Рабочая программа по русскому языку в 5классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_136_chasov_russkiy_yazyk.docx123.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрена и одобрена на                                                                              Утверждена руководителем

заседании методического объединения                                                         образовательного учреждения

председатель МО            /Гусева Е.И. /                                                                                   / Кузнецова Е.В./

протокол №  1                                                                                                     приказ №

от  «      »        августа    2022 г.                                                                         от   «    »     августа         2022г

Рабочая  учебная  программа

учебного курса основной средней школы

русский язык в 5 классе

на 2022– 2023 учебный год

        Составитель:  Гусева А. А.,

                                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                  2022г

Пояснительная записка

  Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по  русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,Л.А. Тростенцовой и др., Основной Образовательной Программы основного общего образования МОБУ «Ромодановская общеобразовательная школа №3». 

Общая характеристика учебного предмета  «Русский язык»

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством общения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения.

Цель данной программы обучения: усвоение содержания  предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Задачами реализации программы являются:

-формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

- овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма  используемых в речи грамматических средств;

-  совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности с учетом индивидуальных особенностей учащихся: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;           

- овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания;

- формирование  интеллектуально и духовно развитой личности, готовой  к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми.

Место учебного предмета  «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в 5 классе выделяется 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебных недели).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «русский язык»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы

           1.Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

2. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

3. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции).

8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения программы

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

-заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

        Обучающийся сможет:

-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

        Обучающийся сможет:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

         Обучающийся сможет:

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

          Обучающийся сможет:

-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-резюмировать главную идею текста;

-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

-критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 Обучающийся сможет:

-определять свое отношение к природной среде;

-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

-распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

-осуществлять взаимодействие со словарями;

-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 Обучающийся сможет:

-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 Обучающийся сможет:

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Выпускник научится:

-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями;

-владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

-адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

-анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

-использовать знание алфавита при поиске информации;

-проводить фонетический анализ слова;

-классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

-членить слова на слоги и правильно их переносить;

-определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

-опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

-проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

-проводить лексический анализ слова;

-опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

-опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

-проводить морфологический анализ слова;

-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

-находить грамматическую основу предложения;

-распознавать главные и второстепенные члены предложения;

-опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

-проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

-соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

-опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

-использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-опознавать различные выразительные средства языка;

-писать конспект, тезисы, рефераты и другие жанры;

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Содержание  учебного предмета «Русский язык» (136 ч.)

          Язык и общение( 2 ч )

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Повторение изученного в начальных классах (19 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (25 ч)

I. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: Главные и зависимые слова в словосочетании.

Предложение: простое предложение; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после

обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при нем.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в наличие реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

         Фонетика. Орфография. Графика (10 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи  (9ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

         III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение   его на части. Описание изображенного на картине с использованием  необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (17ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова.  Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- -раст-. Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

 Имя существительное (18)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ие, -ий. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (н.-р, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (9 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, числам, падежам, а кратких – по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (22ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тся (-ться), -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер – бир-, -дер – дир-, -мер – мир-, -пер – пир-, -тер – тир-, -стел – стил-. Правописание  не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, начал, начала).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5 ч )

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и корнях слов.

Орфограммы в окончаниях слов.

Употребление букв ъ и ь.

Знаки препинания в простом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

Кол-во

к/р

Кол-во

Р/Р

1

Язык – важнейшее средство общения

2 ч.

-

1

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

19 ч

1

5

4

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

25 ч

1

2

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

10 ч

1

2

6

Лексика. Культура речи

9 ч

1

2

8

Морфемика. Орфография. Культура речи

17 ч

1

2

Морфология. Орфография. Культура речи

49 ч

5

8

9

Имя существительное

18 ч

1

3

10

Имя прилагательное

9 ч

1

2

11

Глагол.

22 ч

2

3

12

Повторение и систематизация изученного.

 5 ч

1

-

Итого:

136 ч

15

22

                                                                         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение    «Ромодановская СОШ №3»

Утверждаю:                                                                                                   Рассмотрено    на заседании МО

Директор МОУ «РСОШ №3»                                                                        Протокол №        от «__»_августа 2019

                                                                                                                         Руководитель МО__________/       Гусева Е.И.                    .

 «__» августа 2019_____  ____/Е. В. Кузнецова /

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Дата проведения

Предметные 

Метапредметные УУД

Личностные УУД

План

факт

Язык – важнейшее средство общения (1 ч. + 1 ч.)

1

2

Язык и человек

Общение устное и письменное.

Знакомиться с учебником, с материалом учебника (с. 3-8), с памятками;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 Регулятивные:

-искать необходимую информацию;;

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;

Стремятся  к совершенствованию собственной речи;

Проявляют       любовь и уважение к русскому языку;

2

Р.р Стили речи

Выполнять словарную работу;

Коммуникативные:

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

- искать и выделять необходимую информацию;

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;

Проявляют       интерес к изучению языка;

Вспоминаем, повторяем, изучаем 19  часа((13ч.+5рр+1кр)

3

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Читать текст, определять его тему

- Коммуникативные:

- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 Регулятивные:

-искать необходимую информацию;;

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;аргументацией или самостоятельно полученными данными;

Проявляют       интерес к изучению языка; 

4

Орфограмма.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Знакомиться с понятием «орфограмма»; выполнять упражнения, выделять в них орфограммы;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 Регулятивные:

-искать необходимую информацию;;

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;

5

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

работать с учебником и орфографическим словарем; выполнятьупражнения

.

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 Регулятивные:

-искать необходимую информацию;;

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;

Проявляют ответственное отношение к учению, готовность

6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

, выполнять упражнения из учебника, работать со словарём

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 Регулятивные:

-искать необходимую информацию;;

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;

Стремятся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

7

Буквы И, У, А после шипящих.

Выполнять упражнения

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 Регулятивные:

-искать необходимую информацию;;

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;

Проявляют ответственное отношение к учению

8

Разделительные Ъ и Ь.

составлять предложения со словами, иллюстрирующими правило.

Проявляют ответственное отношение к учению

9

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Актуализировать правило написания предлогов со словами

,

Проявляют ответственное отношение к учению

10

Контрольный диктант по теме «Орфография».

Выполнять упражнения

Выполнять упражнения и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Оценивают свои поступки;

имеют желание учиться;  

11-12

РР. Текст. Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого.

Осмысливать основные признаки текста; читать и анализировать текст;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

13

Части речи.

С помощью вопросов и заданий распознавать самостоятельные части речи;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Стремятся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

14

Глагол.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

составлять предложения по рисунку; определять лицо и время глаголов, выполняя упражнения

15

РР. Тема текста.

Анализировать темы сочинений; подбирать заголовки к сочинениям;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-ориентироваться в содержании текста

Проявляют  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

16

Личные окончания глаголов.

составлять предложения с глаголами

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

обучающихся в процессе взаимопроверки;

Проявляют       интерес к изучению языка;

17

Имя существительное.

выполнять упражнения на закрепление материала;

18

Имя прилагательное.

составлять предложения с именами прилагательными;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Проявляют       интерес к изучению языка;

19

РР. Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова  "Летом".

выявлять отдельные признаки и детали предмета

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-ориентироваться в содержании текста

Проявляют       интерес к изучению языка;

20

Местоимение.

читать и пересказывать текст, выписывать из него местоимения

- Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

обучающихся в процессе взаимопроверки;

Стремятся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

21

РР. Основная мысль текста.

отвечать на контрольные вопросы;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-ориентироваться в содержании текста

Проявляют  интерес к письму

22

Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Самостоятельно выполнять тестовые задания

Коммуникативные:

 -работать индивидуально;

 Регулятивные:

- искать и выделять необходимую информацию

 Познавательные:

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам

идентифицируют себя с позицией учащегося;

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 25час. (21ч.+3рр+1кр)

23

Синтаксис. Пунктуация

читать и анализировать текст; сжато пересказывать текст

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

обучающихся в процессе взаимопроверки;;

 

Проявляют уважительное отношение к родному языку, 

 

 

24

2

Словосочетание

Разбор словосочетания.

Распознавать словосочетание в составе предложения; определять главное и зависимое слова

25

Предложение.

выполнять тренировочные упражнения, тестовые задания

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, - 

Проявляют ответственное отношение к учению

26

РР.  Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева.

Кратко пересказывать сказку

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

-ориентироваться в содержании текста

Проявляют       интерес к изучению языка;

27

3

Виды предложений по цели высказывания.

Восклицательные предложения.

 выполнять упражнения, составлять предложения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Проявляют уважительное отношение к родному языку

28

Члены предложения. Главные  члены предложения. Подлежащее.

выполнять упражнения и тесты

Сказуемое.

выполнять упражнения и тестовые задания

29

Тире между подлежащим и сказуемым.

выполнять упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Проявляют уважительное отношение к родному языку

30

Нераспространенные и распространенные предложения.

выполнять упражнения,

31

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

распространять предложения дополнениями;

32

Определение.

Распознавать определение в предложении; определяют его графически; распространять предложения определениями

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Имеют потребность сохранить чистоту русского языка

33

Обстоятельство.

составлять устный рассказ,

34

Предложения с однородными членами.

составлять предложения и связные тексты

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,;

Имеют потребность сохранить чистоту русского языка

35

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

использовать в речи предложения

36

Предложения с обращениями.

выполнять упражнения,

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Имеют потребность сохранить чистоту русского языка

37

РР. Письмо.

писать письмо товарищу

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Проявляют       интерес к изучению языка;

38

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

выполнять упражнения,

выполнять упражнения, -объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Имеют потребность сохранить чистоту русского языка

39

Простые и сложные предложения.

выполнять упражнения, самостоятельную работу

- Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Имеют потребность сохранить чистоту русского языка

40

Синтаксический разбор сложного предложения.

выполнять тренировочные упражнения

41

Прямая речь.

выполнять тренировочные упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Имеют потребность сохранить чистоту русского языка

42

Диалог.

выполнять тренировочные упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Имеют потребность сохранить чистоту русского языка

43

Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

выполнять тренировочные упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

44

Контрольный диктант с грамматическим заданием или тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация».

самостоятельно выполнять  предложенные контрольные задания

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.Культура речи 10час. (7ч.+2РР+1КР)

45

Фонетика. Гласные звуки.

Согласные звуки.

выполнять упражнения

- Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

46

Согласные твердые и мягкие.

Согласные звонкие и глухие.

 выполнять тренировочные упражнения

47

РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского.

Читать и анализировать текст

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга;

Регулятивные:

 искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;

Проявляют       интерес к изучению языка;

48

Графика. Алфавит.

Осознавать значение письма в истории человечества; выполнять словарную работу, работать по материалу учебника, выполнять упражнения, буквенно-звуковой анализ слов, практическую работу

49

РР Описание предмета.

Выделять описание как функционально-смысловой тип речи; редактировать текст-описание; писать сочинение, описывая предмет

- Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,;

Проявляют  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Проявляют       интерес к изучению языка;

50

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

составлять текст на основе записанных словосочетаний

- Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

51

Двойная роль букв е, е, ю, я.

выполнять тренировочные упражнения

52

Орфоэпия.

исправлять произносительные ошибки

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

53

Фонетический разбор слова.

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

выполнять тренировочные упражнения

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

54

Контрольный диктант по теме «Фонетика»

Самостоятельно выполнять задания

- Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

  правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

Лексика. Культура речи 9 час. (6 ч.+2рр+1кр)

55

7

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова.

 работать с текстом: озаглавливать его

- Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

56

Прямое и переносное значение слов.

работать с иллюстрациями;

Проявляют ответственное отношение к учению

57

Омонимы

составлять и анализировать предложения

- Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,;

Проявляют ответственное отношение к учению

58

Синонимы.

составлять словосочетания

Проявляют ответственное отношение к учению

59

РР Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

составлять рабочие материалы;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,;

Проявляют       интерес к изучению языка;

60

Антонимы.

характеризовать названных в упражнении животных

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,;

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него

61

Повторение изученного по теме «Лексика»

 выполнять работу с текстом

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,;явления;

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

62

Контрольное тестирование по теме «Лексика»

выполнять работу с текстом

63

РР Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег ».

выполнять работу с текстом

выполнять работу с текстом

Проявляют       интерес к изучению языка;

Морфемика. Орфография. Культура речи 17 час. (14 ч.+2РР+1КР)

64

Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

выполнять работу с текстом

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

 

65

Окончание. Основа слова.

выполнять работу с текстом

66

Корень слова.

выполнять работу с текстом

Проявляют ответственное отношение к учению

67

РР Рассуждение как функционально- смысловой тип речи.

Анализировать текст, высказывать свое мнение о тексте

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Проявляют       интерес к изучению языка;

68

Суффикс

Приставка.

выполнять работу с текстом

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

 

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

69

7

Чередование звуков.

Беглые гласные.

выполнять работу с текстом

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

770

Варианты морфем.

Морфемный разбор слов.

выполнять упражнения,

71

Правописание гласных и согласных в приставках.

Анализировать таблицу;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

72

Буквы з и с на конце приставок.

Работать по таблице, выполнять словарную работу

73

Буквы а-о в корне лаг-лож.

выполнять упражнения по теме урока

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

74

Буквы а-о в корне раст-рос.

Работать по материалу для наблюдений

 

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

75

Буквы  е-о  после шипящих в корне слова.

Работать по материалу для наблюдений

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

76

Буквы ы-и после ц.

Работать по материалу для наблюдений

77

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография»

выполнять упражнения по теме урока

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

Оценивают свои поступки;

выполнять упражнения по теме урока

78

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография».

выполнять упражнения по теме урока

79

РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень»

работать устно по картине;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

Проявляют       интерес к изучению языка;

Морфология. Орфография. Культура речи 49 час. (37ч.+8РР+4КР)

Имя существительное 18 час.(14 ч.+3РР+1КР)

80

Имя существительное как часть речи.

выполнять упражнения на закрепление знаний по теме урока;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

81

РР Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение.

Анализировать текст

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

Проявляют       интерес к изучению языка;

82

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

составлять словосочетания и предложения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

83

Имена существительные собственные и нарицательные.

записывать текст

84

Род имен существительных.

записывать текст

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

85

Имена существительные, имеющие форму множественного числа.

записывать текст

86

РР Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница».

Читать  и анализировать текст

 

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

Проявляют  интерес к письму

87

Имена существительные ,имеющие форму только единственного числа.

записывать текст

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

88

Три склонения имен существительных.

выполнять тест

89

Падеж имен существительных.

выполнять упражнения по теме

90

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.

выполнять упражнения на закрепление темы

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

91

РР Изложение текста с изменением лица.

Писать  изложение текста с изменением лица

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений;

Проявляют       интерес к изучению языка;

92

Множественное число имен существительных.

анализировать текст

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

93

Правописание о-е после шипящих и  ц  в в окончаниях имен существительных.

выполнять упражнения;

94

Морфологический разбор имени существительного.

выполнять упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

 

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

95

Повторение изученного по теме  «Имя существительное».

Выполнять упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

  правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

96

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме  «Имя существительное».

Самостоятельно выполнять контрольные задания

Имя прилагательное 9 час. (6 ч.+2РР+1КР)

97

Имя прилагательное как часть речи.

составлять предложения; готовить устный рассказ

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

98

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Выполнять упражнения

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

99

РР Описание животного. Изложение.

Читать и  анализировать текст;

 Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

-резюмировать главную идею текста;

Проявляют       интерес к изучению языка;

100

Прилагательные полные и краткие.

Выполнять упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

101

Морфологический разбор имени прилагательного.

Выполнять упражнения

Коммуникативные:

 использовать адекватные языковые средства с целью составления и выполнения алгоритма

Регулятивные:

 проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении

Познавательные: 

объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе комплексного исследования текста

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

102

Повторение изученного по теме  «Имя прилагательное».

Выполнять устное упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

103

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Самостоятельно выполнять контрольные задания

104

РР Сочинение-описание «Мой четвероногий друг».

Написать сочинение-описание животного

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Проявляют       интерес к изучению языка;

Глагол. 22час. (17 ч.+3РР+2КР)

105

Глагол как часть речи.

Не с глаголами.

выполнять упражнения; составлять предложения на тему «Настоящий друг»;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

 

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

106

РР Рассказ

Работать с иллюстрацией; отвечать на последовательные вопросы по иллюстрации, составляя связный текст;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Проявляют       интерес к изучению языка;

107

Неопределенная форма глагола.

устно пересказывать текст, озаглавливать его,

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

Правописание  тся и ться.

выполнять упражнения, составлять связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом»; учить стихотворение наизусть

108

Виды глагола.

рассматривать рисунки, составлять к ним предложения

109

Буквы е-и в корнях с чередованием.

выполнять упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

110

Контрольная работа по теме «Основные признаки и правописание глаголов» (тест)

Самостоятельно выполнять контрольные задания

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

111

Время глагола.

описывать происходящее в классе в настоящем, прошедшем и будущем времени;

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

 

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

112

Прошедшее время глагола.

составлять связный текст

113

Настоящее время глагола.

составлять связный текст на тему «Новости дня»;

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

114

Будущее время глагола.

готовить устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял»;

115

Спряжение глагола.

Работать по материалу учебника, выполнять упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

116

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

Работать по материалу учебника

117

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

выполнять упражнения, работать с тестами

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

118

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

119

Морфологический разбор глагола.

Выполнять работу с поэтическим текстом              

120

РР Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».

Написать сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Проявляют       интерес к изучению языка;

121-

122

Мягкий знак после шипящих  в глаголах во 2 лице единственного числа.

выполнять упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

123

Употребление времен.

анализировать тексты, использовать в рассказе глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

124-

125

Повторение изученного по теме «Глагол».

выполняя упражнения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений 

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

126

Контрольная  работа по теме «Глагол».

Самостоятельно выполнять контрольные задания

127

РР Сочинение-рассказ по рисунку  О.Попович  «Не взяли на рыбалку».

Написать сочинение-рассказ по рисунку  О.Попович «Не взяли на рыбалку».

Коммуникативные:

-слушать и слышать друг друга;

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств;

 Регулятивные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

-выбирать из предложенных вариантов средства для достижения цели;

-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; 

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию;

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-резюмировать главную идею текста;

Проявляют  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Проявляют       интерес к изучению языка;

Повторение и систематизация изученного. 9час. (7 ч.+1РР+1КР)

128

Разделы науки о языке.

анализировать тексты

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

129

РР Сочинение на одну из тем по выбору.

Составлять устный рассказ по картине, создавать черновые материалы сочинения; редактировать черновые материалы сочинения

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений 

Проявляют       интерес к изучению языка;

130

Орфограммы в приставках и корнях слов.

списывать текст

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

131

Орфограммы в приставках и корнях слов.

выполнять работу с поэтическим и прозаическим  текстами

Выражают свои эмоции по поводу услышанного;

132

Орфограммы в окончаниях.

Выполнять упражнения и задания

133

Употребление букв ъ и ь.

Выполнять упражнения и задания

134

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

выполнять практическую работу

135

Итоговое тестирование.

Самостоятельно выполнять задания

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений

правильно идентифицируют себя с позицией учащегося;

136

Анализ результатов итогового тестирования. Итоговое занятие.

Выполнять задания

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 Регулятивные:

-выбирать из предложенных вариантов средства для решения задачи;

Познавательные:

 -строить рассуждение на основе сравнения предметов и явленийобучающихся в процессе взаимопроверки;

 

Осознают роль языка в жизни человека;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5класса (календарно-тематическое планирование)

Календарно-тематическое планирование для 5 классаУчебники: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кул...

Рабочая программа по русскому языку 5класс

Рабочая  программа  по русскому языку  5класс (ФГОС)...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Рабочая программа по русскому языку.5класс

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент госу...

Рабочая программа по русскому языку для 5класса

   Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы. Москва: «Просвещение». 2011год (стандарты вто...

Рабочая программа по русскому языку для 5класса по ОБновенным ФГОС ООО

  Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (П...