Программа Трудные вопросы орфографии 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Куклина Юлия Александровна

Программа Трудные вопросы орфографии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_trudnye_voprosy_orfografii.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 693

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор ГБОУ школа № 693

ГБОУ школа № 693

Невского района Санкт-Петербурга

Невского района Санкт-Петербурга

______________________________

Протокол от ____________ № ____

Приказ от ______________ № ____

Программа внеурочной деятельности

 «Трудные вопросы орфографии»

для учащихся 8 классов

2021/2022

Рассмотрена и одобрена

Составитель

МО учителей _________

Учитель ГБОУ школа № 693

Протокол от ____________ № ____

Куклина Юлия Александровна

Руководитель МО

________________ / ФИО

Санкт-Петербург

2021

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 8-х классов общеобразовательных школ

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов,
  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Курс для учащихся 8 классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 8 классу сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях курса «Трудные вопросы орфографии» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой);

2 тренировочный (тестовые задания);

3. игровой (шарады, кроссворды);

4. контролирующий (диктанты, тесты).

Содержание обучения

  1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением

- гласные, непроверяемые ударением

- чередующиеся гласные

- правописание согласных в корне

- О, Ё после шипящих в корне

Цель: отработать умения «видеть» орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Правописание НЕ с различными частями речи

5. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

6. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

7. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные, слитное написание

- сложные существительные, дефисное написание

- сложные прилагательные, слитное написание

- сложные прилагательные, дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

8. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

9. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

10. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

11. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

- склонение числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

12. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

Тематический план курса (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов
всего

Кол-во часов по теме

Форма занятий

1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

2

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

2.

Орфограммы в корнях

4

 

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

 

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

 

2

 

 

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

 

2

 

3.

Правописание приставок

3

 

Лекция. Практическое применение правил

 

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

 

3

 

4.

Правописание НЕ с различными частями речи

2

2

5.

Орфограммы в суффиксах

6

 

Лекции с составлением алгоритмов по темам

 

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

 

3

 

 

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

 

2

 

 

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 

1

 

5

Орфограммы в окончаниях

4

 

Семинары - практикумы

 

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

 

2

 

 

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

 

2

 

6

Правописание сложных слов

3

 

Лекция учителя. Тренировочные задания

 

Соединительная гласная в сложных словах

 

1

 

 

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

 

2

 

7

Правописание предлогов

2

 

Семинары-практикумы

 

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

 

2

 

8

Правописание союзов

2

 

Компьютерное тестирование

 

Слитное и раздельное написание союзов

 

2

 

9

Правописание частиц

2

 

Семинары -практикумы

 

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

 

2

 

10

Правописание числительных

2

 

Семинары -практикумы

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

2

 

11

Принципы и правила переносов

1

1

Тренировочные задания

12

Итоговая работа

1

 

 

Итого

34 часа

Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Контроль

Домашнее задание

1

Опознавательные признаки орфограмм

Знать правила о морфемах, правописание орфограмм-букв в приставках и корнях, уметь делать морфемный разбор, применять орфографические правила при написании слов.

Устный опрос

Конспект

2

Части речи. Опознавательные признаки

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Блиц-опрос

Записи в тетради

3

Орфограммы в корнях. Гласные, проверяемые ударением

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Текущий контроль

Записи в тетради

4

Гласные, не проверяемые ударением. Чередующиеся гласные

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Работа в группах

Выучить таблицу в тетради

5

Согласные в корне слова. О, Ё после шипящих в корне

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Блиц-опрос

Знать правила

6

Согласные в корне слова. О, Ё после шипящих в корне

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Предупредительный диктант

Упр. на распечатке

7

Неизменяющиеся на письме приставки

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам

Устный опрос

Задание в тетради

8

Измениющиеся на письме приставки

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам

Объяснительный диктант

Задание в тетради

9

Приставки, зависящие от значения

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам

Тренировочные упражнения

Записи в тетради

10

НЕ с разными частями речи

Знать основное правило написания приставок.

Работа с индивидуальными карточками

Знать правила

11

НЕ с разными частями речи

Знать основное правило написания приставок.

Взаимопроверка

Доделать в тетради

12

Орфограмы в суффиксах. О,Ё после шипящих

Знать основное правило написания приставок.

Блиц-опрос

Знать теорию

13

Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, наречий

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Викторина

Доделать упр.

14

Буквы Ч, Щ в суффиксах существительных. Суффиксы прилагательных К, СК

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Работа со словарем

Выполнить тест

15

Гласные в суффиксах глаголов ОВА, ЕВА, ЫВА, ИВА

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Работа в группах

Задание в тетради

16

Гласные в суффиксах существительных ЕК, ИК

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Блиц-опрос

Упр. на распечатке

17

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Комментированное письмо

Составить таблицу

18

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Лексический диктант

Составить упражнение

19

Орфограммы в окончаниях. О, Ё после шипящих

Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах

Работа со словарём

Правила выучить

20

О, Ё после шипящих в окончаниях

Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах

Работа в группах

Задание в тетради

21

Падежные и родовые окончания

Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах

Взаимопроверка

Упражнение

22

Личные окончания глаголов

Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах

Предупредительный диктант

Теория, карточки

23

Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах

Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь правильно выбирать соединительную гласную О и Е в сложных словах

Работа в парах

Составить слова

24

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Фронтальный опрос

Знать правила

25

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Групповая работа

Тест

26

Правописание непроизводных и производных предлогов

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Блиц-опрос

Знать теорию, упражнение

27

Слитное и раздельное написание предлогов

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Творческая работа

Упражнение

28

Слитное и раздельное написание союзов

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Тренировочные упражнения

Знать правила

29

Слитное и раздельное написание союзов

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Объяснительный диктант

Тест

30

Правописание частиц

Уметь находить орфограммы в словах

Устный опрос

Правило

31

НЕ, НИ с разными частями речи

Уметь находить орфограммы в словах

Работа со словарем

Упражнение

32

Правописание числительных

Уметь находить орфограммы в словах

Работа в группах

Задание в тетради

33

Ь на конце и в середине числительных

Уметь находить орфограммы в словах

Викторина

Карточка

34

Принципы и правила переноса

Уметь находить орфограммы в словах

Анализ текста

Слова в тетради

Литература для учителя

  1. Дейкина А.Д., Л.И. Журавлева, Пахнова Т.М. Русский язык. Орфография. 8-11 классы. Практикум. – М.: издательство «ВАКО», 2015.
  2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. 8 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА. – М.: Интеллект-Центр, 2018.
  3. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для 8 класса Трудные вопросы орфографии

Курс посвящен формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему знания, полученные учащимися при изучении орфографии в 5 -7 классах...

ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА " ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ " (34 ЧАСА)

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач лингвистического образования в школе - формированию навыков грамотного письма....

Образовательная программа дополнительного образования "Трудные вопросы орфографии" (7 класс)

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и  предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы. Занятия объединения  проводятся во взаимосвязи с Прог...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской  орфографии» 10 класс....