Конспект урока русского языка для слабослышащих обучающихся в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Морфемика" для слабсолышащих учеников в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_morfemika.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для слабослышащих в 5 классе

По теме «Морфемика»

(вариант обучения 2.2.)

Разработчик:

Учитель русского языка и литературы

Мищенко Я.А.

2022 учебный год


Тема: Морфемика

Класс: 5

Цель: вспомнить, что такое морфемы; какие виды морфем выделяют в русском языке

Планируемые результаты

Предметные

Знать, что такое морфема;

знать основные способы образования слов;

 уметь образовывать однокоренные слова.

Метапредметные

познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество с одноклассниками и учителем;

регулятивные УУД:

организация своей деятельности на уроке

Коррекционно-развивающие

- уметь воспринимать на слух (слухо-зрительно) речевой материал урока;

- уметь грамматически правильно оформлять высказывание;

- отвечать на вопросы развёрнутой фразой;

- уметь поддерживать диалог (беседу);

- соблюдать произносительные нормы речи (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация);

- осуществлять самоконтроль за речью, контроль за речью товарищей.

Личностные

совершенствование речевой грамотности; владение языком как культурным наследием русского народа.

Межпредметные связи:

(развитие речи)

Ресурсы занятия (оборудование): презентация, карточки, учебник, доска, памятки

Ход урока

Этапы занятия

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающегося

Примечание

I. Организация начала урока

Побуждает к приветствию. Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность.

- Какой сейчас урок?

- Спроси у ребят: как они будут работать на уроке?

-скажи по-другому: как ты будешь работать. Придумай своё. (Учитель корректирует речевые ошибки)

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный процесс. Слушают, отвечают на вопросы учителя.

- Сейчас урок русского языка

- Ребята, как вы будете работать на уроке?

-я буду работать не покладая рук;

-я буду работать так, что комар носа не подточит;

-я буду работать засучив рукава;

-я буду работать на совесть.

  • На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей, обучающихся проводится работа по развитию слухового восприятия (далее РСВ или РЗЭ
    (работа за краном)

или слухо-зрительного восприятия.

  • При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухо-зрительно, потом снова на слух.
  • На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью учащихся (звукопроизношение,

словесное ударение, слитность, интонация).

  • В течение всего урока используется сопряжённое («хоровое») проговаривание для закрепления слов или фраз.
  • При затруднениях в построении речевого высказывания учащиеся используют опорные речевые таблицы.
  • При затруднениях в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске.
  • В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи учащихся с опорой на грамматический вопрос с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.
  • А также в течение урока ведётся работа над вариативностью речевых высказываний учащихся.

Карточка:

Корень

сквореч

ок

холм

чик

груз

ник

птен

ник

чай

чик

холод

ник

работ

ок

цвет

ик

Левая сторона выделена графически-корень.

  1. Приветствие

II. Основной этап урока (занятия)

Посмотрите на доску. Поставьте вопрос и допишите окончания

 Рассказать (О) зим..

Утеплиться для зим..

На улице зим..

Рассказать о, задай вопрос, (о чем)?

Почему окончание е?

-Составь предложение «рассказать о зиме».

 Утеплиться для (чего?)

Почему окончание Ы?

Составь предложение «утеплиться для зимы»?

На улице что?

Почему ты поставил окончание А?

-придумай предложение с «на улице зима»

-Что мы повторили в этой разминке?

Ребята, посмотрите, у каждого на парте лежат таблички. Переверните их.

-что нарисовано у тебя на табличке?

-Спроси у одноклассницы, что изображено на её карточке?

-Что у тебя на карточке?

Суффикс, окончание, приставка, корень – это всё что?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите тему урока в тетрадь: Части слова.

Пока отложите тетради.

Давайте прочитаем слова на слайде:

Дом, домик, домище, домовой, домашний

-какие это слова?

-Докажите, что слова однокоренные.

-почему?

На слайде даны шаблоны:

Я считаю, что эти слова …, потому что они …по значению, и у них …корень.

Я думаю, что слова являются …, потому что они имеют …корень и …лексическое значение

 Я рассуждаю так: если эти слова обладают …лексическим значением, и имеют…корень, то слова ….

После ответа детей на слайде появляется поле со вставленными словами.

-Прочитай, что у нас получилось?

-Ребята, а домик- это что?

-А какой антоним у слова домик?

-Валера, что такое домище?

Большой или как сказать по-другому?

А теперь, давайте же узнаем, что такое корень. Корень – это… вместе прочитаем правило на слайде:

Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение.

-повтори, что такое корень?

-зачем нужен корень в слове?

На слайде представлены картинки с подписями:

На стуле спит кот

На крыше сидят кот…

Мальчик дает корм кот…

Собака догоняет кот...

Девочка играет с кот…

Заполните пропуски в предложениях.

-На крыше сидят (кто? )..

-Алиса, мальчик даёт корм (кому? )..

-Валера, собака догоняет (кого?) …

-Анжелика, девочка играет (с кем?)…

Посмотрите, кот-кот-кот-кот. Что разное?

-а это однокоренные слова?

-а что это?

Посмотрите на слайд.

Верно. Если выделить слово кот, то получится следующая цепочка: прочитаем вместе:

Кот, коты, коту, кота, котом.

Закрепим эту мысль в правиле.

-Прочитай правило на слайде, Валера?

Проверим, как вы запомнили разницу. Выполним задание на карточках в тетради. Откройте тетрадь.

У вас на карточках таблица. Перерисуйте таблицу в тетрадь. В одной колонке подберите однокоренные слова, а в другой – напишите формы слова.

-назови цепочку однокоренных слов?

-расскажи ребятам, какие формы от слова труд ты образовал?

-Итак, еще раз повтори одноклассникам. Что такое однокоренные слова?

-Зачем нужен корень в слове?

-что такое окончание?

Переходим к следующему заданию. Отложите тетради.

У вас на столах карточки с заданием. Прочитай, что нужно сделать?

Повтори, что нужно сделать?

Делаем на карточке самостоятельно. Время пошло.

Проверьте себя. На слайде правильные ответы.

Прочитаем по цепочке, что должно получится.

-Ребята, название второй колонки, где собрались вторые половинки слов, пропущено. Как называется вторая часть слова?

Запишите название: суффикс, как на слайде.

(Учитель достает шляпу с бумажками)

Поиграем со словами, которые получились. У меня в шляпе, перемешаны бумажки со словами. Вытягивайте одну бумажку, только не подсматривая.  (Учитель сначала просит прочитать вслух слово на бумажке, а потом задает вопрос)

- составь предложение со словом чайник?

-составь предложение со словом грузчик?

-тебе достается слово холодок

-составь предложение со словом работник.

-тебе досталось слово цветок

-подумай, какое предложение можно составить со словом скворечник?

Мы с вами выяснили, что вторая часть слова называется суффиксом. Что такое суффикс?

 (Учитель открывает доску, на ней написано предложение)

Заполните пропуски в предложении на доске:

Суффикс – это _, которая находится после _ и _ для образования новых _

часть слова,     корня    служит   слов.

Учитель по ходу ответов детей, добавляет в пропуски карточки со словами.

-прочитаем вместе, что получилось

Отлично!

Сделаем физическую разминку. Встаньте. Послушайте внимательно, что нужно делать. Если я говорю пару антонимов, то вы прыгаете, если вы услышите пару синонимов, то вы приседаете, если это слова-омонимы, то крутитесь на месте.

Всем понятно?  Попробуем сначала вместе. (учитель говорит несколько раз за экраном, при затруднении повторяет уже слухозрительно)

Белый-чёрный –антонимы. Значит, прыгаем; Дальше, коса-коса. Омонимы, значит кружимся на месте; пурга, метель – синонимы, значит, приседаем.

Теперь попробуйте сами, слушайте внимательно.

Ключ-ключ; добрый-злой; красный-алый.

Молодцы! Вы внимательно слушали и не ошиблись. Садитесь пожалуйста.

Прочитаем слова вместе:

Прадед, полоса, неудача, недруг, роза.

Давайте разберем первое слово прадед.

-Сережа, подбери однокоренные слова к слову прадед?

-какой корень у этих слов?

-А что стоит перед корнем, ты помнишь?

(на слайде в слове выделяются корень и приставка)

-следующее слово, пожалуйста?

-а что после корня? Образуй формы от существительного полоса?

-какая часть слова изменяется?

-Разбери слово неудача?

-а что стоит после корня? Нет чего?

-что осталось перед корнем?

-следующее слово: недруг

-последнее слово – роза.

-Ребята, какие слова лишние?

Речевые шаблоны на слайде:

Мне кажется, что лишние слова …

Я думаю, что лишними будут ….

Я склонна не согласиться, на мой взгляд лишние здесь …

Мы услышали много вариантов, но верный только один.

Давайте проголосуем:

(Учитель проговаривает за экраном)

-поднимите руку те, кто считает, что лишние слова роза и полоса

-поднимите руку те, кто думает, что лишние слова неудача и недруг.

Действительно, лишними оказались слова полоса и роза.

-повтори еще раз почему роза и полоса лишние?

Речевой шаблон на слайде:

Слова … здесь лишние, потому что в них нет … В остальных словах перед корнем стоят …

Как мы можем сформулировать правило. Валера, что такое приставка?

Проверьте себя, прочитаем вместе на слайде.

Прочитай схему на доске.

- объясни схему на доске товарищу

Внизу под схемой речевой шаблон:

Схема означает, что…- это морфемы.

Что за морфемы такие, ребята? Разве мы говорили с вами до этого о морфемах?

Если не морфемы, то как сказать иначе? Приставка, корень, суффикс, окончание — это всё что?

Учитель дописывает в пропуск: части слова.

Откройте тетради, на следующей строчке по центру перерисуйте схему с доски.

-Отложите тетради. Откройте учебник на странице 4. Найдите внизу станицы определение, что такое морфема.

-кто нашёл, поднимите руку.

-прочитай нам определение морфемы.

Ответьте устно на вопросы по определению:

-какие виды морфем ты знаешь. Назови?

-как называется наука, которая изучает части слова?

-повтори: как называется наука, которая изучает морфемы?

На странице 5, найдите упражнение 376.

-Что нужно сделать, прочитай..

-Мы с вами в классе разберем 2 слова, а остальные слова вы доделаете дома.

-Откройте тетрадь и запишите: упражнение 376.

Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу. У вас на столах лежат памятки. Прочитаем памятку вместе.

Один ученик выполняет задание у доски, а остальные пишут в тетрадях.

-выходи к доске и разбери первое слово. Возьми памятку с собой, чтобы подсматривать в неё.

-что значит уборка?

что нужно сделать дальше? Выдели корень – это общее у всех слов. Подбери однокоренные слова. (учитель помогает)

-а вот тут ты неправа. Корень БОР- уборка образовано от глагола убирать, а он образован от глагола брать, дословно убирать – это брать пыль, грязь, мусор. Поэтому корень Бор-исправляй.

-просклоняй существительное по падежам. Выдели окончание.

-Сразу выделяй основу слова- это всё кроме окончания.

-Правильно, какая часть слова стоит перед окончанием?

Верно.

-и последняя часть слова, которая стоит перед корнем, что это?

-Составь словосочетание с существительным уборка.

Придумай предложение со словосочетанием уборка хлеба.

-Молодец. Садись, спасибо.

-следующее слово идёт разбирать, Сережа.

-Составь словосочетание с прилагательным хлебный.

Придумай предложение со словами хлебный квас.

Опираясь на таблицу склонений имен существительных, ученики задают вопрос.

-О зиме

-потому что это сущ. 1 склонения, ед. числа, в П. падеже

-Учитель рассказывал о зиме

-для зимы

-потому что это сущ. 1 склонения, ед. числа в Р. падеже.

-Папа велел утеплиться для зимы.

-на улице зима

-потому что это сущ.1 склонения, ед. числа в И. падеже.

-За окном падает снег, на улице зима.

-мы повторили склонения имён существительных.

Смотрят на карточки, отвечают на вопросы:

-у меня на табличке нарисована приставка.

читают слова на слайде

-что у тебя на карточке?

-у меня на карточке суффикс

-у меня на карточке окончание

-У меня на карточке корень

-Это всё части слова.

-сегодня мы будем говорить о частях слова.

Записывают число, классная работа и тему урока в тетрадь.

Смотрят на слайд в презентации

-это однокоренные слова 

-Я считаю, что эти слова однокоренные, потому что они близкие по значению, и у них общий корень.

-Я думаю, что слова являются однокоренными, потому что они имеют общий корень и близкое лексическое значение.

-я рассуждаю так: если эти слова обладают близким лексическим значением, и имеют общий корень, то слова однокоренные.

Читает текст на слайде -это маленький дом

-антоним к слову домик –домище

-Домище- это большой дом.

-Огромный дом.

Читают правило на слайде:

Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение.

-

корень –это главная значимая часть слова…

-корень показывает лексическое значение слова.

Смотрят на картинки

1.На стуле спит кот

 2. На крыше сидят коты

3. Мальчик даёт корм коту

4. Собака догоняет кота

5. Девочка играет с котом

-разное окончание.

-нет.

-это формы слова

Читает правило на слайде

 Окончание- это значимая часть слова, которая образует формы слова.

Однокоренные слова

Формы слова

труд

труд

-труд, трудный, трудовик, трудоголик, трудолюбивый, трудиться.

-Ребята, от слова труд я образовал формы: труд, труда, труду, труд, трудом, о труде.

-однокоренные слова – это слова с близким лексическим значением и общим корнем.

-корень в слове показывает лексическое значение.

-окончание – это значимая часть слова, которая нужна для изменения формы слова.

Читает инструкцию к заданию на карточке:

Образуйте новые слова, соединив части слова вместе.

-Скворечник, печник, грузчик, птенчик, холодок, работник, чайник, цветок.

-вторая часть слова называется суффикс

Заполняют карточку

Вытягивают бумажки и отвечают на вопрос:

-Мама поставила чайник на плиту.

-Грузчик нёс рояль на пятый этаж.

-У меня по спине пробежал легкий холодок.

-Я хороший работник.

-Бабушка вырастила на окне цветок.

-Ребята с папой построили красивый скворечник.

Заполняют пропуски в предложении по смыслу.

Читают получившейся текст:

-Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Слушают инструкцию.

Воспринимают на слух

Выполняют с учителем

Выполняют самостоятельно

Читают слова

Прадед, полоса, неудача, недруг, роза.

-прадед, дед, дедушка, дедуля.

-корень дед.

-перед корнем стоит приставка пра.

-полоса, полосатый, полоска.

-корень полос

-полоса, полосе, полосу, полосой

-окончание А.

-неудача, неудачник, удача, удачливый.

-корень удач.

-неудача, неудачи – окончание А

-приставка не.

-недруг, друг, друзья. Корень друг

-приставка не

- роза, розовый, розоветь. Корень роз

-роза, розе, розой. Окончание А

Дают ответ по шаблонам:

-Мне кажется, что лишние слова полоса и роза, потому что у них нет приставки.

-Я думаю, что лишними будут недруг и неудача, потому что у них приставки не.

-Я склонна не согласиться, на мой взгляд лишние здесь роза и полоса.

Воспринимают на слух и голосуют

Воспринимают слухозрительно

Отвечает на вопрос:

-Слова роза и полоса здесь лишние, потому что в них нет приставки. В остальных словах перед корнем стоят приставки.

-Приставка – это часть слова перед корнем.

Читают вместе на слайде.

Приставка – это значимая часть слова перед корнем.

Читают схему на доске:

Схема на доске:

Морфемы

Приставка    Корень   Суффикс Окончание

-Сережа, схема означает, что приставка, корень, суффикс и окончание – это морфемы.

-Это части слова

Переписывают схему с доски.

Ищут определение в учебнике.

Читает определение:

-Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Русский язык богат морфемами, то есть приставками, корнями, суффиксами и окончаниями.

Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке –морфемике.

Отвечают на вопросы учителя:

-я знаю приставки, корни, суффиксы, окончания, основа.

-Наука, которая изучает части слова называется морфемика

-Морфемика

Открывают учебник, находят упражнение.

Читает инструкцию к упражнению:

Разделите слова на морфемы. Спишите, обозначьте их соответствующими знаками.

Смотрят и читают памятки

Читает памятку «Разбор слова по составу»

Чтобы правильно разобрать слово нужно:

  1. Определить лексическое значение слова;
  2. Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
  3.  Изменить слово по числам и падежам. Обозначить окончание (если есть)
  4. Выделить основу слова (часть слова без окончания)
  5. Найти суффикс, обозначить его в слове;
  6. Найти приставку. Выделить её графически.

Записывает первое слово: уборка

-убираться, приводить в порядок, наводить чистоту

-Найти корень, подобрав однокоренные.

Уборка, убирать, уборщик. Корень УБОР.

Смотрят на слайд с толкованием.

Исправляет ошибку. Корень БОР.

-уборка, уборки, уборке,

уборку, уборкой, уборке. Окончание А.

Выделяет основу слова.

- суффикс К.

-приставка У.

 У-приставка; БОР- корень, К-суффикс; А-окончание.

-Уборка хлеба

-Я занималась уборкой хлеба.

По аналогии с первым:

-Хлебный: ХЛЕБ-корень, Н-суффикс, ЫЙ-окончание.

-Хлебный квас.

-Бабушка приготовила вкусный хлебный квас.

  1. Грамматическая

разминка

  1. Введение темы урока

3. Актуализация знаний (работа с презентацией)

4.Словарная работа

5.Работа с картинками

6.Работа в тетрадях.

7.Работа с карточками

8. Работа над связной речью

Физкульминутка

9.Работа с презентацией

10.Работа со схемой

11.Работа с учебником

12.

Выполнение упражнения из учебника

Разбор слова по составу

Словарная работа (на слайде толкование корня БОР)

III. Организация окончания урока (занятия)

Подводит итог урока. Задаёт домашнее задание.

Предлагает оценить свою работу на уроке. Карточка «Мои результаты»

Итак, теперь возьмите свои карточки.

Оцените себя по каждому пункту урока:

  1. я ничего не понял(а):
  2. я был(а) невнимателен (льна)
  3. у меня не было затруднений
  4. я понял(а), но не всё
  5. я все понял (а)

-пожалуйста поставьте себе в тетради оценку за работу на уроке.

А я пройду и посмотрю, как вы оценили свою работу.

-в целом, ваши оценки совпали с моими. Подойдите ко мне с дневниками на перемене, и я проставлю оценки за урок.

-Давайте подведём итоги. Учитель открывает доску с речевыми шаблонами:

-На уроке мы читали/писали/беседовали/составляли слова/разбирали слова по составу/выполняли упражнения.

Что мы сегодня делали на уроке, ребята?

-Что тебе понравилось больше всего?

-Спроси у товарища, что ему больше всего запомнилось на уроке?

Учитель даёт оценку деятельности учащихся:

Мне сегодня очень понравилось, как вы занимались. Все были активные, отвечали на вопросы, хорошо и грамотно говорили. Не ленились и выполняли все задания.

-А сейчас запишите в дневники домашнее задание:

- Упражнение 376 закончить в тетради.

- Я благодарю Вас за урок. Урок окончен.

Оценивают свою работу на уроке.

«Мои результаты»

На уроке я:

  1. вспомнил, что такое корень
  2. вспомнил, что такое приставка
  3. вспомнил, что такое окончание
  4. вспомнил, что такое суффикс
  5. узнал, что такое Морфемика?
  6. Понял, как выполнять разбор слов по составу

Проставляют оценки в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя:

-На уроке мы разбирали слова по составу

-На уроке мы читали и писали.

-На уроке мы беседовали и выполняли упражнения.

-Больше всего мне понравилось на уроке разбирать слова по составу.

- что тебе больше всего запомнилось на уроке?

-мне больше всего запомнились картинки с котом.

Слушают учителя

Записывают домашнее задание

Прощаются с учителем.

Рефлексия учебной деятельности

  • самооценка достижений обучающихся

  • организация подведения итогов

  • общая оценка учителя

 

  • домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 6 классе «Типы речи»

Цели деятельности учителя: познакомить с термином «морфология», повторить и обобщить известный материал по теме; развивать способность к языковому анализу; поддерживать интерес к изучению русского язы...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...