце зам.. рло от восторга. Определите и запишите стиль речи и тип текста.

Слайд 2

Задание2. Спишите слова с пропущенными орфограммами, графически их объяснив. Над Петербургом разгорелась утренняя заря. Яркие лучи прикоснулись к бл .. стящим куполам соборов и церквей. Белый туман еще клубился в зар .. слях кустарника, когда подр ..стающие тополя поклонились солнцу. Расст ..лившийся над Невой туман исчез. Заж .. гательно затанцевали веселые струйки воды в фонтанах. Город , озаренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа наполнилась теплом. Сердце зам.. рло от восторга.

Слайд 3

Самопроверка: бл е стящим зар о слях подр а стающие расст е лившийся заж и гательно зам е рло.

Слайд 4

бл е стящим зар о с лях подр а ст ающие расст е лившийся заж и г а тельно зам е рло.

Слайд 5

Задание3. Спишите предложение для синтаксического разбора(4). Над Петербургом разгорелась утренняя заря. Яркие лучи прикоснулись к бл .. стящим куполам соборов и церквей. Белый туман еще клубился в зар .. слях кустарника, когда подр ..стающие тополя поклонились солнцу. Расст ..лившийся над Невой туман исчез. Заж .. гательно затанцевали веселые струйки воды в фонтанах(4). Город , озаренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа наполнилась теплом. Сердце зам.. рло от восторга.

Слайд 6

Выпишите глаголы из 1-3 предложений, определив их вид: 1. Над Петербургом разгорелась утренняя заря. 2. Яркие лучи прикоснулись к бл .. стящим куполам соборов и церквей. 3. Белый туман еще клубился в зар .. слях кустарника, когда подр ..стающие тополя поклонились солнцу.

Слайд 7

Самопроверка: 1. разгорелась – что сделала?- сов.вид 2. прикоснулись –что сделали?- сов.вид 3. клубился-что делал?- несов.вид поклонились –что сделали?- сов.вид .

Слайд 8

Прошедшее время глагола 1. разгорелась 2. прикоснулись 3. клубился

Слайд 9

Прошедшее время глагола 1. разгоре л ась 2. прикосну л ись 3. клуби л ся Суффикс -Л- является показателем прошедшего времени глаголов, в основу не входит!

Слайд 10

Прошедшее время глагола 1. разгоре л ась 2. прикосну л ись 3. клуби л ся

Слайд 11

Прошедшее время глагола 1. Разгоре л ась 2. прикосну л ись 3. клуби л ся

Слайд 12

Прошедшее время глагола 1. Разгоре л ась – ж.р . 2. прикосну л ись- мн.ч . 3. клуби л ся- м.р . Глаголы прошедшего времени меняются по числам и родам в единственном числе.

Слайд 13

Домашнее задание: Выучить теорию по теме «Прошедшее время глаголов». С глаголами « зам..рать », « ст..рать », « соб..рать », « расст ..лить» составить и записать предложения на одну тему, поставив глаголы в пр.вр . Выделить орфограммы «корни с чередованием», подписать число и род гл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему: " Глаголы совершенного и несовершенного вида"

Данный урок проводился в 6 классе (Программа В.Бабайцевой).Весь урок построен на основе стихотворений Лежневских поэтов.  На уроке использовалась презентация....

День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»

День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол.  И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Глагол".

Урок повторения и закрепления пройденного материала....

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

Урок русского языка в 5-м классе «Время глагола. Лицо и число»

Цели урока: углубить знания учащихся о времени, лице и числе как непостоянных морфологических признаках глагола; познакомить с образованием форм настоящего и будущего времени глагола; формировать учеб...

Урок русского языка в 5 классе "Настоящее время глагола"

Тип урока: закрепление знаний по теме "Глагол", "Настоящее время глагола".  На уроке обеспечивается развитие творческих способностей   и заинтересованности  учащихся  к изучению пр...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...