Различение написаний существительных собственных и нарицательных.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс)

Кожушная Лариса Федоровна

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы. Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными: собака, котёнок, брат, дедушка, конь, город, озеро. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы. У нас в стране сотни тысяч фамилий! А раньше фамилий не было, их заменяли имена и прозвища.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 класс Имена существительные. Собственные и нарицательные.

Слайд 2

www.themegallery.com Company Logo Существительные бывают собственные нарицательные это названия отдельных лиц, единичных предметов (Анна, Москва) называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (человек, птица).

Слайд 3

К собственным именам существительным относятся: 1) имена, фамилии, прозвища, клички (Пётр, Иванов, Шарик); 2) географические названия (Кавказ, Сибирь, Средняя Азия); 3) астрономические названия (Юпитер, Венера, Сатурн); 4) названия праздников (Новый год, День учителя, День защитника Отечества); 5) названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий (газета «Труд», роман «Воскресение», издательство «Просвещение») и др.

Слайд 4

Все имена собственные пишутся с большой буквы (Москва, Арктика), некоторые также берутся в кавычки (кино­театр «Космос», газета «Вечерняя Москва»), Кроме различий в значении и написании собственные имена существительные имеют ряд грамматических особенностей: 1) не употребляются во множественном числе (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли); 2) не сочетаются с именами числительными.

Слайд 5

Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные — в собственные , например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифологии) — нарцисс (цветок); Бостон (город в США) — бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд — газета «Труд».

Слайд 6

Задание №1 Пофантазируйте о том, что было бы, если бы из языка исчезли имена собственные и собственные наименования. Как бы общались люди на улице, разыскивая дома своих знакомых, учебные заведения, магазины и т.д.? Как происходила бы подписка на газеты и журналы? Как выбирали бы книги в библиотеке? Как общался бы учитель со своими учениками? Как пришлось бы рассказывать об исторических событиях прошлого? Опишите одну из предложенных ситуаций общения или выберите собственную тему. В начале своей работы обязательно перечислите несколько собственных наименований, из-за исчезновения которых и возникнут все те затруднения в общении, которые вы опишите. Подчеркните в своей работе собственные наименования.

Слайд 7

Сначала выпиши предложения, в которых собственные имена обозначают имена людей и клички животных; затем предложения, в которых имена нарицательные употреблены как имена собственные. Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овл..дели отч..яние и ужас. Вдруг сырный дух Лису ост..новил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пл..нил. Плуто..ка к дереву на ц..поч(?)ках подход..т, в..ртит хвостом, с Вороны глаз (не) свод..т. Герасим немного изумился, однако п..дозвал Муму, п..днял ее с з..мли и пер..дал Степану.

Слайд 8

-Вставь пропущенные орфограммы; -Построй схему третьего предложения; -Подчеркни во втором предложении глаголы, употребленные в переносном значении; -Письменно ответь на вопрос, почему в предложениях второй группы нарицательные существительные написаны в большой буквы 4. Впереди б..жал, свесив набок длинный-предлинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. 5. К кому-то прин..сли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в гл..за к..дался. 6. Однажды летом у речк.., за с..лом, на мя..ком бере..ку случилось встретиться пастуш..ему Рожку с Кларнетом.

Слайд 9

Спиши, оформляя прямую речь как диалог и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркни имена собственные Однажды я услышал разговор двоих . Одному было семь лет а другому лет на сорок больше. Ты читал Тома Сойера Нет А Вия Нет А Хижину дяди Тома Нет Счастливый вздохнул с завистью старший. (С.Михалков)

Слайд 10

Запиши названия любимых книг и фамилии их авторов. Расскажи, за что в ты любишь названное произведение.

Слайд 11

Выпиши в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные существительные, соотнеся их друг с другом: Ярославль, город, река, Днепр, Байкал, Венгрия, страна, озеро, Максим Горький, художник, Орлик, писатель, Репин, лошадь, конь, Зорька, планета, композитор, Марс, Чайковский собственные нарицательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные " проводится в 5 классе коррекционной школе VIIIвида....

Презентация по теме "Существительные собственные и нарицательные"

Данная презентация составленна для урока в 5 классе по теме "Существительные собственные и нарицательные"коррекционной школы VIII вида....

Имя существительное – собственное и нарицательное

Имя существительное – собственное и нарицательное. Ход урока...

Существительные собственные и нарицательные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе в аспекте ФГОС...