Имена существительные общего рода
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределите существительные по родам: Стол, окно, солнце, кафе, мышь, лампа, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, шарф, непоседа, море.
Проверим М.р. Ж.р. Ср.р. стол мышь окно ландыш лампа солнце карандаш тетрадь кафе шарф девочка море
О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.
СРАВНИТЕ «Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.
А так можно? «Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
ВЫВОД Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода .
НО Род – это постоянный признак имён существительных. Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются?
Имена существительные общего рода
Чему мы должны научиться на уроке?
Существительные общего рода И.п. ед.ч. А / Я Значение Характеристика лица (чаще отр.) Жен.пола муж.пола Жен. Род муж. род Прил. –АЯ Прил. – ЫЙ, ИЙ
Имена существительные общего рода ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕГО РОДА 1 . Человек, который не может долго усидеть на месте, подвижный, склонный к суете. 2 . Тихий, смирный человек. 3 . Неловкий, несообразительный человек, тот, который постоянно всё теряет, забывает. 4. Неаккуратный, нечистоплотный человек, имеющий неряшливый вид. 5 . Тот, кто очень часто, без видимой причины жалуется, плачет.
Имена существительные общего рода ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕГО РОДА 1 . Человек, который не может долго усидеть на месте, подвижный, склонный к суете. 2 . Тихий, смирный человек. 3 . Неловкий, несообразительный человек, тот, который постоянно всё теряет, забывает. 4. Неаккуратный, нечистоплотный человек, имеющий неряшливый вид. 5 . Тот, кто очень часто, без видимой причины жалуется, плачет. непоседа тихоня растяпа неряха плакса
Имена существительные общего рода Миша – удивительн ЫЙ __ непоседа. Лида – удивительн АЯ ______ непоседа. Как ОЙ _____ ты зазнайка, Петя! Как АЯ ______ ты зазнайка, Аня! Коля – больш ОЙ ____ забияка. Света - больш АЯ __ забияка.
Выпишите из басен И.А.Крылова существительные общего рода, определите род, где это можно Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку . (И.А. Крылов «Волк на псарне») «Ах, ты, обжора! ах, злодей!» - тут Ваську Повар укоряет . (И.А. Крылов «Кот и повар») « Как расшумелся здесь! Какой невежа!» - про дождик говорит на ниве камень лежа . (И.А. Крылов «Камень и Червяк») Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк . (И.А. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно»)
Словарная статья НЕВЕЖДА, -ы; м. и ж. 1.Необразованный, малосведущий человек; неуч. Невежда он был круглый, ничего не читал. 2.Человек, несведущий в какой-л. области знаний. Невежда в физике. Я полная невежда в социальных вопросах. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
Словарная статья НЕВЕЖА, -и; м. и ж. 1. Грубый, невоспитанный человек. Только невежа не уступает женщине место в трамвае. Не хочу и разговаривать с такой невежей! Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
Невежи и невежды Невежа – грубый, невоспитанный человек Невеж д а (не ве д ает, не знает) – малообразованный человек
Прочтите это предложение и скажите, уместно ли в нём данное обращение? Ты не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежа!
Посмотрите на это предложение и скажите, уместно ли в нем данное обращение? Ты не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежда! невежа!
1.Я больш____ уница, потому что сегодня на уроке узнал(а), что именами существительными общего рода называются…… 2. Я удивительн_____ молодчина, так как знаю, что имена прилагательные сочетаются с сущ.общего рода либо в ______ роде, либо в _____. 3. Я больш____ уница, потому что теперь я знаю, что невежа – это______, а невежда- это_______ 4. Я молодчина, потому что знаю, что чаще всего сущ.общего рода используются в ________ речи.
Домашнее задание Выучить п.52, упр. № 323. Творческое: сочинить четверостишие, используя сущ. общего рода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....

Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)
Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...
Имена существительные общего рода
Материал использова при объяснении нового материала...

Имена существительные общего рода
Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 6 классе при изучении существительных общего рода. Презентация содержит постановку проблемной ситуации, объяснение нового материал...

Имена существительные общего рода
Презентация может быть использована во время объяснения нового материала...

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

