Цикл уроков по теме причастия 7 класс с технологией дифференцированного обучения
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Цикл уроков по теме причастия 7 класс с технологией дифференцированного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация.

Данная методическая разработка  раскрывают технологические этапы изучения темы «Причастия», планирование учебного материала изучения темы «Причастия»     определяет предъявляемые  требования к знаниям, умениям, навыкам, содержат  сведения о видах и типах уроков, формах организации учебной деятельности, которые могут быть полезны учителям при изучении данной темы.

Пояснительная записка

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учеников. Дети, испытывающие трудности в обучении, получают посильные задания. Они, не испытывая стресса, достигают базового уровня обученности.

Этапы урока, на которых использованы дифференцированные задания:

- повторение изученного материала (при выполнении тренировочных упражнений);

-закрепление нового материала ( задания по группам)

- домашнее задание ( составить сказку-миниатюру о любом явлении омонимии или выполнить одно из упражнений).

В подготовке к урокам использовалась таблица разноуровневого обучения (по В.В.Гузееву) и исходя из этого предлагались задания по следующим уровням:

1 уровень – репродуктивный, минимальный; ребенок выполняет задание по заданному образцу на изучаемое правило;

2 уровень – общий; ребенок выполняет задание, используя 2-3 правила (одно по изучаемой теме и 1-2 на повторение);

3 уровень – продвинутый, творческий; ребенок выполняет творческое задание с использованием изучаемого правила.

Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображение, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интерес к знаниям, чувство ответственности, товарищества) и представляет собой форму деление класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

Планирование учебного материала изучения темы «Причастия»

№ урока

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

 Показать способ выбора гласной в их суффиксах.

Расширить знания о страдательных причастиях настоящего времени

2

Правописание гласных перед Н и НН в причастиях

1

Усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях»

отработка алгоритма применения правила

3

«Одна и две буквы   н   в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

1

Определить условия выбора  нн  в словах на  -ный, образованных от глаголов

Закрепить умение употреблять нн  в данном разряде слов, тренировать в различении причастий и прилагательных на –ный по совокупности  их отличительных признаков

4

«Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

1

познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

5

« Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

1

Дать определение слитного и раздельного написания НЕ с причастиями

Обосновать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Урок №1 «Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени».

Цели: развивать самостоятельность учеников в обучении, их внимание; расширить знания о страдательных причастиях настоящего времени; показать способ выбора гласной в их суффиксах.

Методические приемы: беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

На доске чертим таблицу (с. 48), которую заполняем (и в тетрадях), по мере ответов на вопросы. Примеры должны отличаться от примеров учебника.

Вопросы:

-      Что такое страдательные причастия?

-      От основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени?

-      Что такое переходные глаголы?

-      Какие глаголы относятся к несовершенному виду?

-      С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?

-      От чего зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?

Глаголы (переходные несовершенного вида)        

Спряжения        

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени        

Примеры

-             Выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме страдательных причастий настоящего времени, зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)

II.     Выполнение упражнений

1.           Упражнение 101.

Комментарий. Дополнительный вопрос:

-             Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По во

просу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) -

множимом, снарядом (каким?) управляемым.)

Причастия, являющиеся специальными словами: намагничиваемый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).

2.     Упражнение 102: по вариантам (1-й вариант- нечетные слова, 2-й - четные).

3. Дифференцированные задания на закрепление темы.

 Задание 1.

 Уровень 1

Найдите словосочетания со страдальными причастиями. Определите вид и время страдальных причастий.

Рассуждайте так:

- на пестреющем лугу - причастие (на) пестреющем обозначает признак активного предмета (пестреет луг сам, т. е. сам действует), значит это действительное причастие;

- земля, обогреваемая солнцем - причастие обогреваемая обозначает признак пассивного предмета (земля испытывает на себе воздействие солнца, страдает от его воздействия), значит это страдательное причастие.

Образец записи:

земля, обогреваемая солнцем - страд. прич, обогреваемая (когда?) - наст. вр., несов. в..

1.        прибл…жающийся к берегу

2.        о движущ…мся предмете

3.        опавшие с тополя

4.        отнятая игрушка

5.        разлившая по небу

6.        проверенная учителем

7.        пл…скавшиеся волны

8.        строящийся дом

Задание 1.

Уровень 2

Определите, какие причастия можно образовать от переходных глаголов совершенного вида. Приведите примеры.

1.        все четыре формы причастий

2.        только формы действительных причастий

3.        только формы страдательных причастий

4.        только формы настоящего времени

5.        только формы прошедшего времени

Задание 1.

Уровень 3

Определите, какие причастия можно образовать от непереходных глаголов совершенного вида. Приведите примеры. Определите вид записанных причастий (действительное или страдательное). Обоснуйте свое мнение.

1.        действительные настоящего и прошедшего времен

2.        действительные прошедшего времени

3.        страдательные настоящего и прошедшего времени

4.        страдательные прошедшего времени

III.    Словарная и орфоэпическая работа

Записать слово движимый, помещенное в рамке (с. 50), в словарики, составить два предложения с этим словом.

Отметим, что встречается это слово преимущественно в письменной речи, в произведениях художественного стиля.

Дифференцированное домашнее задание

1.§ 18 (с. 48-49).

2.      Упражнение 106: письменно.

3. Упражнение 107: устно (подготовка к диктанту);

дополнительно сильным учащимся: записать предложения с Прямой речью.

Урок №2. «Правописание гласных перед Н и НН в причастиях».

Цели:

Обучающая: усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций.

Развивающая: развитие самостоятельности мышления учащихся.

Воспитывающая: воспитание самостоятельной личности.

Формы и методы: лингвистическая разминка, творческая работа, выборочный диктант, контрольный срез, конструирование предложений, словарная работа.

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, для работы в парах, для контрольного среза; ответы для самопроверки и взаимопроверки. Учебник «Русский язык 7 класс», Издательство «Просвещение» 2007г.М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Ход урока.

I этап. Организационный момент.

II этап. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.

1. Беседа по вопросам.

-Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?

-От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?

2. Выполнение заданий по вариантам.

Цель: повторить алгоритм образования и правописания страдательных причастий

прошедшего времени.

I вариант.

Задание: образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов. Расположить, поставить, рассеять, выслушать, узнать, уставить, зарисовать вывести, высмеять.

II вариант.

Задание: вставить пропущенные гласные перед суффиксом – НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Поставл..нный, высказ..нный, сожж..нный, заброш..нный, увид..нный, прове..нный, зате..нный, распах..нный, накормл..нный.

(Работа выполняется самостоятельно, после выполнения – взаимопроверка; все оценки вносятся в листок контроля учащихся.)

3. Индивидуальное задание: выписать из данных слов только страдательные причастия прошедшего времени, объяснить написание гласных перед НН: солом..нный, составл..нный, освещ..нный, свящ..нный, ове..нный, врем..нный, завал..нный, безветр..нный.

III этап. Лингвистическая разминка.

Цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов; решение пунктуационных задач.

Задание (выполняется по рядам): сконструировать из двух предложений одно, заменив глагол во втором предложении причастием.

Получившееся предложение записать, расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

1 ряд. Облачко превратилось в тучу.

Туча постепенно охватила полнеба.

2 ряд. На мысе виднелась палатка.

Мыс возвышался над поверхностью моря.

3 ряд. Улица заканчивалась недавно выстроенным домом.

Дом выкрасили в зелёный цвет.

(При проверке можно использовать помощь консультантов.)

Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?

IV этап. Актуализация знаний.

1. Творческая работа.

Цель: совершенствование навыков употребления причастных форм и конструкций; решение орфографических и пунктуационных задач.

Задание выполняется в парах с последующей самопроверкой:

(записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами).

1. Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.

2. У крыльца стояли (оседлать) кони.

3. Последняя туча (рассеять) бури!

4. Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.

5. Волосы у Веры гладко (причесать).

(Прочитайте предложения, в которых вы поставили знаки препинания, объясните).

2. Орфоэпическая разминка.

Цель: совершенствование орфоэпических норм при употреблении

причастий в устной речи:

прочитать причастия, следя за ударением; проверить себя по словарю.

Поживший, отживший, новоприбывший, заслуженный, принятый, звонящий, изогнутый, созданный, занявший, приведённый, повторённый, произнесённый, внесённый, премированный, начатый.

3. Выборочный диктант.

Цель: подготовка к контрольному диктанту; развитие орфографической зоркости;

совершенствование морфемного разбора причастий.

Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.

I вариант – с гласными а, я перед суффиксом – НН –

II вариант – с гласными е, ё в суффиксах – ЕНН -, -ЁНН –

Лучи солнца осветили его тщедушную фигурку, седые растрёпанные волосы и чистые глаза. В его руках корзинка, наполненная виноградом.

Я снял свой потрёпанный кожаный ранец.

Патроны запихал в карман моей поношенной гимнастёрки.

Я поцеловал его в заплаканные глаза.

Через полчаса я находился недалеко от сожжённой Чабановки.

К отряду я пробирался после проведённой по заданию работы.

— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от прилагательного;

— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от глагола;

— Выделите морфемы, которые «принадлежат» только причастию.

V этап. Самостоятельная работа.

Деловая игра «Корректор»

(выполняется по вариантам, проверяет учитель)

Цель: выяснить степень усвоения учащимися орфограммы

«Гласная перед Н и НН в причастиях»

I вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Расе..нные тучи, посаж..нный сад, вырубл..нный лес, ове..нный славой, услыш..нный разговор, скле..нный накрепко, потер..нное время, подстрел..нные утки, расстрел..нные патроны, пойм..ннные птицы.

— Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

II вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Разве..нные ветром, услыш..нный шорох, постро..нный дом, выкач..нная из подвала бочка, размеш..нное тесто, размеш..нные краски, смеш..нные леса, замеш..нные в преступлении, посе..нная рожь, взлеле..нное дитя.

— Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

VI этап. Рефлексия.

— Анализ листка контроля, выведение итоговой оценки за урок.

— Итоговая оценка.

VII этап. Дифференцированное домашнее задание:

1) Для слабых – упр. 113. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий.

Для сильных – упр.112 1) Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед –нн и –н, затем с буквой е.

2) Составьте 2-3 словосочетания «причастие + существительное» и 1-2 предложения со сказуемым – кратким причастием

Урок № 3. «Одна и две буквы   н   в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Цель урока:  1)  установить опознавательный признак орфограммы № 53, определить условия выбора  нн  в словах на  -ный, образованных от глаголов; закрепить умение употреблять нн  в данном разряде слов, тренировать в различении причастий и прилагательных на –ный по совокупности  их отличительных признаков; 2)  повторить правила правописания  нн   в полных страдательных причастиях; н  и нн в прилагательных, образованных от существительных;  не  с полными причастиями; правило обособления причастного оборота; 3)  познакомить учащихся с особенностями употреблений причастий в речи.

Ход урока.

                          I.    Повторение  необходимых для усвоения новой темы сведений о причастиях и прилагательных.

Проводится словарный диктант с заданием: записать в одну колонку причастия, в другую – прилагательные, установить, от какой части речи образованы данные слова, и графически обосновать употребление в них н и  нн. (При затруднении можно обратиться к Школьному словообразовательному словарю.)

Отечественная война, призванный  в армию, оккупированный фашистами, кожаная кобура, звериные тропы, окруженный гитлеровцами, преданный Родине, туманное утро, взволнованный встречей, разведанный район.

 

Установите по Школьному словарю иностранных слов особенности значения и употребления слова оккупация.

                 1)    По каким признакам вы отличаете причастия от прилагательных? (По значению: причастия обозначают признак временной, прилагательные – постоянный; по способу образования: страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов с суффиксами –нн, -енн, прилагательные – от существительных с суффиксами –н-, -ан-(-ян-), -ин-. –онн-. –енн-.

                 2)    Каков ход рассуждения в применении правила употребления н или нн в словах на  –ный? (Сначала необходимо определить, от какой части речи и с каким суффиксом образовано слово на –ный, затем соотнести данную орфограмму с правилом.)

                 3)    В каком сообщении можно использовать рассмотренные в упражнении слова? (Например, в рассказе о подвиге разведчика.)

В индивидуальные задания (эти задания выполняются на доске) включаются следующие предложения:

                1)    Дорогой героев, дорогой отцов шагают бесстрашныелюди, и в час испытания каждый готов закрыть свою Родину грудью.

                2)    Ушла война, оставив списки погибших в праведном бою. Застыли скорбно обелиски в недвижном каме..ом строю. А в чистом небе столько сини – такой бездо..ой глубины, как будто здесь, в полях России, и вовсе не было войны.

                3)    В нашей памяти не померкнет ратный и трудовойподвиг советских людей, не жалевших жизни во имя защиты Родины от  гитлеровского нашествия, во имя спасения Европы от фашистского порабощения.

 

Первый пример даётся для грамматического разбора; во втором – вставляются пропущенные орфограммы в словах и графически обосновывается их употребление (данный ряд слов пополняется прилагательными, иллюстрирующими другие случаи употребления н  или нн); в третьем – выделяется причастный оборот, графически обосновывается постановка при нем запятой и обозначается условие выбора слитного или раздельного написания не.

К словам бесстрашный, ратный, порабощениеподбираются синонимы, значение других выделенных слов объясняется.

Итоговый вопрос: Какими частями речи являются слова на –ный? (Прилагательными и причастиями – особой формой глагола.)

                       II.    Проблемное задание.

Известно, что в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн. Объясните, есть ли различие в написании слова ране(н,нн)ый, употребленного в словосочетанияране(н,нн)ый в разведке, ране(н,нн)ый разведчик.

                   III.    Вопросы.

                     1)        Какой вид прилагательных указан в заглавии параграфа? (Прилагательные, образованные от глаголов.)

                     2)        Каков опознавательный признак орфограммы № 53?  (Нперед окончанием.)

                     3)        От какой части речи образованы слова, данные в рамочке учебника?  (От глагола.)

                     4)        Каковы условия выбора нн в словах на –ный, образованных от глагола?

 

                    IV.    Задание с использованием графопроектора.

Запишите порядковый номер примера в таблицу.

Пиши нн в словах на –ный, образованных от глагола.

 

если есть

приставка

 

если есть

суф. –ова-

(-ева-)

 

если есть

зависимое слово

 

если слово образовано

от бесприставочного

глагола сов. вида

 

                 1)Рискованный поступок; 2)  ограниченные возможности; 3) раненный в ногу; 4) спасенные жители; 5)  развеянный пепел; 6) мощенный булыжником; 7)  брошенные трофеи; 8) асфальтированное шоссе; 9)  рубленный осенью;                  10) оккупированный район; 11)  кованный из стали.

                       V.    Дифференцированные задания.

                         1)    Из упражнений учебника выпишите словосочетания «причастие +существительное, обозначьте условие выбора изучаемой орфограммы.

                         2)    От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени. Укажите те причастия, которые употребляются как прилагательные, составьте с одним из них предложение.

Окрылить, сразить, обагрить, подстрелить, рассеять, бетонировать, выкопать, вооружить, проявить, посвятить.

 

                         3)    От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени и составьте с ними сочетания слов по образцу: сущ. + прич. + зависимое слово.

Не ходить, не ездить, грузить, ковать, метить, путать, кипятить, плести, морозить, сеять.

 

Устное творческое задание.

От глаголов, данных в скобках, образуйте в зависимости от смысла причастия. Поставьте недостающие знаки препинания (текст написан на доске).

Над (обнажить) гранитной скалой к самому небу взметнулась 12-метровая мраморная стена… на лицевой стороне памятника (обратить) в сторону (приходить) кораблей строгие изображения моряков-пограничников Заполярья (пасть) в боях с фашистами в годы войны. Это им, беззаветным героям, (сорвать) планы Гитлера по захвату Кольского полуострова народная память.

 

Определите, к какому стилю речи относится данный текст. (Публицистический стиль: причастия придают тексту краткость и торжественность; замена причастий глаголами в отдельных случаях невозможна или нецелесообразна.)

                    VI.    Итоговый вопрос: Что нового вы узнали на уроке о правописании двух  н  в словах на  -ный?

                VII.    Домашнее задание.

Составьте рассказ о подвиге разведчика, используя в нем, если нужно, слова, встретившиеся на уроке.

 

 Урок № 4. «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задачи:

 - обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки,  презентация.

Ход  урока:

1.Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся.

А). Дифференцированные карточки.

                     Карточка №1  (для слабого ученика)

      Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

      Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.

                     Карточка № 2 (для сильного)                                РАБОТА У ДОСКИ

      Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

       Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

Б). Фронтальный опрос.   (Слайд 1)

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от  названия,  можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая?

-  Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?

-  Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?

- Что нам известно об отглагольных прилагательных?

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?

- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)

- На какие вопросы отвечают?

- Какова синтаксическая роль в предложении?

- Какую цель мы для себя поставим?

В). Проверка выполнения  карточки у доски.

3. Изучение новой темы.

    А). Целеполагание.      (Слайд 2)

    Б). Создание проблемной ситуации.      (Слайд 3)

- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое  поможет нам  сформулировать задачу на этот урок.

(На доске запись):

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

- Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).

Проверка выполнения. Обмен тетрадями.

   На доске делается запись :    

 Дочь умна и воспитанна.      Девочка хорошо воспитана бабушкой.      

Море взволновано.                  Лицо девочки было взволнованно.

Некоторые люди очень рассеянны.     Семена рассеяны по полю.

- На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).

- Проверять умеем? (Умеем).

- Как? (Краткое причастие можно заменить  глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).

- Почему количество  «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).

- Так какую задачу поставим сегодня на урок?      (Слайд 4)

- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать  Н или НН в суффиксах данных слов.

    В). -  Смысловое чтение (работа по учебнику)  «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 61

         - Алгоритм     (Слайд 6)

4. Закрепление

а).   Распределительный диктант. 

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.

    Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

б). Работа в группе.   Работа с электронным тренажером.

В). Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

 2. Горизонтальное вправо – влево.

 3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

 4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить  значок в ячейке выбранного вами варианта  ответа  (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

 3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.

7. Вещи утеряны в дороге.

8. Студентка рассеянна.

9. Публика избалована гастролёрами.

10.  Все трудности временны.

11. Вещи утеряны в дороге.

Проверим и оценим себя сами     (Слайд 7)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 Н

 +

 

 +

 

 +

 +

 +

 

 +

 

+

 НН

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

5.Рефлексия

С какой трудностью столкнулись в начале урока?

Какие знания использовали для решения новой задачи?

Чему учились на уроке?

Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

6. Домашнее задание: п.22, Упр.№125  (Слайд 8)

*** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)

Урок № 5. « Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.».

Цели:

  1. Предметные:

к концу урока учащиеся должны уметь давать определение; отличать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; обосновать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

  1. Метапредметные:

работать над развитием следующих умений: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Личностные:

умение переключаться с одного вида деятельности на другой, работать в группе, паре

Ход урока

Структура и содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы организации урока

УУД

1. Целеполагание.

- Перед вами на доске начало формулировки темы нашего урока «Слитное и раздельное написание НЕ …»

- Какую похожую тему мы изучали?

- Как вы думаете, на какой результат мы будем сегодня работать?

Участвуют в диалоге, самоопределяются.

Организует работу учащихся, фиксируя их предложения на доске.

Фронтальная

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

2. Актуализация (подготовка к новому учебному материалу).

На слайде – «Объясни написание данных слов с НЕ».

(не) настная погода

(не) верное решение

(не) длинный, а короткий спектакль

(не) истовствовал

(не) сделал

(не) настье, (не) правда

(не) друг, а просто знакомый.

- Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались?

Выполняют творческое задание.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Фронтальная

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: 

выделение и осознание того, что уже пройдено.

Коммуникативные:  

умение точно выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:  

смыслообразование.

3. Постановка учебной задачи.

- Образуйте от глаголов на слайде причастия.

Неистовствовал – неистовствовавший

- Почему НЕ написали слитно?

(Без НЕ не употребляется)

- От глагола не сделал – несделанная работа,

но если 1) есть противопоставление (не сделанная, а лишь начатая работа),

2) есть зависимое слово (не_сделанная мною) – пишем причастие с НЕ раздельно – это отрицательная частица

- Сформулируйте правило на данную орфограмму.

- Запись под диктовку на доске и в тетрадях с обозначением условия выбора орфограммы:

Нерешенная задача (нет зависимого слова, нет противопоставления),

еще не решенная задача,

не придуманное, а взятое из книги предложение (есть противопоставление), задача (не) решена.

- Как мы напишем НЕв этом случае?

(Раздельно, так как НЕ с краткими причастиями пишется раздельно).

- Сформулируйте тему урока полностью.

- Сформулируйте цели урока, опираясь на тему урока (слайд).

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Создает проблемную ситуацию.

Осуществляет доводящий диалог (вопросы).

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: 

Планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:  

Постановка вопросов и сотрудничество

 

4. Открытие нового знания.

На слайде – таблица.

НЕ с причастиями пишется

Раздельно

Слитно

1. С кракими причастиями.

Собрание не_закончено.

1. С полными причастиями: а) если без НЕ они не употребляются;

б) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.

Недоумевающий взгляд.

Незаконченное собрание

2. С полными причастиями, при которых есть зависимое слово или противопоставление с союзом а.

Не законченное, а начатое собрание

Не законченное вовремя собрание.

Работа в группах (карточки)

1. В данных выражениях раскрыть скобки.

(Не) вспаханная земля, еще (не) вспаханная земля, земля (не) вспахана, (не) отправленное письмо, письмо (не) отправленное вовремя, письмо (не) отправленное мною, (не) отправлено письмо, (не) собранные грибы, (ни) кем (не) собранные ягоды, тетради (не) собраны.

2. Списать, обозначить орфограмму «НЕ с причастиями».

Выполняем упражнение 132.

3. Расставить знаки препинания при причастных оборотах, упражнение 134

Обсуждения, выводы, работа с таблицей, работа в группах.

Управляет процессом работы, задания

Групповая

Познавательные: формулирование познавательной цели.

Регулятивные: 

Планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:  

Постановка вопросов и инициативное сотрудничество.

5. Моделирование.

- Сформулируйте правило о написании НЕ с причастиями.

- Оформите его в виде схемы (выступление представителей групп).

- Прочитайте правило в учебнике, сравните с вашим – п. 24, стр. 67

Обсуждение, выводы

Управляет процессом, диалог

Фронтальная, групповая

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: 

Определение умений учебного задания.

Коммуникативные:  

Умение с точностью и полнотой выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

6. Первичное закрепление.

Учащиеся выполняют упражнение 133 на доске и в тетрадях.

Применяют правило на практике.

Учебник, задание.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: 

Применение полученных знаний на практике.

Коммуникативные:  

Умение вступать в диалог и давать оценку

7. Самостоятельная работа.

- Выполните задания на карточке, обозначьте изучаемую орфограмму. (проверка осуществляется в паре по образцу на слайде:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-5 ошибок – «3»).

Учащиеся оценивают друг друга.

План (не) продуман. Ошибка (не) исправлена. Ветер ворвался через (не) закрытое окно.

На столе стоял (не) тронутый (ни) кем завтрак.

(Не) доумевающий взгляд учителя скользил по тетради.

Выполняют задание, оценивают друг друга.

Предъявляет образец работы для самопроверки и критерии оценки к нему.

Парная.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: 

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Коммуникативные:  

Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:  

Ориентация в межличностных отношениях.

8. Включение нового знания в систему знаний.

Задание: опишите комнату неряхи, пользуясь краткими и полными причастиями.

(Комната не проветрена. Не убранная вовремя постель выглядит неряшливо. Пол давно не мыт, пыль на письменном столе. Цветы не политы. На полу разбросанные газеты и журналы, не убранные хозяином с вечера.)

0 ошибок – «5»

1-3 ошибки – «4»

4-6 ошибок – «3». (Самооценка).

Самооценка своей деятельности.

Предъявляет образец работы для самопроверки и критерии оценки к нему.

Индивидуальная.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: 

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

9. Рефлексия.

- Какую цель ставили? (слайд)

- Удалось ли достичь?

- Каким способом?

- Какие результаты получили?

- Что вызвало особые затруднения?

- Где можно применить новые знания?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Фронтальная.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Регулятивные: 

Оценка-осознание уровня и качества усвоения, контроль.

Коммуникативные:  

Умение полно и точно выражать свои мысли.

10. Подведение итога урока.

Домашняя работа – дифференцированные задания (слайд).

Первый уровень – упр. 135 (по заданию)

Второй уровень – упр. 137 (по заданию)

Третий уровень – упр. 136 (озаглавить текст, разделить на абзацы, определить основную мысль, стиль текста, раскрыть скобки с НЕ, применяя новое правило).

Подводят итоги своей деятельности, записывают домашнее задание.

Регулятивные: 

Оценка-осознание уровня и качества усвоения, контроль.

Список литературы:

  1. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: «Народное образование», 2001.
  2. Советова Е.В. Школа нового поколения. – Ростов-на-Дону: ООО «Феникс»/ 2012.
  3.  Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: «Институт практической психологи», НПО "МОДЭК”, 1998.
  4.  Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. –М.: Изд. «Эйдос», 2012.
  5. Чарный Б.М. Наедине со всеми. – Пермь: Изд. «Звезда», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением технологии дифференцированного обучения по теме "Правописание НЕ с причастиями"

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями". Урок с применением технологии дифференцированного обучения....

урок-игра с использованием ИКТ и технологии дифференцированного обучения на тему : Обобщение материала по теме "Имя существительное". 6 класс.

Это урок-игра , в котором используется ИКТ, игровая технология и технология дифференцировааного обучения. Урок обобщение материала. Урок-путешествие. Ребята делятся на команды и отвечают на вопросы. 1...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в 6 классе средствами технологии проблемного обучения

В данной статье анализируются противоречия, возникающие при проведении уроков математики, и предлагается решение данных противоречий....

Цикл уроков по теме причастия 7 класс с технологией дифференцированного обучения

Цикл уроков по теме причастия 7 класс с технологией дифференцированного обучения...

Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс

(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии  технологии:...

План -конспект урока по теме "Пропорция" с использованием технологии проблемного обучения

Урок по теме "Пропорция" в 6 классе  разработан с использованием технологии проблемного обучения...