Разбор сочинения- рассуждения и его экспертиза
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Хангуева Антонина Савельевна

Практический опыт по применению технологии развития критического мышления  по подготовке к ЕГЭ. Описание нетрадиционной формы обучения по подготовке к сочинению- рассуждению: дети выступают в роли экспертов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspertiza_sochineniya-_rassuzhdeniya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Разбор сочинения- рассуждения и его экспертиза

Технологическая карта урока

Учитель

Хангуева Антонина Саввельевна

Урок русского языка

Образовательное учреждение

МОУ Корсукская СОШ Эхирит- Булагатского района

Мастер- класс «Экспертиза сочинения»

Класс

11

Тема

«Разбор сочинения- рассуждения и его экспертиза»

Цели урока

Создание условий для включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне, для успешной работы в творческой мастерской по составлению сочинений – рассуждений на основе экспертизы работ выпускников

Технология

Технология программированного обучения, технология критического мышления и технология развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТКМ и ТРИИК)

Формы и методы

Работа по алгоритму( по критериям), работа в группах, индивидуальная работа

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- формирование нравственных качеств обучающихся (дружбы, взаимоотношения)

- формирование умения задумываться над своими поступками, соотносить их с общепринятыми нравственными критериями)

- формирование умения работать по алгоритму

- формирование умения разбирать сочинения по критериям оценивания

- формирование умения комментировать авторские рассуждения,

- формирование умения определять проблему

- формирование умения выражать собственное мнение по заявленной проблеме

- формирование умения подбирать убедительные доказательства своей точки зрения

- отработка умения создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста по заданной модели

- отработка умения способности оценивать  чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их

- отработка умения совершенствовать и редактировать тексты своих сверстников;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература

ИКТ

Презентация

Раздаточный материал: текст И.С.Кона, текст сочинения  (выпускника), памятки по критериям оценки сочинения- рассуждения,  таблица для оценок, карточки с текстом сочинения для 3 групп

Фронтальная

Групповая (работа в паре)

Приём, форма работы, задания , используемые на уроке

1.

Логическая цепочка:

- алгоритм по составлению сочинения- рассуждения

- алгоритм критерий оценивания сочинений

Презентация «Разбор сочинения»

Словарно- лексическая работа

Толкование слова «утилитарное и неутилитарное общество»

Работа с эпиграфом- проверка домашнего задания

Выбор афоризма для эпиграфа

Лингвистическая разминка

Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе(плод коллективного творчества учителей)

Работа с текстом и сочинением

Чтение исходного текста и сочинения выпускника

Работа с презентацией

Фронтальный опрос

Работа в группах:

  1. «Эксперты»
  2. «Лингвисты»
  3. «Учителя»

Эксперты- Критерии № 1- 5

Учителя- Критерии № 6- 9

Лингвисты- Критерии № 10- 12

Оценивание сочинения по критериям

Результаты оценивания

Составление сочинения- рассуждения

Восстановление текста

Тема урока

«Разбор сочинения- рассуждения» Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ)

Цель

Формирование навыков  написания сочинения-рассуждения

Задачи

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

Развитие монологической и диалогической речи.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, критерии оценки сочинения на ЕГЭ

Ресурсы

ИКТ с презентацией, тексты для  организации работы по написанию сочинения;  памятки по критериям оценки сочинения- рассуждения, рабочий лист (черновик).

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая (работа в паре), работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

  1. Организационный.
  2. Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся и гостей. Желает хорошего настроения всем.

Обращается к обучающимся:

Ребята, перед вами два текста: один исходный, какой обычно предлагают на экзамене ЕГЭ и по которому выпускники выполняют задание С, т.е. пишут сочинение- рассуждение, а второй текст сочинение по этому исходному тексту.

- Проблемный вопрос:

Как вы считаете, почему  я предлагаю вам эти тексты?  Как может быть сформулирована тема урока и задачи?

Подготовка   к работе на уроке.

Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

- Я думаю, что сегодня мы будем разбирать сочинение по критериям

- Оценка сочинения по критериям

- Составление текста по композиции сочинения- рассуждения

- Анализ ошибок

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

III. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

Итак, ребята, сегодня  в нашей творческой мастерской мы покажем мастер- класс по разбору сочинений.

И эту работу мы проведём в необычной форме: вы сыграете роль экспертов. Для этого мы разделимся на 3 группы:                             1гр- группа экспертов      2гр- группа лингвистов   3гр- группа учителей

Группы будут работать по определённым критериям:

Эксперты- Критерии №1- 4 Учителя- Критерии №5- 8 Лингвисты- Критерии №9- 12

Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом и коллективном уровне 

Формулируется тема урока «Разбор сочинения- рассуждения  и его экспертиза»

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение 

IV. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

 

- Чтобы сэкономить время на чтение текста, на дом было задано чтение текста. А вот с текстом сочинения выпускника вы ознакомитесь сейчас. Время даётся вам 2 минуты.

- Проверка домашнего задания:

1. Дать толкование слова «дружба»

2. примеры возможных эпиграфов к тексту  о дружбе

- Какой эпиграф подойдёт к сочинению выясним к концу урока.

- Прежде чем приступить к работе повторим алгоритм рассуждения Слайд №2и3

- А теперь повторим критерии оценки задания С, перед вами памятки по этим критериям, поработаем по Слайду№4 

Лексическая работа.

1) «утилитарные и неутилитарные отношения»- солидарность людей на основе взаимовыгодного обмена и общения;

 не основанная на стремлении к практической пользе или выгоде 

3)пословицы:

  «Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести»

  «Без истинной дружбы жизнь – ничто» (Цицерон)

  «Тот, кто лишён искренних друзей, поистине одинок» (Фрэнсис Бэкон)

  «Дружба есть равенство» (Пифагор)

«Взаимное доверие – основа дружбы» (китайская пословица)

  «Легче простить врага, чем друга» (Уильям Блейк)        

Приводят свои примеры пословиц, афоризмов, цитат

Работа по восстановлению логической цепочки алгоритма структуры сочинения- рассуждения

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения

V.Фиксация индивидуальных затруднений при выполнении заданий. Работа с текстом. Выставление баллов с комментариями

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению учебного действия. 

- Каждая группа выполняет свои задания

Организует работу в группах по определению заданий.

Помогает в разборе критерий оценок.

Демонстрирует выводы экспертов.

Учащиеся читают, анализируют текст.

Каждая группа выполняет свои задания

 

Работают в парах. Анализируют,  сопоставляют по памятке критерий оценок  и выставляют баллы.

Информация о выполнении задания.

1 группа комментирует.

2 группа комментирует

3 группа комментирует

Выставление баллов и комментарий к ним

Корректируют ответы друг друга.

Сопоставляют с оценкой  и выводами экспертов.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать,  быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

VI.Самостоятельная работа с  фрагментами индивидуальной  работы (работа на карточках), позволяющая выстроить логику сочинения.

Прослушивание частей сочинения  учащихся и составление сочинения

Цель: усвоение учащимися композиции сочинения-

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Раздаёт фрагменты сочинения (индивидуальной работы учащейся) на карточках (в смешанном виде)

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Восстанавливают текст по структуре рассуждения

Письменно оформляют проанализированное.

Обмениваются написанным, корректируют  и собирают сочинение.

Что же есть настоящая дружба, в чем она состоит и на чем держится? Над  проблемой истинной и «мнимой» дружбы и размышляет автор предложенного текста.

«Дружба… Одна из нравственных категорий, без которой невозможно обойтись в нашей жизни. Кто не испытывал этого чувства, не может в полной мере оценить её, тем более отличить «настоящую дружбу от «мнимой».

Рассуждая по этому поводу, он классифицирует дружбу: «дружба лести», «дружба тщеславия» и т.д. и приходит к выводу, что такие «мнимые» дружбы приводят к скорому распаду «так называемых друзей».

И с этим я согласна, так как я считаю, что такие друзья только и делают вид, подстраиваясь и играя роль друга, пока им выгодно, другими словами « дружба по расчёту».

Таковым другом в классической литературе и является Швабрин из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», который, преследуя свой хитрый расчёт, втёрся в доверие к Петру Гринёву. Но его замыслам не суждено было сбыться. Этого не мог допустить великий автор, который в своей жизни явился образцом дружбы.

Вспомним его лицейскую дружбу. Дружба эта сплотила их на долгие годы. О такой дружбе можно только мечтать.

Подводя итог, я прихожу к выводу, что истинная дружба, к счастью, была, есть и будет, несмотря на некие сомнения автора текста, которые, к сожалению, настигли его на определённом этапе жизни.

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

VII. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Организует рефлексию с помощью синквейна, самооценку результатов учащихся.

Слово учителя:

Этими словами вы выразили соё отношение к нашей обсуждаемой теме

- Урок хочется завершить   словами: «У мудреца спросили: Сколько видов дружбы существует? Четыре - ответил он. Есть друзья, как еда - каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья, как болезнь, они сами ищут тебя. Но есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой...» Филипп Честерфилд

1 гр.- Дружба         Настоящая, верная Укрепляет, сближает, сплачивает                 Опора в жизни человека Союз

2гр.- Дружба              Пламенная, крепкая Вдохновляет, направляет, помогает                Становится стимулом жизни                Необходимость

3гр.- Дружба                 Настоящая, надёжная Помогает, выручает, прощает                     Никогда не подводит Защита

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Выбор ответа:             Урок получился…            1. Полезным                       2. Успешным                       3. Отличным

Моё участие на уроке… 1. Самое активное            2. Активное                         3. Не совсем активное

На уроке я понял…               Я понял…                                 1. Структуру сочинения  2. Критерии оценки сочинения                        3. Что справлюсь с заданием С на ЕГЭ

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...

Разбор сочинения.

Разбор сочинения- рассуждения в 11 классе и оценивание его по презентации....