Технологическая карта 5кл "Правописание гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данная технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» полезна учителям русского языка и литературы, работающим с УМК под редакцией Т.М. Ладыженской.Урок содержит элементы занимательности, внимательности, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.                                                             Технологическая  карта  урока  русского  языка в 5 классе

ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

Данная технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» полезна учителям русского языка и литературы, работающим с УМК под редакцией Т.М. Ладыженской.Урок содержит элементы занимательности, внимательности, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся.

ФИО учителя

Кузьмина Ирина Викторовна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Правописание безударных гласных в корне слова

Тип урока

Учебное занятие по усвоению новых знаний

Методы и формы обучения

Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная, парная

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация к уроку, «Лист самооценки»

УМК

Учебник

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  ООО, рабочей программы 5-9 классы  Т.А. Ладыженской, М. Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.Москва: «Просвещение», 2012 год)

УМК «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях.Т.А. Ладыженской, М. Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.Москва.: Просвещение

Цель:

Задачи:

Актуализация знаний о правописании безударных гласных в корне слова.

1.Образовательная – отрабатывать правила написания,  закрепить знания о способах проверки  безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;

2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся,  устную и письменную речь;

содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных     способностей учащихся;

развивать познавательные процессы  обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у  воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим. 

умение работать в парах, самостоятельность, трудолюбие; создать благожелательную творческую атмосферу.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике, выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня.

Регулятивные:

уметь принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Познавательные:

владеть основами смыслового чтения текста; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные:

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Личностные:

проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

 формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной  речи.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

I.Организационный момент

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

-Добрый день, ребята. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Я рада приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Начнём же урок, не будем зря время терять.

Слушают, настраиваются на урок.

Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания;

устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях;

выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

определить типичные недостатков в знаниях и их причины;

ликвидировать обнаруженных недочётов

  «Ты - мне, я - тебе». Учащийся вытягивает билет с вопросом, затем задает вопрос однокласснику и т.д.

Что изучает фонетика?

Как называется специальная фонетическая запись слова, которая передает его звучание?

На какие группы  делятся звуки речи?

Как различить гласные и согласные звуки?

Как определить сильную позицию гласного звука в слове?

- Оцените свои знания по теории в «Листе самооценки».

Дают ответы на вопросы.

Самооценка

II.Актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы  правило?»

Л..са в д..ли в..днее,

С..нее н ..беса,

Заметней и ч..рнее

На пашне п..л..са.

(А.Блок)

Вопросы и задания

- Прочитайте отрывок из стихотворения.

-Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?

- Как проверить безударный гласный в корне слова?

(обратить внимание на правильное оформление записи в тетрадях)

Один учащийся работает у доски, остальные выполняют в тетради

Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо

найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.

III. Формулирование темы, целей  урока

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.

IV. Работа  с текстом (открытие новых знаний)

Цель: правильно написать слова,  сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных  

V. Физкультминутка

Цель: здоровьесбережение

VI. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление

Цель: Применяя правило,  выполнить упражнение учебника

VII.Упражнение на формирование орфографической зоркости.

VIII.Закрепление изученного

Способы: фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа .

Средства: комментирование.

IX. Рефлексия.

Итог урока.  

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

X. Выставление оценок за урок. Домашнее задание

- Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет?

-Сформулируйте тему урока.

-Для чего нужно изучать данную тему?

-Какие цели мы поставим  перед собой?

- Сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме «Безударная гласная в корне слова» и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – уда'рный

гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

Задание «Лови ошибку». Работа в паре.

- Почтальон принес письмо, но мне кажется, что-то в нем не так. Прочитайте внимательно и  запишите текст в тетрадь в исправленном виде.

Наступила осинь. Потинуло холадом. Птицы улитают в теплые края. По лисной трапинке спишит, торопится мидведь в сваю берлогу.

- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?

- Попробуйте сформулировать правило написания безударной гласной в корне слова.

-Вспомним  алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм

-Прочитай слово.

-Поставь ударение

-Выдели корень.

-Определи безударную гласную.

-Подбери проверочное слово.

Ответим на вопросы:

-Что надо проверять?

-Где надо проверять?

-Как надо проверять?

-Чем надо проверять?

Составление схемы по итогам обсуждения.

(Подсказка на слайде)

Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем.
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.

Выполняем приседания,
Это трудное задание.
Тренируем мышцы ног,
Сколько раз присел ты друг?

Дружно прыгаем, прыг-скок
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте,
Громко топаем все вместе.

Мы закончили зарядку
вдох и выдох, вдох и выдох.
Всё теперь у нас в порядке.

Продолжите предложение: чтобы не ошибиться в написании проверяемого безударного гласного в корне, …

…нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на гласный падало ударение.

…его нужно запоминать или обращаться к орфографическому словарю

Работа в парах

- Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.

 

Безударные проверяемые гласные в корне

Безударные непроверяемые  

 Х_дили, тр._па, 

м . лина, з._рно,  г. ризонт,  гн._здо, 

б . рабан, с_.сна, с . бака, охр_.няет, ст._лбы, п . мидор, п_.лянка, к._силка,

н . род, к . рандаш, д_.жди, об..яние.

  1. Буквенный диктант

Стрела, сосна, зерно, звезда, гроза, листок, трава, спина, рядок.

2. «Учитель»

Самостоятельная работа (на оценку)

Найдите ошибки в диктанте одного из учеников. Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.

Как хорош лес позднейосинью! Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаитнад желтыми палями. Сквозь бурые сучья диревьев билеет небо, на липах весят

последние залотые листья.

 ( По И.С.Тургеневу)

- Что нового сегодня узнали?

- Чему научились?

- Какая цель была поставлена на уроке?

- Как вы считаете, она достигнута?

Сегодня на уроке я… (продолжи)

И- научился…
Т-было интересно…
О- было трудно …
Г-мои ощущения…

Составление синквейна на тему «Гласная буква» или составить карточку для соседа по парте на тему «Безударные гласные в корне слова»

 Все ли вам понятно?

Выполнить задания (на выбор):

  1. Из текстов художественной литературы выписать 15 слов на изучаемую орфограмму.
  2. Выполнить упражнение (на выбор) из параграфа

Спасибо за урок!

 Правописание безударной гласной в  корне слова

Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова

- анализировать слова с данной орфограммой и применять соответствующее орфографическое правило.

Читает заранее подготовленный ученик

Один ученик у доски вставляет буквы, объясняет правило написания, класс контролирует правильность ответов.

Учащиеся формулируют правило

Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места

У доски работают 2 человека (один учащийся от 1 варианта, второй – от 2 варианта).

Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова

Самопроверка (на слайде)

Сдают «Листы самооценки»


ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист самооценки

Этапы урока

Оценка

«Ты - мне, я - тебе»

«Лови ошибку»

Работа в паре

Буквенный диктант

Самостоятельная работа (оценивает учитель)

Итоговая оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова"

Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова" составлена исходя из требований к уроку по ФГОС. В ней расписаны все структурные элементы  урока-развивающего контроля. Она может...

Технологическая карта. Чередующиеся гласные в корне слова.

План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема мероприятия/занятия: Буквы О-А в корнях –раст, - ращ, -росФорма проведения : урок - открытие новых знаний...

Технологическая карта урока "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Технологическая карта урока к уроку в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки  безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и  в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся ...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...