2022 год Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Понамарева Галина Николаевна

В статье представлен опыт работы учителя по использованию цифровых технологий на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понамарева Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы
МАОУ «Кожевниковская СОШ №2».

Цифровые технологии

на уроках русского языка и литературы

Новые требования к образованию заставляют нас, учителей, идти в ногу со временем, развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией.

Федеральный проект “Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» находится сегодня на 4 этапе и (завершается в ноябре 2025 года) одним из приоритетных его проектов является проект "Цифровая школа". 

Задача из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N204: создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов.

А это значит, что мы должны учить по-новому, используя инновационные компьютерные и  современные цифровые технологии. Созрела новая парадигма образования: задача - научить школьников добывать знания самостоятельно с помощью интернет- технологий. А учитель выступает в роли тьютора, который направляет и корректирует деятельность учеников.

Вместе с высокотехнологическими пособиями в современной школе идёт активное внедрение цифровых технологий. И сегодня я бы хотела немного рассказать, какие  цифровые образовательные платформы используем мы с ребятами на уроках русского языка и литературы. Платформы, которые помогают учить по-новому, очень эффективно, креативно, а главное - доступно и понятно для всех учеников.

Сразу ответим на вопрос – зачем нам это надо?

Для взаимодействия с учеником и его вовлечённости. Сервисы, используемые нами в образовательном процессе, дают возможность быстро добавить в свой курс различные интересные фишки. Таким образом, ученик лучше усваивает полезную информацию и не теряет мотивацию в процессе обучения.

Одним из сервисов, достаточно продуктивным  и лёгким в использовании, является сервис  learningapps.org https://learningapps.org/index.php? ("Лернинг Аппс") - полностью бесплатный русифицированный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний.

Он предоставляет возможность  учителю и самим учащимся  создавать интерактивные учебно-методические пособия.

Интерактивные задания этого сервиса  можно использовать при проверке знаний учащихся в качестве текущего контроля, при обобщении и повторении темы, во внеклассной работе по предмету, включать как тренажёры при подготовке к  ОГЭ.  Игровая форма способствует познавательной активности учащихся, повышает мотивацию учащихся к предмету.

На сайте имеются готовые интерактивные упражнения, систематизированные как по популярности, так и по предметным областям. Здесь  представлено 34 макета для создания интерактивных дидактических материалов. Макеты распределены по блокам в зависимости от вида деятельности: выбор, распределение, последовательность, заполнение, онлайн-игры,  инструменты. Если нет времени, можно использовать готовые задания по теме. Этот сайт полезен тем, что не только учитель, но и ученик может создать интерактивное упражнение.

        Все шаблоны от сервиса Лернинг Аппс можно наполнить своим содержанием. Для создания заданий не требуется никаких инструкций. С помощью готовых шаблонов, которые рассматриваются на платформе, можно пошагово освоить конструирование заданий.

Здесь можно создать свои задания различного типа (игры на развитие памяти, кроссворды, викторины с выбором правильного ответа, тесты, найти пару и установить соответствие).

На главной странице  можно выбрать нужную форму задания из предложенного каталога, затем нажать на кнопку «Новое упражнение», сделать выбор и сконструировать задание.  После того как приложение создано, его нужно сохранить и, при желании, сделать общедоступным для пользователей Лернинг Апп. Это значит, что оно появится в разделе «Все упражнения».

Те, кто не планирует делиться с миром своим творчеством, могут сохранить материал как электронную книгу или как урок. Кроме того, ученикам можно отправить ссылку на упражнение или использовать эту ссылку для вставки упражнения.

Для того чтобы воспользоваться готовыми заданиями, необходимо нажать кнопку «Все упражнения», где представлена коллекция упражнений по предметам. Такое задание можно дать на уроке для всего класса, используя интерактивную доску или свой компьютер и экран проектора.

Но  самое важное:  можно зарегистрировать на этом сайте своих учеников и давать им задание на дом (решить или составить кроссворд, викторину, составить или заполнить таблицу и т.п.) Ученику обязательно понравится домашнее задание с использованием компьютера.

Следующий сервис, о котором мне хочется  сказать, - это бесплатный конструктор интерактивного контента H5P 

В интернете есть подробная инструкция по работе с данным ресурсом  на русском языке.

https://drive.google.com/file/d/0B8PGXgkizf2raVBXOTRMbGJNRG8/view

Сервис имеет более 20 видов интерактивного контента, что позволяет учителю создавать разнообразные электронные образовательные ресурсы как в чистом виде, так и в комбинированном, внедряя простые элементы в более сложные

Возможности данного проекта перед вами на слайде. В нём можно создавать Флеш-карты, Упражнения, Игры, Викторины, Интерактивное видео, Интерактивный плакат, Ленту времени,  Интерактивную презентацию,  Коллаж, диаграмму, плеер.

Сервис Р5Р можно использовать как при традиционном обучении, так и при дистанционном. Также сервис дает возможность учащимся создавать учебные проекты, предусмотренные ФГОС.

Образец авторского продукта "Письменная речь. Писатели Сибири". https://h5p.org/node/1282

Инструкцию по созданию ЭОР с интерактивным контентом можно найти в интернете. Автор Орешко Марина Анатольевна https://drive.google.com/file/d/0B8PGXgkizf2raVBXOTRMbGJNRG8/vie

И ещё немного об авторских продуктах - электронных пособиях.

Создавать их я училась на курсах у специалистов ГПГУ на сайте Педагогическая планета.

Интерактивные учебные пособия использовались мною для подготовки к итоговой аттестации и помогли моим выпускникам успешно сдать экзамены.

В моей копилке есть три учебных пособия.

Цифровизация школы — одно из ключевых направлений нацпроекта «Образование», принятого правительством РФ в начале сентября. К 2025 году все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному интернету со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с. Нацпроект в целом предусматривает выравнивание образовательных возможностей для детей, создание условий для непрерывного образования взрослых и обеспечение равного доступа к качественному образованию.

Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Объемы электронного контента увеличиваются — оцифровываются учебники, разрабатываются онлайн-курсы. Требования использовать электронные ресурсы при обучении были прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах с сентября 2015 года — все школьные учебники сегодня должны иметь электронные версии.

Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации — это то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике.

Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения.

Вместо прежнего принципа учителя «Я все знаю — делай как я» предлагается новая парадигма: «Я помогу тебе сделать самому», — говорит основатель международной школы «One!» Максим Натапов: «Компьютеризация нивелирует ценность доступа к знаниям, которую ранее, будучи основной точкой доступа к ним, обеспечивала система образования».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Использование цифровых образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование цифровых образовательных технологий на уроках русского языка и литературыД.А. Медведев в одном из своих выступлений сказал: «… очень важно научиться пользоваться всеми новым...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

Статья "Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы"

Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы.Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует....

Информационная статья «Практика применения цифровых технологий на уроках русского языка»

Представленная статья демонстрирует трансляцию опыта по использованию цифровых технологий на уроках русского языка....