Повторение по теме «Имя прилагательное» 6 класс
материал по русскому языку (6 класс)

Барыбина Наталья Николаевна

 Повторение по теме «Имя прилагательное»  6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Учебный предмет: русский язык 

Учитель: Барыбина Н.Н.

Класс: 6

 Автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

 Тема урока: Повторение по теме «Имя прилагательное»

 Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели урока.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний об имени прилагательном, формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

 Содержательная цель: повторить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», закрепить изученные способы действий, сформировать новые способы действия, включить их в общую систему знаний.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Познавательные УУД: в игровой форме повторить общие сведения об имени прилагательном; разряды имён прилагательных по значению, роль прилагательных в речи;  формировать умения распознавать имена прилагательные  в  тексте и в речи, правильно их употреблять;

Коммуникативные УУД: развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся; умение анализировать текст; владеть монологической и диалогической речью, высказывать собственные суждения, развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  

Регулятивные УУД: активная и заинтересованная деятельность учащихся в ходе индивидуальной, парной, групповой работы, умение планировать собственную деятельность

Личностные УУД: формирование коммуникативной культуры учащихся, проявление положительного отношения к познавательной деятельности,  интереса к учебному материалу, воспитывать бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду.

До урока класс поделен на 3 группы- команды (по жребию), группы рассаживаются по местам.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, постановки целей и задач урока.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности.

- Прочитайте слова на доске:

… - это самая изобретательная часть речи.

… может описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении.

- Постарайтесь догадаться, какое слово пропущено?

- Эти слова об имени прилагательном принадлежат известному русскому лингвисту 20 века Владимиру Викторовичу Виноградову.

- О чем же пойдет сегодня речь на уроке?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи урока с помощью слайда. Вставьте пропущенные слова, прочитайте получившиеся задачи.

  1. … изученное об …;
  2. совершенствовать … употреблять прилагательные в …;
  3. … орфографические навыки;
  4. развивать умение … в команде; владеть…, … инициативу.

- А урок наш сегодня мы проведем необычно. Мы посоревнуемся с вами сегодня и узнаем, кто из вас настоящий знаток имени прилагательного. Итак, вы все участники конкурса «Знатоки имени прилагательного».

У нас три команды: круглые – мудрые, квадратные – аккуратные, треугольные – спокойные. Что общего в названии команд?

Все эти качества вам пригодятся сегодня, чтобы победить!

Предлагаю провести наш урок под девизом: «Вместе не трудно,  вместе не тесно,  вместе легко  и всегда интересно!»

Напоминаю вам правила работы в группе!

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай!

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!

За правильно выполненные задания вы будете получать баллы.Чья команда соберет больше баллов, получит звание «Знатока имени прилагательного». Всем желаю успехов! Проявите себя!

Учащиеся предполагают, что это слово – имя прилагательное.

 Тема урока: Повторение изученного об имени прилагательном.

Учащиеся, вставляя пропущенные слова, формулируют задачи урока:

  1. повторить изученное об имени прилагательном;
  2. совершенствовать умение употреблять  прилагательные в речи;
  3. совершенствовать орфографические навыки;
  4. развивать умение работать в команде; владеть собой, проявлять инициативу.

Ученики замечают, что все названия – имена прилагательные.

Выразительно зачитывают правила работы со слайда.

К, Л

П, Р, К, Л

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

(Команды получают первое задание «Портрет имени прилагательного»)

Ребята, перед вами фишбоун. Кто знает, что обозначает слово «фиш» в переводе с английского языка? А означает оно рыба,  «боун» – кость – «рыбная кость». Вам нужно вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном и наполнить скелет  ключевыми словами и  фразами.  Голова, как видите, будет  тема  нашего урока.

Ваша задача: выбрать только те признаки, которыми обладает имя прилагательное.

Время выполнения задания – 3 минуты.

Работайте сообща, помогайте друг другу!

Заполняют   кластер, структурируют,  анализируют языковой материал, выражают свои мысли, проговаривая  во внешней речи, выявляют затруднения и причины их возникновения.  

По истечении времени (3 минуты) команды прикрепляют портреты прилагательного на доску. Сверяют их с эталоном (слайд на доске). Получают паззлы. (Верное решение – 1 пазл, верно и быстро – дополнительный пазл)

П, К, Р, Л

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: закрепление способов действий, - вызвавших затруднения

Второй конкурс «Исследователи текста» (смысловое чтение)

Он состоит из 2 этапов: анализ текста – 1й этап.              

Получите задания. На выполнение отводится 6 минут.
Текст:

1) Красив, чудесен русский лес зимою. 2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. 3)Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. 4)Тяжелыми шапками пушистого снега покрыты темные ветви высоких и низких елей. 5) Вершины стройных елей унизаны ожерельем лиловых шишек. 6) С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на  шишках стайки шустрых клестов. 7) На ослепительном снегу слегка голубеют заячьи следы.

К тексту прилагается инструкция:

При анализе текста

1) определяют тему, подбирают заголовок;

2) указывают основную мысль текста;

3) обращают внимание на тип речи;

4) исследуют морфологический строй речи (слова какой части речи преобладают, сколько их?);

5) анализируют средства выразительности.

Продолжаем конкурс исследователей. Проводим 2 этап.                 Чтобы успешнее справиться с заданием, предлагаю вам в помощь слайд – подсказку.

- О чем рассказывает таблица? Как можно озаглавить ее столбцы?

светлый  – 
светлее, более светлый
светлейший, самый светлый
 светел
очень светлый
светлый-пресветлый
несветлый
светлый – темный
светлый – нетусклый, ясный
светловатый,светловатенький
светлый – светло

глиняный
серебряный
клюквенный
сельский
местный
мартовский
прошлогодний
вчерашний
счастливый

отцов
дедов
бабушкин
мамин
заячий
воронье
лисья
Володин
Наташин

Задание!

Выписать из текста, с которым работали, все прилагательные, распределив их по разрядам.

 Приведите примеры прилагательных из текста, которые могут из одного разряда переходить в другой. Докажите примерами.

На выполнение задания – 3 минуты.

Представители команд получают конверты, в которых для каждого ученика распечатан текст.

 Командир распределяет задания для участников команды.

Затем задания обсуждаются,  и обобщенный ответ в письменной форме  представляется жюри. Одна из команд должна дать устный ответ. Ответы других команд проверяет жюри.

Модель ответа: 1)  Тема – описание зимнего леса. Возможное заглавие – Чудесен лес зимою. – Сказочный зимний лес. 

2) Автор мастерски передает красоту зимнего леса. Основная мысль текста – восторг, восхищение зимним лесом.

3) От взора автора ничего не ускользает: снег, деревья, шишки, клесты, следы зайцев. Тип речи – описание.

4) В тексте много прилагательных (20 из 63 слов текста).

5) Среди средств художественной выразительности преобладают эпитеты: чудесен лес, глубокие, чистые снега, кружевные арки, с веселым свистом, ослепительный снег, голубеют следы. (В ответе должно быть указано не менее 5 эпитетов). Употреблено сравнение:  согнулись арками стволы берез; встречаются метафоры: тяжесть инея, шапки снега, ожерелье шишек.

 (За каждый верный ответ команда получает паззл. Максимум – 5 пазлов).

Право ответа на вопрос есть у отстающей команды.

Этот слайд говорит о разрядах прилагательных. Существует три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Именно так и можно озаглавить столбы таблицы. (За верный ответ – пазл)

Команды работают сообща, заполняют таблицы.

Образец ответа.

Качественные: красив, чудесен, глубокие, чистые, белый, молодой, тяжелый, пушистый, темный, ослепительный, высокий, низкий, лиловый. стройный, веселый, шустрый.

Относительные: русский, лесные, кружевные

Притяжательные: заячьи.

За верное распределение – 1 пазл.

Примеры перехода: Заячьи  (зайца) следы – заячий  (трусливый)  характер, белыми арками  – белая глина, белый уголь  (терминологические сочетания),  русский лес (в России) – русский (стойкий, терпеливый) характер.

За примеры перехода – дополнительный пазл.

П, К, Р, Л

П,Р

К, Р, Л

Физминутка

Молодцы! Хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест, который называется «Волна».

Я буду зачитывать вам определения  по теме, если вы считаете, что ответ верный ,рисуете  волну вверх, если неверный – вниз.

   

1.  Имя прилагательное –  это часть речи, которая обозначает признак предмета ? (+)

2.   Имя прилагательное  отвечает на вопрос что делать? что сделать?(-)

3.  Имена прилагательные бывают трех разрядов. (+)

4.  НЕ с именами прилагательными всегда пишется слитно(-)

5.  В кратких формах имён прилагательных после шипящих мягкий знак не

пишется.(+)

6.Имена прилагательные имеют степени сравнения: простую, составную,

превосходную. (+) ( слайд)

Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями  и оцените  работу соседа по парте.

Сравните волну в тетради и ту, по которой плывёт наша золотая рыбка знаний.

Критерии оценки теста «Волна»:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3– 4 ошибки – «3»

Выполняют указанные действия

4. Этап включения изученного в систему знаний

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Конкурс редакторов. 

Задание: отредактировать фрагмент ученического  сочинения. 

1)  В нашем дворе росли три березы. 2) Они были выше лип и тополей. 3) Березы казались мне самыми высокими деревьями в мире. 4) Более красивее деревьев я не встречал. 5) Несомненно, березы эти самые старейшие в городе, они свидетели многих героических событий.

Конкурс «Кто быстрее, кто больше, кто правильнее?»

За 1 минуту дать как можно больше правильных ответов.

Вопросы для конкурса:

1. На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные? (чей?)

2. Верно ли, что приставки ультра-, архи- усиливают признак, названный прилагательным? (да)

3. Какое из слов не употребляется сегодня как имя прилагательное: детская, запятая, рабочий? (запятая)

4. Назовите степень сравнения прилагательного теплее? (простая сравнительная)

5. Назовите краткую форму прилагательного хороший (хорош).

6. Назовите падеж прилагательного в словосочетании в дремучем лесу? (предложный)

7. Определите разряд прилагательного дубовый (относительное)

8. Какой признак из перечисленных есть у прилагательного: вид, род, лицо? (род)

9. Найдите прилагательное в ряду слов: синька, синеть, синюшный, синева. (синюшный)

10. От какого прилагательного нельзя образовать краткую форму буйный, светлый, маленький, дружеский? (дружеский).

11. Что обозначает прилагательное? (признак предмета)

12. Может ли у относительных прилагательных признак проявляться в большей или меньшей степени? (нет)

13. Определите разряд прилагательного в словосочетании лебединая песня. (качественное) (последняя, прощальная песня)

14. В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка: самый белый, более белейший, более слабый? (более белейший)

15. Сколько существует степеней сравнения прилагательных? (3)

16. С помощью каких слов образуется составная превосходная степень? (наиболее, наименее, самый)

17. Определите разряд прилагательного точный. (качественное)

18. Верно ли, что прилагательное не имеет форм изменения? (нет)

19. Нужен ли мягкий знак на конце слова жгуч? (нет)

20. Какое прилагательное не имеет краткой формы: искренний, бессмысленный, карий. (карий)

21. Загадка. В баню идет черным, а из бани – красным. (Рак)

22. Образуйте простую сравнительную степень от прилагательного тонкий  (тоньше)

23. Как изменяются прилагательные (по родам, числам, падежам)

24. Какие прилагательные не склоняются? (краткие)

25. Назовите синоним к слову ненастный (пасмурный)

26. Определите разряд прилагательного серебряный (относительное)

27. Имя прилагательное – служебная часть речи? (нет)

28. Перечислите разряды прилагательных. (кач, отн, прит)

29. С помощью каких суффиксов образуется превосходная простая степень прилагательного? (айш, ейш)

30. Подбери прилагательное к слову кофе. (горячий)

31. Определите разряд прилагательного в словосочетании соболья шуба. (относит)

32. Каким членом предложения является прилагательное в предложении Утро морозное. (Сказуемое)

33. Определите падеж прилагательного свежим воздухом (творительный)

34. С помощью каких слов образуется составная сравнительная степень? (более, менее)

35. Назовите сравнительную степень прилагательного плохой (хуже)

36. Как правильно грУшевый или грушОвый? (грУшевый)

37. Отвечает ли прилагательное на вопрос который? (нет)

38. Определите разряд прилагательного теплый. (качественное)

39. Назовите прилагательное из предложения: Тяжел воз, а везти надо. (тяжел)

40. Каким членом предложения являются краткие прилагательные? (сказуемым)

41. Что за морфема ий в словах медвежий, птичий, волчий? (суффикс)

42. Чем интересны суффиксы ее, е, ше, айш и ейш? (не входят в основу)

Выполняют задание по редактированию текста.

Отстающая команда  дает первой устный ответ,  (у других команд задание  проверяет жюри).

Учитель просит представителей команд получить конверты.

Вариант ответа:

Более красивее – красивее, самые старейшие – старейшие.

За верное решение – 1 пазл.

Учащиеся в течение 1 минуты отвечают командно на вопросы. Подсчитывается количество правильных ответов. У кого больше даются последние пазлы. Подводятся итоги конкурса.

П, Р

П. К, Р, Л.

5. Этап рефлексии учебной деятельности

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей самостоятельной) деятельности.

Подведем итоги конкурса. Посчитайте баллы. Какую оценку своей работы получили сегодня?

Выставление оценок.

Продолжите предложения, данные на доске:

Сегодня на уроке я

• научился  …

• мне показалось важным …

• понял, что …

• почувствовал, что …

Своей  работой на уроке я

• доволен, так как …

• не совсем доволен, так как …

• не доволен, потому что …

Дифференцированное домашнее зад.: 1. Написать синквейн на тему «Прилагательное»

2. Написать небольшой текст из 5-6 предложений на тему « Зимний день» , используя имена прилагательные

 

Ребята собирают свои пазлы (картинки со смайлами и надписями «Молодцы!» «Здорово!» «Отлично!»)

Личностный результат УУД:

- способность к самооценке.

Оценка деятельности;  саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Дидактический материал для уроков повторения по теме "Имя прилагательное в 6 классе"

Дидактический материал учитель может использовать на  уроках русского языка при подготовки  к ГИА. Он имеет большую воспитательную роль....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное»

Это первый урок в цикле уроков повторения и обобщения  изученного об имени прилагательном. Я  хотела показать эффективность использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на урок...

Урок в 5 классе по теме "Повторение по теме "Имя прилагательное""

Задачи урока:Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеж...