Уроки русского языка с элементами краеведения
статья по русскому языку (5 класс)

Садовских Галина Алексеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_russkogo_yazyka_s_elementami_kraevedeniya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

                Уроки русского языка с элементами краеведения.

    Воспитание школьника осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык. Урок родного языка таит в себе неограниченные возможности воспитания школьника гражданином своего отечества. Главное- заложить в ученике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края. Как писал Д.С .Лихачев: «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему».

 Приемы и формы краеведческой работы на уроке  русского языка возможны самые разнообразные. Составление и разбор предложений,  отражающих факты истории города, изучения своей семьи, своего рода, профессии родителей, привлечение материалов радио, телевидения, газет и журналов. При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил: события истории культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся; факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными; формировать умение наблюдать окружающую действительность; вызывать интерес к родным местам. Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в предложениях по русскому языку.

   На берега Невы переселились каменщики, гончары, столяры, кузнецы, черепичники, медники, портные, фонарщики. Они укрепляли берега рек, строили пристани для кораблей, копали протоки и каналы, рубили просеки, осушали болота, возводили дома и мостили улицы.

   Содержание многих текстов учебника позволяет формировать чувство любви к природе чувство сопричастности к историческому прошлому края, Родины.

 Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зеленой красавицы! Любит наш народ березку  и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит.

    Вопрос учителя: «О чем самом главном хотел сказать автор в этих строках? заставляет учащихся задуматься над образом березы и ее значением в жизни русского человека. На одном из уроков русского языка мы готовились к письму по памяти, ребята быстро и охотно выучили такие строки:

   Если я сорву цветок,

   Если ты сорвешь цветок,

   Если мы сорвем цветы,

   Опустеют все поляны,

   И не будет красоты.

Ученики сразу сделали вывод, что надо беречь природу, красоту родного края.

Тексты с элементами краеведения можно использовать при записи предложений с комментированием  .(5класс «Падежные окончания имен существительных»)

                 В Санкт-Петербурге. Летом мы с сестрой были в Санкт-Петербурге. Жили у тети и дяди. Много интересного мы видели в этом чудесном городе. Были в музее, в театре, катались на пароходе по реке Неве. Побывали и на знаменитом крейсере «Аврора». А также при записи ответов на вопросы по тесту.

  Дом на Мойке,12 в Санкт-Петербурге знают все. Здесь в последние годы своей жизни жил А.С. Пушкин. Каждый год,10 февраля, в день смерти поэта в этот дом приходят люди. В 2ч 45 мин. наступает траурная минута. Затем в кабинете поэта выступают писатели и поэты. Актеры читают стихи А.С. Пушкина. Даже в блокаду к дверям квартиры Пушкина в этот день приходили ленинградцы.

  Ответь на каждый вопрос одним предложением.

  1. Где жил А.С, Пушкин в последние годы своей жизни?
  2. Какая традиция связана с годовщиной смерти поэта?
  3. Какой факт свидетельствует о народной любви к А.С. Пушкину? (обозначьте падеж имен существительных)

Можно использовать тексты с элементами краеведения и при письме под диктовку. Тема «Имена собственные»

В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он долго жил в этом городе и в свободные часы любил бродить в Летнем саду. Здесь Крылов встречался с Пушкиным. В тенистой аллее сада они вели свои беседы.

Задание по этой теме может быть и такое:

  1. Записать, какие вы знаете реки Санкт-Петербурга (Нева, Фонтанка, Мойка, Охта…)
  2. Улицы Красносельского района, носящие имя героев ВО войны (Тамбасова, Рихарда Зорге. Здоровцева…)
  3. Какие гостиницы есть в нашем городе? «(Астория», «Москва», «Советская»..)
  4. Какая река протекает в Санкт-Петербурге?
  5. Какая улица в городе главная?
  6. Какие главные сады, парки в городе?(Ботанический сад, Марсово поле, Приморский парк Победы..)

Запись под диктовку или списать:

Над темной невской водой замер военный корабль. Трубы.Мачты. Орудия. На серой броне написано имя корабля- «Аврора». 7 ноября1917 года носовое орудие «Авроры» дало сигнал к штурму Зимнего. (Найти имена существительные, определить склонение)

Можно использовать тексты на основе краеведческого материала для написания изложений.

Елки в блокадном Ленинграде.

Зимой 1941 года город великого Ленина был окружен фашистами. Он оказался в блокаде. Не было хлеба, не было дров. Люди умирали от голода. Но город не сдавался. Он боролся днем и ночью. Штаб обороны города решил организовать новогодние елки в детских садах, в театрах. Из глубокого тыла накануне нового года по Ладожскому озеру доставили муку для праздничного угощения и даже мандарины. Не было у елок прежнего веселья, но радость у детей была. Елки вселяли веру в нашу победу над врагом.

Бессмертный горнист.

Это было в блокадном  Ленинграде. Пионер Алеша каждое утро играл на горне побудку. Он ходил от дома к дому, из двора во двор. Звуки горна призывали ребят к стойкости и геройству. Но от голода Алеша ослабел. Он не мог далеко ходить и передал горн Васе. Каждое утро Алеша слышал призывные звуки горна. Он радовался, что передал горн в верные руки. На самом деле ходил и трубил не один горнист и не два, а много мальчиков и девочек. Они сменялись передавая горн из ослабевших рук в более сильные. Пионерский горн помогал ленинградским ребятам стойко переносить беду.

    Топонимика-важнейший элемент краеведческой работы. Топонимический материал вызывает больщой интерес у учащихся, они задают вопросы о происхождении географических названий, хотят больше знать об истории своего города. Его названия, хотят узнать происхождение собственного имени. Поэтому на уроках русского языка можно использовать топонимику, которая способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания  и произношения географических названий также входят в ведение топонимики. Так учащиеся узнают, что в Санкт- Петербурге есть Суворовский проспект. Это название получила бывшая Слоновая улица, что на ней в 1900 году был временный музей А.В.Суворова. Смольный получил свое название от Смольной набережной, которая названа так потому, что в первые годы строительства Петербурга здесь был, близ села Спасского, выстроен Смольный двор, где гнали и хранили смолу для нужд Адмиралтейской верфи. Онежское озеро-в переводе с финского языка «дымящееся» озеро. Такое название озеро получило за частые сильные туманы над озером. Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а , следовательно, и их мышления.

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.( А.Твардовский)

Мы живем в Санкт-Петербурге, в городе, о котором с уважением и любовью говорят во всем мире. Поэтому нам нужно знакомить учащихся с богатой событиями историей нашего края, историей невских берегов на уроках и во внеурочное время.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка, литературы, литературного краеведения

Представлена мини-статья на тему использования компьютерных технологий на уроках, также разработка урока с использованием компьютерных технологий на тему "Вводные конструкции и знаки препинания на них...

Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»

8 класс. Русский язык. Третий урок в теме "Односоставные предложения". Урок построен с позиции здоровьесбережения....

"Самостоятельная деятельность обучающихся на уроках русского языка как элемент ключевой образовательной компетенции"

Педагоги школ понимают, что современное образование не стоит на месте. Главное не передать сумму знаний, а формировать компетентность....

Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения.

Эффективное усвоение материала на уроках русского языка проходит благодаря приемам методики проблемного обучения....

Интегрированный урок русского языка и духовного краеведения.

Материал можно использовать для урока русского языка в 8 классе по теме "Описание архитектурного памятника". Этот урок готовила для сборника Л.Шевченко на курсах "Духовное краеведение Подмосковья"....

Уроки иностранного языка с элементами краеведения как средство формирования чувства патриотизма и любви к Родине.

Данная статья рассматривает необходимость включения краеведения на уроках иностранного языка для достижения личностных результатов выпускников основной школы. а именно - стремление к лучшему осознанию...