Похвальное слово существительному
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._pohvalnoe_slovo_sushchestvitelnomu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

«Похвальное слово существительному» (роль имени существительного в речи)

Цели урока:

  • Расширение представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи;
  • Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
  • Развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка;
  • Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
  • Активизации познавательной деятельности учащихся

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки.

Ход урока

  1. Разминка – повторение.

 Записать слова под диктовку с последующей взаимопроверкой

Под плащом, ложь, поведение, притворство, отчизна, престиж команды, информация, цирк, гастроли за рубежом, привилегии ветеранам, изображение, репродукция, олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, синонимы, антонимы.

Слова какой части речи записаны в словарном диктанте?

Что такое существительное?

Что может обозначать существительное?

  1. Тему сегодняшнего урока я сформулировал так: Похвальное слово существительному».

(запись темы в тетрадь)

А что значит «похвальное»? (заслуживающий похвалу, содержащий похвалу)

Значит, сегодня мы будить хвалить существительное. А вот за что, мы и узнаем сегодня на уроке. А в качестве д.з. вы и напишите «похвальное слово» существительному.

  1. Итак, начнём. Слово «учёному-лингвисту» (выступление ученика о существительном как о древнейшей и важнейшей части речи) См. книгу  «Занимательная грамматика»  В. Иванова, З. Потиха, Д. Розенталь.

Задача учащихся во время прослушивания выступления сформулировать 1-2 вопроса и задать их одноклассникам.

  1. С именем существительным вы сталкиваетесь в первые дни своей жизни.  Каждому из вас при рождении дали имя. А ведь имя – это тоже имя существительное.

Выступление ученика с мини-проектом «Что в имени тебе моём?»

  1. Работа с текстом упр. 136

Прочитать и подчеркнуть те предложения, в которых содержится главная мысль текста.

Записать 2 предложения в тетрадь.

  1. Итак, умелое использование существительных придаёт речи выразительность и красоту. Мы уже говорили о стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья», где из 22 слов нет ни одного глагола, а преобладающая часть речь – существительное – 14 слов.

Обратимся к  другому поэтическому произведению.

Упр. 137

(Объяснить л.з. устаревших слов, какая картина рисуется в вашем воображении?, построить схему предложения).

Этот же приём использован и в других стихотворных произведениях:

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес

                       (С. Аксаков)

Мороз и солнце; день чудесный!

                                             (  А.С. Пушкин)

Какие картины вы представляете в своём воображении, прочитав эти строки?

  1. Вы знаете, что существительные могут употребляться как в прямом , так и переносном значении. Поэтому в речи, а особенно в художественной, благодаря этой особенности существительных, возможно создание метафор и сравнений.

Что такое метафора, сравнение? (см.  стр. 63, 64)

Перед вами тексты:

А) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)

Б) Догорают дни у просек

На рябиновых кострах.

По дорогам ходит осень

В красно-жёлтых сапогах.

Старушонкой в серой шали

По утрам встаёт заря.

По утрам встаёт заря.

Шустрый ветер бойко шарит

По амбарам сентября. (Н. Лухтин)

Найти сравнение и метафоры.

Какую функцию в данных текстах выполняют эти изобразительно-выразительные средства?

  1. Делают речь образной и выразительной, помогают избегать повторов слова –синонимы.

-Что такое синонимы?

-Упр. 148 №4

-составьте синонимичный ряд к слову

Мужество (смелость, храбрость, отвага, бесстрашие,)

Милосердие (сочувствие, доброта)

- Есть приём, о котором мы ещё не говорили, он называется градацией.

Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события, действия, мысли, чувства по возрастающей или убывающей значимости.

Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

- Расположите данные существительные в порядке возрастания, применив градацию.

А). хохот, усмешка, смех, хихиканье (усмешка, хихиканье, смех, хохот)

Б). Гигант, колосс, великан (великан, гигант, колосс)

Вывод: мы сегодня говорили о существительном, вспомнили, что это самая частотная часть речи.

Именем существительным являются наши имена, при помощи существительных мы можем нарисовать самые разные словесные картины, употребление сравнений, метафор , синонимов делают нашу речь образной и выразительной.

Существительное действительно есть за что хвалить.

Домашнее задание.

Написать сочинение «Похвальное слово существительному»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Похвальное слово глаголу"

Данную методическую разработку можно испльзовать в 5 классе после изучения темы "Глагол"  в качестве обобщающего урока. Разнообразные задания помогут учащимся закрепить и обобщить полученные знан...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Похвальное слово о казаках. Презентация.

Презентация к классному часу....

«ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАГОЛУ»

«Похвальное слово глаголу»...

Презентация осеннего праздника "Царица овощей: похвальное слово капусте"

Данная презентация была подготовлена специально для проведения осеннего праздника, который был посвящен капусте. Праздник проводился для учащихся начального и среднего звена....