Урок русского языка в 7 классе "Лингвоконцептуальный анализ слова" (в рамках проведения технологии "День единого текста")
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Шамсутдинова Гульнара Рифовна

Урок русского языка в 7 классе "Лингвоконцептуальный анализ слова" (в рамках проведения технологии "День единого текста")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lingvokontseptualnyy_analiz_slova.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Лингвоконцептуальный анализ слова пластинка»

 (в рамках проведения технологии «День единого текста»)

Цели урока:

1) совершенствовать лингвистическую компетенцию (в том числе лексикографическую компетенцию):

- развивать устную речь;

- совершенствовать умение анализировать текст;

- совершенствовать умение работать с толковым, словообразовательным, этимологическим словарем, словарем синонимов, фразеологическим словарем, словарем ассоциаций;

2) осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка;

3) анализировать языковые явления, находить одну единицу информации в тексте, интерпретировать информацию, строить устный монологический ответ, аргументированно доказывать свою точку зрения;

Ход урока

  1. Вступительная беседа.

- Перед вами две иллюстрации фотографий. Между ними история длиною больше века. Но есть что-то, что их объединяет. Можете ли вы сказать, что является звеном в этой цепи времени?

- Да, действительно, на первой иллюстрации мы видим граммофон 19 века, на котором, возможно, проигрывается пластинка, а на второй мы видим диджея, который в 21 веке использует такую же пластинку для воспроизведения музыки.

- Сохранились ли у кого-нибудь из вас дома или дома у дедушек с бабушками пластинки?

- А почему, по-вашему, люди хранят предметы старины, не расстаются с ними? Поможет ответить вам на этот вопрос видеоролик.

(Это память об их молодости, детстве, символ их молодости, воспоминания, дорогие сердцу мгновения …).

- Действительно, это наша история, прошлое. А прошлое, как известно, мы обязаны сохранить в памяти. Ибо без прошлого нет будущего. И не забывать историю своей страны, своей семьи нам помогают символы времени, к которым можно отнести и пластинку.

II. Работа со словарями и составление кластера.

- Сегодня у нас необычный урок - лингвоконцептуальный анализ слова «пластинка».

- Вспомним этапы работы над концептом:

1. Ассоциативное поле.

2. Словесный портрет:

А) значение слова

Б) этимология

В) синонимы, антонимы

3.  Использование слова в народном творчестве

4.  Портрет слова в литературе

5.  Собственный текст

- Работать над тем или иным этапом вы будете в группах. У каждой группы есть свой электронный маршрутный лист. Следуя этому маршрутному листу, мы совместно составим кластер «Смысловые поля концепта "Пластинка».

Маршрутный лист группы 1. ( https://slooovo.ru/пластинка/значения)

  1. Установите лексическое значение слова «пластинка» по Словарям Д.Н. Ушакова, С. И. Ожегова и Т.Ф. Ефремовой.
  2. Сравните данные словарные статьи и сформулируйте собственное определение концепту «пластинка».

(Это диск со звуковой записью)

Маршрутный лист группы 2.

  1. Объясните этимологию концепта «пластинка» (https://gufo.me/dict/krylov/пласт)

(Общеславянское слово, восходящее к той же основе (но с изменением корневой гласной), что и плоский).

Маршрутный лист группы 3. Синонимы к слову ПЛАСТИНКА (slooovo.ru) 

  1. Используя словарь синонимов, подберите соответствующие концепту «пластинка»

(диск, кассета, грампластинка)

Маршрутный лист группы 4. https://slooovo.ru/пластинка/значения

  1. Используя фразеологический словарь, проанализируйте использование концепта «пластинка»

(Переменить пластинку -сменить тему разговора, беседы).

Маршрутный лист группы 5. http://www.slovesa.ru

  1. Используя словарь ассоциаций, составьте ассоциативное поле концепта «пластинка»

(ВРАЩЕНИЕ, КРУГ, СКОРОСТЬ, ЗАПИСЬ)  

- Итак, мы получили смысловое поле концепта «пластинка». Чтобы словесный портрет концепта стал ещё более полным, понаблюдаем, как слово работает, живет в тексте.

III. Работа с текстом «История грампластинки».

- Перед вами лежат листы с текстами. Но прежде, чем мы познакомимся с его содержанием, предположите, какие из представленных утверждений являются истинными, а какие ложными.

  • Первые пластинки появились в Японии в 19 веке. (-).
  • В России первую фабрику по производству пластинок открыл немецкий предприниматель. (+).
  • В СССР были запрещены пластинки с записями иностранных певцов. (+).

- Легко ли вам было определить, истинное это или ложное утверждений? Почему? Что нужно сделать, чтобы получить недостающей информации?

- Прочитаем текст «История грампластинки». Что отражено в названии текста: тема или основная мысль?

- В каких источниках можно найти эту информацию?

- Вернитесь к утверждениям, ответьте еще раз. Сколько у нас получилось несовпадений?

- Проверим, насколько внимательны вы были во время прочтения текста.

- Что нового узнали из текста? Постройте предложения по схеме: «Я узнал, что…».

- О чем говорится в первом абзаце? Подчеркните ключевые слова концепта «Пластинка».  Во втором? В третьем? В четвертом? В пятом? В шестом? В седьмом?

- Какова основная мысль? (Пластинки прошли длительный путь развития).

- В каком из абзацев содержится информации об отношении автора к проблеме?

- Вспомните иллюстрации, с которых мы начали урок. Можно ли сказать, что основная мысль текста соотносится с ними?

- Завершающим этапом работы над концептом является составление собственного текста. Напишите синквейн по теме «Пластинка».

 Пример:

  1. Пластинка
  2. Виниловая, долгоиграющая (граммофонная, заезженная, круглая, гибка, черная…)
  3. Вертится, звучит, воспроизводит
  4. Пластинки применяются в современной жизни.
  5. Запись.

Д\З – сочинение- рассуждение «Почему важно помнить прошлое?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста

Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...

Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.

Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка  в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....

План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"

Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ  текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...